Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Римко Татьяна Алексеевна

 Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

В данной презентации мы   рассмотрим приемы формирования регулятивных и коммуникативных УД на уроках в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий» Выполнили: Т. А. Римко Т . Н. Черепанова Учителя начальных классов МБОУ Исаковской СОШ Вяземского района Смоленской области

Слайд 2

Федеральные государственные стандарты общего образования ориентированы на формирование умения учиться. Под универсальными учебными действиями (УУД) в широком смысле понимается умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Коммуникативные УУД Умения коммуникации -работа с информацией; -выражение своих мыслей в устной и письменной форме; - слушание , чтение с пониманием; - формулирование вопросов на основании услышанного и прочитанного; умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество - определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников; -работать в паре на основе заданных правил взаимодействия ; -работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия; -допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - обосновывать и отстаивать собственную точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - говорить, не мешая другим; - слушать, не перебивая товарища .

Слайд 4

Регулятивные действия ( целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка, саморегуляция ) обеспечивают произвольность поведения и деятельности, их построение в соответствии с предлагаемыми и создаваемыми нормами, образцами и правилами. Эти УУД формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в совместной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.

Слайд 5

Важнейшим условием формирования УУД является рефлексия учащимися своей деятельности и поведения. Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Нужно дать возможность ребёнку не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Необходимые условия для формирования УУД создаются на коллективных учебных занятиях.

Слайд 6

Особенности деятельности учителя на учебных занятиях: Учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга. Учитель показывает логические приёмы и способы освоения текстов, направляет умственные действия учащихся. Обсуждает правила и нормы взаимодействия учащихся друг с другом, отслеживает и корректирует порядок действий. Учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки.

Слайд 7

Чтобы ребёнок начал говорить о своих достижениях и трудностях, используются другие вопросы: -Всё ли запланированное успел? -Что в итоге получил? -Достигнут ли желаемый результат? -Что помогало или мешало действиям? -Что помогало или мешало общаться? -Было ли трудно приводить примеры, формулировать выводы, подбирать аргументы? В чём причина этого?

Слайд 8

Внимание! Всё, что выполнено самостоятельно, необходимо проверить у учителя или товарища, хорошо знающего тему. Нужно научиться выполнять задание так, чтобы суметь потом проверить товарищей !

Слайд 9

Методика взаимообмена заданиями Предназначена для первичного изучения материала за счёт работы учащихся в парах. Готовится специальный дидактический материал – карточки, содержащие по три однотипных упражнения. Они должны быть разными по тематике, но одинаковыми по структуре. Учитель распределяет разные задания между учениками, обучает каждого из них индивидуально .

Слайд 10

Учитель объясняет способ выполнения задания «а», записывая решение в тетрадь ученика, даёт ему необходимые консультации, отвечает на вопросы, просит восстановить объяснение. Задание «б» ученик выполняет под наблюдением учителя, комментируя свои действия. Учитель обращает внимание на моменты, которые не удаются его напарнику, задаёт вопросы на уточнение, предлагает сформулировать вопросы. Задание «в » ученик выполняет без наблюдения со стороны учителя. После его проверки учитель проводит минирефлексию: просит ученика воспроизвести объяснение задания «а», восстановить последовательность обучающей работы учителя, даёт рекомендации, как учить следующего напарника. Таким образом, учитель добивается не только усвоения учебного материала, но и техник работы с партнёром .

Слайд 11

Порядок работы в паре по методике взаимообмена заданиями Прочитай напарнику задание из своей карточки. Выполни в тетради напарника задание 1 из своей карточки, объясняя его решение. Проследи, как твой напарник выполняет задание 2 из твоей карточки. Поменяйся ролями с напарником : пусть теперь он объяснит тебе задание своей карточки, работая по пунктам 1-3. Поменяйся карточками с напарником . Выполни задание 3, работая самостоятельно. Поменяйся тетрадями с напарником . Проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3. Поблагодари напарника за работу. Возьми его карточку . Смени партнёра.

Слайд 12

Карточка №1 Найди родственные слова. Выдели корень . Шум, гам, шумный. Час, часики, время. Ворона, грач, грачата. Вода, водица, водитель. Гусь, гусеница, гусёнок.

Слайд 13

Карточка №2 Найди родственные слова. Выдели корень . Лебёдушка, заросли, побольше, вырос, лебеди , большущий . Малыш, выкатывался, каток, маленький, посмотрел , смотришь . Поиграем, интересный, скучать, интересуйся , игрушка, скучно .

Слайд 14

Порядок работы в паре по методике обучающего словарного диктанта Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения. Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет – скажи, что оно означает. Выслушай, как напарник произнесёт слово по слогам. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно. Проследи, как напарник записывает слова в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать слово по слогам. Теперь поменяйтесь ролями. Сейчас напарник диктует первое слово из своей карточки ( по пунктам 2-4). Вновь поменяйтесь ролями. Поочерёдно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек ( по пунктам 1-4). Поблагодарите друг друга за работу и смените напарника.

Слайд 15

Карточка 1 ученик Россия Москва хорошо молоко работа Карточка 2 заяц лопата платок русский язык горох Карточка 3 одежда корова собака машина дежурный русский Карточка 4 ворона сорока завод класс сахар ребята Карточка 5 ученик учитель тетрадь собака дежурный коньки Карточка 6 капуста работа пенал месяц огурец осина Карточка 7 посуда тарелка карандаш малина растение жёлтый Карточка 8 быстро девочка деревня дорога класс облако Карточка 9 морковь молоток метро народ октябрь рисунок

Слайд 16

Карточка 1 берёза одежда девочка Карточка 2 медведь Завод коньки Карточка 3 мороз быстро товарищ Карточка 4 берёза девочка пальто Карточка 5 медведь завод товарищ Карточка 6 одежда ученик ребята Карточка 7 быстро пальто ребята Карточка 8 мороз коньки ученик Карточка 9 обезьяна стакан отец

Слайд 17

Порядок взаимодиктанта в паре Получи текст, прочитай его. Продиктуй текст напарнику. Поменяйтесь ролями. Совместно проверьте диктанты друг друга: сначала один, а потом другой. Подчеркните ошибки. Сделайте анализ допущенных ошибок, исправь их. Напишите на полях, кто проверил. Поблагодарите друг друга за работу.

Слайд 18

Карточка 1 (1 класс) 1. З м Д я г В 2. ва гу ди ло 3. гуси , домик

Слайд 19

2 класс Взаимодиктант в паре Тема « Ь- показатель мягкости» Карточка 1 лошадь медведь мальки

Слайд 20

2 класс Взаимодиктант в паре Тема «Сочетания жи-ши » карточка 1 широкий шишки пружина

Слайд 21

2 класс Взаимодиктант в паре Тема «Разделительный мягкий знак» Карточка 1 ружье воробьи платье

Слайд 22

2 класс Взаимодиктант в паре Тема «Сочетания ча-ща » Карточка 1 куча гуща каланча

Слайд 23

2 класс Взаимодиктант в паре Тема «Сочетания чк , чн » Карточка 1 ночной цветочки уточка

Слайд 24

3 класс Взаимодиктант в паре Тема «Сочетания чу-щу » Карточка 1 захвачу тащу хочу

Слайд 25

3 класс Взаимодиктант в паре Тема « Заглавные буквы в именах, фамилиях, кличках животных и т.д.» Карточка 1 Мы любим читать сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд 26

4 класс Взаимодиктант в паре Тема « Окончания имён существительных» Карточка 1 На востоке показалось, появилось на тополе, сирени и клёне, бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани.

Слайд 27

4 класс Взаимодиктант в паре Тема « Однородные члены предложения» Карточка 1 Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора .

Слайд 28

Порядок работы в паре по методике взаимообмена заданиями Прочитай напарнику задание из своей карточки. Выполни в тетради напарника задание 1 из своей карточки, объясняя его решение. Проследи, как твой напарник выполняет задание 2 из твоей карточки. Поменяйся ролями с напарником: пусть теперь он объяснит тебе задание своей карточки, работая по пунктам 1-3. Поменяйся карточками с напарником. Выполни задание 3, работая самостоятельно. Поменяйся тетрадями с напарником. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3. Поблагодари напарника за работу. Возьми его карточку. Смени партнёра.

Слайд 29

1 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Глухие и звонкие согласные» Карточка 1 Много один морозы наряды рога

Слайд 30

1 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме « Мягкий знак» Карточка 1 Много один 1.кони 2.дожди 3.словари

Слайд 31

2 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Родственные слова» Карточка №2 Выпиши родственные слова Моряки, морской, моржи, море. Лиса, лист, лисонька, лисий. Морской, моряк, море, мороз. 3.Вода , водичка, водный, водитель. Лестница, лесник, лесная, лесовик.

Слайд 32

2 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме « Однокоренные слова» Карточка №2 Найди родственные слова. Выдели корень. Глаз, газировка, глазик. Соль, еда, солить. Земли, почва, земляной Гриб, грибной, боровик. Моряк, речник, море.

Слайд 33

3 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме « Однокоренные слова» Карточка №2 Найди родственные слова. Выдели корень. 1.Стол, книжный, столик, колбаса, книжечка, колбасный. 2. Бегать, свет, лесной, лесник, светить, бег. 3. Переход, луна, рыбак, лунатик, ходьба, рыбный.

Слайд 34

3 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме « Окончание слова» Карточка №2 Измени слово и выдели окончание . Лисий, походка, лисонька. Песочный, ходили, цветной. Выходка, беленький, труды.

Слайд 35

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме « Однокоренные слова» Карточка №2 Подбери родственные слова и выдели корень. Рыбак, умник, повар. Лист, лиса, карамель. Аромат, город, желтый.

Слайд 36

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Части слова» Карточка №2 Подбери родственные слова, выдели корень и приставку. Перелёт, посадил, наезд. Сбросил, подснежник, безморозный. Собрат, безбилетный, отголосок.

Слайд 37

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Части слова» Карточка №2 Подбери родственные слова, выдели корень и окончание, а затем суффикс . Аппетитный, бережок, избушка. Звездочка, сторожевой, вагончик. Языковой, братик, снежный.

Слайд 38

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Склонение имён существительных» Карточка №2 Выбрать существительные 1-ого склонения Капуста, мечта, ссора, капитан. Корабль, природа, сумма, рябина. Деревня, задача, мель, ошибка.

Слайд 39

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Склонение имён существительных» Карточка №2 Выбрать существительные 2-ого склонения Пятно, апрель, аптека, врач. Продавец, верность, дождь, море. Горе, город, день, боль.

Слайд 40

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Склонение имён существительных» Карточка №2 Выбрать существительные 3-ого склонения Мать, акварель, асфальт, аптека. Метель, воскресенье, ванна, вермишель. Радость, деревня декабрь живопись.

Слайд 41

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Увеличение в 10, 100, 1000 раз» Карточка №2 1 . 9∙10= 2 . 18∙10= 3. 24∙10= 19 ∙10= 73∙100= 71∙100= 19 ∙100= 65 ∙100= 840 ∙100= 9∙1000= 42∙1000= 33∙1000=

Слайд 42

4 класс Работа в паре по методике взаимообмена заданиями по теме «Уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз» Карточка №2 1 . 80:10= 2 . 400:10= 3. 520:10= 180:10= 2500:100= 870:10= 1800:100= 9100:100= 900 :100= 8000:1000= 45000:1000= 6000:1000=

Слайд 43

Порядок работы в паре по методике взаимотренажа Продиктуй напарнику первое задание из своей карточки, не говоря ответа. Проверь ответ напарника по своей карточке. Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, то скажи ему правильный ответ. Перейди к следующему заданию. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответь поочерёдно на задания из карточки напарника. Поблагодари напарника за работу .

Слайд 44

1 класс Работа в паре (взаимотренаж) По теме « Счёт в пределах 10» Карточка № 1 2 + 4=6 8 – 3 =5 0 + 1 =1 2 + 2 =4 4 – 4 =0 2 + 5 =7

Слайд 45

2 класс Работа в паре (взаимотренаж) По теме «Таблица умножения на 2, 3, 4, 5» Карточка № 1 2 ∙ 4=8 3 ∙ 3=9 2 ∙ 2 =4 5 ∙ 3=15 2 ∙ 5 =10 7 ∙ 3=21

Слайд 46

Литература: В. Б. Лебединцев «Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий» Волгоград издательство «Учитель» 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений умладших школьников.К л ю ч е в ы е с л о в а:...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

«Технологии формирования и оценки универсальных учебных действий в начальной школе»

В статье рассказывается о современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии способствуют формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе....

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....

Формирование и классификация универсальных учебных действий в начальной школе.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового соци...