Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе(из опыта работы)
методическая разработка на тему

Чумакова Юлия Анатольевна

Материал выступления на педагогическом совете школы из опыта работы по теме "Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе". В нём отражены способы активизации познавательной деятельности, такие, как игровые технологии, проведение нетрадиционных уроков,работа в парах и группах, использование ИКТ, проектная деятельность, которые использую  в работе по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МБОУ – СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева г. Орла

«Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе»

Подготовила учитель нач. классов

1 кв. категории

Чумакова Ю.А.

2015г.

               Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности.

              В своей работе я опираюсь на положение ФГОС, согласно которому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Считаю, что сформированность у учащихся познавательных интересов позволяет в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.     Источником  познавательного интереса выступает сам процесс деятельности. Поэтому именно деятельностный подход в обучении внедряю на уроках по ФГОС второго  поколения.

          Структура современного урока предполагает целеполагание (дети на уроках формулируют цели, задачи, тему урока), каждый этап урока мотивационно обеспечен, в ходе урока проводится рефлексия. Да и в системе учебников УМК «Школа России» заложены возможности развития самостоятельности учащихся, познавательной активности при  формировании познавательных УУД. Для усиления мотивации предусмотрены «Странички для любознательных», «Занимательные странички». Эффективности достижения результата способствуют задания рубрик «Дай совет другу», «Подготовь сообщение на тему…», «Выскажи своё мнение».

Всё это помогает учителю управлять процессом познавательной деятельности учащихся.

Использую  на уроках  различные пути активизации учебной деятельности:

  • проблемное изложение материала
  • комментированные упражнения
  • самостоятельная работа учащихся
  • творческая работа детей,
  • формирование стимулов к учению.

Отметить хочется следующие способы активизации:

  • игровые технологии
  • проведение нетрадиционных уроков
  • работа в парах и группах
  • использование ИКТ
  • проектная деятельность

Игровые технологии

       На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы", "Математический футбол".

      Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • игры типа: «Кто первым получит 10»


           Предлагаю ребятам самим придумать сказки, стихотворения о геометрических фигурах, составить ребус, кроссворд, рифмованные задачки. Перспектива задать задания одноклассникам стимулирует активную познавательную деятельность.

Проведение нетрадиционных уроков очень нравится детям.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков :

  • урок-сказка,
  • урок-КВН,
  • урок-путешествие,
  • урок-спектакль,
  • урок-викторина,
  • урок-игра,
  • урок - аукцион,
  • урок-конференция,
  • урок-соревнование,
  • урок-эстафета...

В моей работе нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

      Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

     Итак, работа в парах и группах. Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Использование ИКТ

     Провести урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал невозможно без компьютерных технологий, которые активно использую в процессе обучения.
    Они позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

    Использую ИКТ на уроках математики : когда дети под  моим руководством  на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа.   Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему,  решают задачи на движение. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

   На уроках русского языка на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы.

    Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам.

   Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

    Так, использование ИКТ на уроках технологии  упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.  Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

   При использовании на уроке ИКТ структура урока принципиально не изменяется. Сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Отмечу, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Отдельно хочется отметить работу  над проектами.

Древняя мудрость гласит:

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.


   Действительно, проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

       Считаю, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Действительно, проектная деятельность, организованная в ходе управления познавательной деятельностью, помогает самостоятельно добывать знания.

       Поэтому, работу на каждом уроке стараюсь организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах (Из опыта работы)

Различные здоровьесберегающие технологии  используемые в начальных классах с детьми ЗПР....

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

"Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе" из опыта работы

выступление на педагогическом совете "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе"...

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе (из опыта работы)

Описание опыта организации внеурочной деятельности по ФГОС...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...