Формирование коммуникативных УУД в современной начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
формирование коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Резникова Елена Владимировна
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 339
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
умение слушать собеседника.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Группы коммуникативных действий( по Асмолову А. Г.):
- коммуникация как взаимодействие;
- коммуникация как сотрудничество;
- коммуникация как условие интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие.
- Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
- Ориентация на позицию других людей.
- Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
- Учёт мнений и умение обосновывать своё мнение.
Коммуникация как сотрудничество.
- Умение договариваться и находить общее решение.
- Умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать.
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации.
- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания.
- Способность строить понятные для партнёра высказывания.
- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
К коммуникативным действиям относятся:
- постановка вопросов;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- принятие решения и его реализация;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение достаточно полно выражать свои мысли в диалоге
Условия формирования коммуникативных УУД
- Определение целей коммуникации
- Выбран партнёр
- Распределены функции и роли
- Ученики умеют действовать и взаимодействовать.
Формы организации коммуникативного общения
Учитель – Ученик Ученик – Ученик(групповая или парная)
Правила работы в группе
1.Слушай внимательно партнёра.
2. Переспрашивай и уточняй.
3.Отмечай прежде всё положительное.
4. Уважай чужие ошибки, вежливо объясни своё мнение.
5. Проси помощи у партнёра, помогай сам.
6. Результатом работы является ваше общее мнение.
7. Поблагодари партнёра за работу.
Уровни устной коммуникативной компетентности
- Обсуждение и дискуссия
- Небольшие выступления
- Презентации
Виды упражнений на развитие коммуникативных УУД:
* ассоциативные
* мыслительные
* речевые
* рефлексивные
* интерпретация
Основные критерии сформированности коммуникативных УУД:
- Желание вступать в контакт с окружающими
- Знание норм и правил
- Умение организовать общение
- Умение решать конфликтные ситуации
- Умение работать в паре.
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
-постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
-стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
-используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
-проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
Список литературы:
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. М.Д.Виноградова, И.Б. Первин «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников», М: Просвещение, 1977
3. В.Ф.Ефимов «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании»// Начальная школа, 2009, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-529359-1416265993.jpg)
Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе.Презентация.
Это интересно!...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687062-1444734582.jpg)
Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий в начальной школе
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успеш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971225-1510303063.jpg)
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/24/picture-1051243-1535118231.jpg)
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-49131-1710312217.jpg)
Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе
ИКТ используются в начальной школе с целью сбора, хранения, распространения и использования информации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390779-1390679720.jpg)
"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...