ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Компетентностный подход в обучении: проблемы, идеи, практика»
методическая разработка на тему

Пешкова Марина Анатольевна
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ«Компетентностный подход в обучении:проблемы, идеи, практика»
по теме:«Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Компетентностный подход в обучении:

проблемы, идеи, практика»

по теме:

«Компетентностный подход

 и его реализация в образовательном процессе»

                                                                                                           Подготовила

учитель нач.кл: Пешкова М.А.

                                                                                                             

октябрь, 2014г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»

     

      Компетентностный подход в образовании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах стратегических программ. Что они означают для школьных работников — учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?

        Мы пытаемся вместе с наукой ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с использованием компетентностного подхода в школе, опираясь на собственный многолетний опыт работы в школе.

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования.
    И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа. Младшие школьники видят мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким они хотели бы его видеть.    

Идут годы, ребенок растет -  нарастает нравственный максимализм, моральная требовательность к окружающим, рождаются муки несоответствия представления и реальности. А современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. Появляется боязнь ответственности, страх оказаться в центре внимания, замкнутость.

 Казалось бы, самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

     Понятие "компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией российского образования. Но прежде чем говорить о компетентностном подходе, давайте разграничим понятия компетенция и компетентность.

 ЗАДАНИЕ 2

Но для начала, я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (работа в группах).

1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности?

А) верно Б) неверно

 2. Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.

А) верно Б) неверно

3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.

А) верно Б) неверно

4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.

А) верно Б) неверно

5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе

А) верно Б) неверно

6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося

А) верно Б) неверно

7. Образование - формирование опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта.

А) верно Б) неверно

8. Образовательные компетенции – способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности

А) верно Б) неверно

9. Ключевые образовательные компетенции:

1. - Ценностно-смысловые компетенции;

2. – Общекультурные компетенции;

3. – Учебно-познавательные компетенции;

4.- Информационные компетенции;

5.- Коммуникативные компетенции;

6. – Социально-трудовые компетенции;

7 – Компетенции личностного самосовершенствования.

А) верно Б) неверно

10. Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.

А) верно Б) неверно

11. Предметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей

А) верно Б) неверно

12. Какая образовательная компетентность включает в себя:

  • знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки;
  • владение способами познания из разных источников;
  • умения действовать в нестандартных ситуациях;
  • умение критически оценивать разные интерпретации фактов;
  • владение методами познания, (измерения, вероятностными, статистическими методами)?

А) Компетенции личностного самосовершенствования

Б) Учебно-познавательные компетенции

Итак, вернемся к разграничению понятий компетенция, компетентность, компетентностный подход. Проверим себя.

СЛАЙД №3.

    Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.  

    Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. 
   
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.

 

     Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

 

СЛАЙД №4

   Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

  • отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
  • быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
  • задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
  • задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
  • быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
  • соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
  • представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

  • полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
  • новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.

СЛАЙД №5

    Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

  • ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

   

       Ключевые (базовые, универсальные) компетенции, в трактовке документов Министерства образования Российской Федерации, -- это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.     

 

       Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

    Суть развития ключевых компетентностей: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).

СЛАЙД №6

     Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  • общекультурная (учебно-познавательная и информационная) – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  • социально-трудовая (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • личностного определения (проблемная) – готовность к решению проблем.

 

     Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

СЛАЙД №7

      - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

    СЛАЙД №8

    Задачей компетентностного подхода  является найти компромисс между традиционным образованием с доминированием ценности знания и образованием на основе компетентностного подхода с доминированием ценности способности личности адаптироваться к современному миру.

Следует отметить, что компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков. Я предлагаю вам рассмотреть и проанализировать следующую таблицу

  СЛАЙД №9

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

  • Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Цель обучения

  • Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Формула результата образования

  • «Знаю, что»

Формула результата образования

  • «Знаю, как»

Характер образовательного процесса

  • Репродуктивный

Характер образовательного процесса

  • Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

  • Контроль

Доминирующий компонент процесса

  • Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

  • Статистические методы оценки учебных достижений

Характер контрольных процессов

  • Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

 

    Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в образовании в большей степени соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса на современном этапе.

  Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”.

  Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

ЗАДАНИЕ 3  (работа в группах):

Предлагаю подумать и назвать некомпетентностные виды деятельности на уроке.

 СЛАЙД №10

     Примеры:  

- монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос; 

- информирующая беседа;

 - самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;

- демонстрация видеофильма; экскурсия;

- проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.)

При компетентностном подходе в обучении  решается много проблем: мы как бы ненавязчиво учим детей: искать сведения,  выигрышно компоновать материал, оформлять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного становится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сделать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций необходимо использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. Следует напомнить, что компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»  Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

СЛАЙД 11 (Эффективные методы обучения)

 В связи с этим наиболее эффективными в работе являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность, групповая и парная работы. Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.

Технология компетентностного подхода в обучении предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении школьников. И только используя личностно – ориентированный подход в работе с детьми  можно получить какой – либо результат.
     Деятельностный подход тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. При работе со школьниками  необходимо доводить эту деятельность до автоматизма.
     Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность педагогу, а иногда и ребенку  выбрать задание по силам и по собственному выбору. Необходимо учить детей оценивать уровень сложности задания с тем, чтобы он реально определял свои силы и возможности, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

   
Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Работа в группе или парах способствует развитию коммуникативных компетенций.

70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок, это урок, где учителя мало. Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Назову лишь  некоторые принципы работы по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития самостоятельности учащихся:
• не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребёнка, можно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
• не «натаскивать», давая знания в готовом виде, а вооружать приёмами познания;
• заботясь о развитии детей, не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений; учитель, обладающий информационной компетентностью, всегда сумеет «разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.
    В конце каждого урока следует проводить рефлексию, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?”
 

 ВЫВОД.  Своё выступление  я хочу закончить словами Роджера Левина “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”. А ведь ребенок учится с увлечением тогда, когда занятия интересуют его лично. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. И этому способствует  компетентностный подход в обучении. Он даёт:

СЛАЙД 12 (Вывод)

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;
  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем;
  • Подготовку учащихся  к жизни в современном обществе;
  • Повышает степень мотивации учения;
  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов.

     Я думаю, что хорошим напутствием каждому учителю к дальнейшей педагогической деятельности могут стать полезные правила-советы, которые, конечно же, только небольшая часть, вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

СЛАЙД 13 (Рефлексия)

СЛАЙД 14 (Спасибо за работу)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

Выступление на педагогическом совете по теме:Формы обучения педагогов.

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы...

Выступление на педагогическом совете " Практико-ориентированное обучение в начальной школе"

   Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.     Второстепенн...

Выступление на педагогическом совете Преемственность ФГОС НОО, ООО. Проблемы и пути их решения

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни рСегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работнико...