Рабочая программа по чтению. 2 класс
рабочая программа на тему

Хохлова Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по чтению. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_-_2_klass.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 8 имени Н.Н.Рукавишникова г.Томска

«Рассмотрено»                        «Согласовано»                        «Утверждено»

на заседании МО        на заседании методсовета                Директор

протокол № ____________        протокол № ____________                __________ / Буркаева Н.Н.

«____» ___________ 2014 г.        «____» ___________ 2014 г.                    приказ №

Руководитель МО                        Руководитель МС                        «____» ___________ 2014 г.

___________ / Гаврилкина М.В.        __________ / Дихтяренко О.В.

Рабочая программа

Литературное чтение

для 2 класса

по программе «Школа 2100»

Составитель:

Хохлова Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов,

учитель высшей

квалификационной категории

Томск 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена для обучающихся 2-х классов  муниципального автономного общеобразовательного учреждения  лицея №8.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

  СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

 1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)общую характеристику учебного предмета, курса;

3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)содержание учебного предмета, курса;

7)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на работу  в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях и составлена в соответствии:

  • с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (06.10.2009 г.);
  • Концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов начального общего образования;
  •   требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования ОУ;
  • программы по чтению и начальному литературному образованию  для 1-4 классов образовательной системы «Школа 2100», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  Сборник программ. Начальная школа. Москва. «Баласс». 2012 г.

Литературное чтение – один из  основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию  и духовно- нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературное чтение обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыты самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других  стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется следующим:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  • овладение речевой и письменной коммуникативной  культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных  нравственно – эстетических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно  ориентированный подходы.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современного образования и идеологию ФГОС: необходимость воспитания гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готового знания», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в современном мире с огромным потоком информации, социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в  виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа, обеспечивающие развитие учебно – познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

        Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников ,их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к  социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности и толерантности.

        Коммуникативная направленность основной образовательной программы начального образования требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода  к концу обучения в начальной школе может стать сформированность умений читать «про  себя».

        Использование современных технологий способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора.

Например, урок – диалог позволяет организовать  живой разговор между  читателем и автором, читателем и его сверстниками  - читателями, читателем – учителем и читателем – учеником. Это  привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании которых дети смогут сделать правильные выводы.

        Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

        На каждом следующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения.

        В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

        Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части  в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное рисование) произведения; выбор вида пересказа в  зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.

        Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.

        Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной речи, техники чтения, читательской грамотности, мышления, воображения.

        Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по литературному чтению стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.

        Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышения культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов младших школьников.

        Педагогические средства обучения литературному чтению направлены на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, но в реализации этого принципа есть свои особенности.

Во 2-ом классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, в учебниках достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Во 2-ом классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-ом классе – это игра - путешествие.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста.

 Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию в целом.

 Обобщение прочитанного.

Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам

текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских

интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  1. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  1. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается  с 1 по 3 классы по четыре  часа в неделю (136 ч. в год). В 4 классе  - по три часа в неделю – 102 часа в год.

Общий объем учебного времени составляет 502 часа.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

 СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,  и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих результатов:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  3.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  4.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  5.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  12. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие  формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную  (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

К концу 2-го года обучения ученик научится:

- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

К концу 2-го года обучения ученик получит возможность научиться:

- осознанно читать целыми словами про себя;

- выразительно читать текст с соблюдением соответствующей интонации, тона, громкости и темпа речи;

- понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий;

- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;

- находить ключевые слова в тексте;

- находить в тексте ответы-предложения на вопросы учителя к тексту произведения;

- отвечать на предварительные вопросы к тексту перед чтением; самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;

- эмоционально переживать прочитанные стихотворения (что почувствовал, о чём захотелось подумать);

- находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;

- находить в тексте материал для характеристики героя, анализировать его портрет, размышлять над его поступками, над авторским отношением к нему; наблюдать за речью героя, как она помогает понять его характер;

- вниманию к авторскому слову в художественном тексте, размышлять о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово (как автор рисует словами);

- выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

- аргументировать свою точку зрения, высказывать своё отношение к прочитанному;

- различать жанры устного народного творчества;

- определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать поступки героев, определять их причины; давать оценку поступков героев;

- наблюдать за языком народных и авторских сказок, стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор);

- подробно пересказывать небольшие произведения или отдельные эпизоды с соблюдением логики изложения;

- выборочный пересказ текста в форме рассказа о сказочном герое;

- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

- составление устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану;

- писать сочинения-миниатюры о сказочных героях; иллюстрирование, инсценирование.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения

Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках...» (24 ч).

 Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Раздел 2. «Сказочные человечки» (27 ч).

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.- Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Раздел 3. «Сказочные богатыри» (13 ч).

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

Раздел 4 «Сказка мудростью богата...» (20 ч).

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

Раздел 5.«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч).

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка- сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (24 ч).

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ:  6 часов.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

5) переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

 Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

Элементы анализа

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

 Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

 Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

  Литературная (авторская) сказка; повесть - сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

 Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев.  Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).

 Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Творческая деятельность учащихся

 (на основе литературных произведений)

Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения - миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста. Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Таблица требований

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
  • овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально - -оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять свое отношение
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе

2 класс

  • осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
  • понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
  • умение делить текст на части, озаглавливать их;
  • умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробный и выборочный пересказ текста;
  • составление по плану устного рассказа о герое прочитанного произведения
  • размышления о характере и поступках героя;
  • высказывание своего отношения к прочитанному  (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)
  • умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
  •  различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • умение относить сказочных героев к одной из групп: положительные, отрицательные, герои – помощники, нейтральные персонажи;
  • соотнесение авторов0 названий и героев прочитанных произведений

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Раздел 1.

 «Там, на неведомых дорожках...»

24 часа

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр: рассказ, стихотворение, сказка народная или авторская; загадка, пословица, скороговорка);  передавать последовательность сюжета; описывать героев;

- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

- читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий тон и темп речи;

- декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы;

- читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;

- характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательства мыслей и чувств автора;

- участвовать в ведении диалога с автором по ходу чтения или слушания текста;

 - объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать  текст;

- составлять план: делить на части, озаглавливать части;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации;

Вбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.

Культура речевого общения

- участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения;

- формулировать вопросительные предложения;

 - конструировать монологические высказывания: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

- инсценировать художественные произведения (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации;

- иллюстрировать художественное произведение;

- сочинять загадку, сказку, считалку.

Раздел 2.

 «Сказочные человечки»

27 часов

Раздел 3.

 «Сказочные богатыри»

13 часов

Раздел 4

«Сказка мудростью богата...»

20 часов

Раздел 5.

«Сказка – ложь, да в ней намёк...»

21 час

Раздел 6.

 «Самое обыкновенное чудо»

24 часа

Резерв

5 часов

Праздничные дни

Итого

136 часов

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  1. определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  2.  развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и справлять собственные ошибки;
  3. мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  4. создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Чтение как речевой вид деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы» указано, что выпускники должны уметь читать осознанно текст «про себя» без учета скорости.

Контроль скорости чтения проводит, чтобы иметь представление, как происходит ее приращение у каждого ученика, осуществлять необходимую коррекцию.

При оценивании техники чтения следует учитывать следующие параметры:

  •  способ чтения (для чтения вслух);
  • правильность чтения  - чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);
  • его осознанность;
  • выразительность (для чтения вслух);
  • скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).

Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения второклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающегося.

Для  проверки детям предлагается прочитать незнакомый текст, доступный по содержанию, учитель путем фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Во втором классе контроль навыка чтения проводится как «чтение вслух» и «чтение про себя».

Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены задания, помещенные в рабочие тетради по литературному чтению. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала. Время проведения проверочной работы на уроке обобщения знаний по изученному материалу составляет 15 -20 минут.

Итоговая отметка  - это показатель уровня образовательных достижений. Она вычисляется как среднее арифметическое текущих отметок и обязательных отметок за проверочные работы.

В качестве инструментов  для оценивания результатов используются: формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

  • комплексные разноуровневые работы на ведущие предметные и метапредметные способы/ средства действия;
  • литературные диктанты (проверка литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, разделу, теме;
  • тесты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
  • тексты и задания для проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
  • комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых итоговых работ);
  • контрольные работы для проверки умений работать с книгой.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Контроль предметных результатов

Виды и формы контроля

  1. Текущий.
  • Беседа по вопросам.
  • Составление плана.
  • Озаглавливание частей рассказа.
  • Выборочное чтение.
  • Выразительное чтение.
  • Чтение по ролям.
  • Рассказ по ключевым словам.
  • Рассказ от лица героя.
  • Чтение наизусть.
  • Пересказ текста по частям.
  1. Тематический.
  • Чтение наизусть стихотворений
  • Проверка уровня начитанности
  1. Итоговый
  • Комплексная проверочная работа
  • Проверка техники чтения без учета темпа
  • Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

В качестве контрольно – измерительных  используются  материалы, помещенные в сборники:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Итоговые контрольные работы по чтению.

2 класс  /Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс; 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

  1.  «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 2 класс. /Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.- М.: Баласс, 2013 . (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012.  «Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 2 класса»
  3. Контрольно-измерительные материалы, публикуемые в методическом журнале «Начальная школа».

Раздел учебного курса

Вид контроля

Форма контроля

Приложение

2 класс

Раздел 1. «Там,  на неведомых дорожках…»

24 часа.

Тематический

Проверочная работа

№ 1

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.

Раздел 2. «Сказочные человечки» - 27 часов

Тематический

Проверочная работа

№ 2

Раздел 3. «Сказочные богатыри» - 14 часов.

Тематический

Проверочная работа

№ 3

Раздел 4. «Сказка мудростью богата» - 20 часов.

Тематический

Проверочная работа

№ 4

Раздел 5. «Сказка—ложь, да в ней намек…» - 21 час.

Тематический

Проверочная работа

№ 5

Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» - 24 часа.

Тематический

Проверочная работа

№ 6

Итоговая комплексная работа

Итоговый

Комплексная работа

О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012.  «Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 2 класса»

Бунеева Е.В, Чиндилова О.В. "КИМ. Итоговые контрольные работы чтению. 2 класс. ФГОС"-
М.: Баласс, 2013.

Резервные уроки – 6 часов.

Критерии и нормы оценок

Проверка техники чтения. Контрольная проверка навыка чтения проводится 1 раз в полугодие у каждого учащегося.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова, подбирать правильную интонацию

2.    Читать безошибочно

3.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

  Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        Для реализации целей и задач обучения литературному чтению по данной программе используются:

  1. Стандарт начального образования по литературному чтению.
  2. Примерная программа начального образования по литературному чтению.
  3. «Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы): Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»./Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.- М.: Баласс, 2009.

УМК по литературному чтению  издательства «Баласс».

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2012.
  2. 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.

3.Уроки литературного чтения во 2 классе: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева, О. В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2012.

Дополнительная литература:

1. Шестакова, Н. А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение Маленькая дверь в большой мир». 2класс  – М.: Баласс, 2013.

2. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : метод. пособие для учителя начальных классов – М.: Баллас, 2009.

3. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе  – М.: Ювента, 2008.

  1. Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 1-2 классы. Тесты, кроссворды,

филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. С.А. Маркова. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).

  1. Литературное чтение (по УМК «Школа 2100»). 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова – М.: Издательство «Планета», 2011. – (Качество обучения).
  2. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

4. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru

5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): http://nsc.1september.ru/urok

6. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

7. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com

Наглядные пособия:

1. Таблицы «Портреты писателей».

2. Репродукции картин художников.

Информационно-коммуникативные средства:

1. Видеозаписи: «Винни-Пух и все, все, все…», «Ну, погоди!»

2. Видеофильмы: «Конёк-Горбунок», «Малыш и Карлсон…»

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Интеарктивная доска SmartBoard

 Учебно-практическое оборудование:

1. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

Специализированная мебель:

Компьютерный стол.

Список литературы для учащихся

  1. Литературное чтение. 2 класс («Маленькая дверь в большой мир»): учебник: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.

5.  Тетрадь по литературному чтению. 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. –  М.: Баласс, 2013.

2. Дополнительная литература:

1. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 2 класс  – М.: Баласс, 2013.

3. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе  – М.: Ювента, 2009.

Список литературы для учителя

1. Уроки литературного чтения во 2 классе: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева, О. В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2012.

2. Дополнительная литература:

1.  Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 2 класс  – М.: Баласс, 2013.

2.  Соболева, О. В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : метод. пособие для учителя начальных классов  – М.: Баллас, 2009.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

5. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.- М.: Баласс, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...