Выступление на педагогическом совете по теме:Формы обучения педагогов.
материал

Афлятунова Кристина Александровна

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формы обучения педагогов30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Автор: учитель начальных классов, Афлятунова Кристина Александровна.

Тема: Формы обучения педагогов

1.Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Для сохранения кадрового потенциала российского образования создается восприимчивая к инновациям система профессиональной переподготовки, способная:

  • удовлетворить потребность общества и школы в квалифицированных и компетентных педагогических кадрах – учителях, руководителях образования;
  • обеспечить целенаправленную и управляемую подготовку работников образования и мобильность существующей системы повышения квалификации;
  • снять противоречия между теоретическим оформлением данной системы и практической реализацией теоретических и методологических знаний.

Профессиональная переподготовка – востребованная инновация в образовании, ей присущи такие модернизационные черты, как:

  • эволюционность в становлении и развитии;
  • динамичность в процессе обучения;
  • интеграционность в российской образовательной системе;
  • адаптивность к усложнению окружающего меняющегося мира;
  • творческая и социальная самоорганизация.

Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров являются:

получение дополнительных специальностей по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, а также технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

получение новой специализации;

адаптация к новым экономическим и социальным условиям;

ведение новой профессиональной деятельности с учетом новых требований и стандартов в системе образования.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Задачи повышения квалификации:

  • развитие управленческих умений;
  • изучение и анализ новых нормативно-правовых документов;
  • содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя;
  • оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.

Модернизация системы профессиональной переподготовки позволила четко обозначить и решить главные проблемы в системе переподготовки педагогических кадров, сформулировать принципы организации современного образовательного процесса и научно обосновать новое содержание образовательных профессиональных программ, образовательных технологий, а также управление образовательным процессом.

Современные образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки включают в себя:

  • лекционно­семинарскую систему;
  • практикумы и деловые игры;
  • проектную и исследовательскую деятельность – конструирование проектов, написание курсовых и защиту дипломных работ.
  • В них четко прослеживается взаимосвязь информационно­сообщающей, проблемной и игровой образовательных технологий.

Образовательная деятельность в системе профессиональной переподготовки построена в виде интегративной системы. Учебный план имеет трехмодульную структуру:

  • базовый инвариативный компонент, основу которого составляют общенаучные основы образования – философия, социология, экономика и фундаментальные основы профессиональной подготовки – педагогика, психология, дидактика;
  • предметно­вариативный компонент с учетом регионального компонента;
  • личностно­развивающий – курсы и виды деятельности по выбору.
  • Конструирование содержания образования в системе профессиональной переподготовки осуществляется как здоровьесберегающая проект-технология.

Индивидуальный образовательный маршрут слушателей системы профессиональной переподготовки, как и системы повышения квалификации, строится в рамках дифференцированного подхода с учетом данных психолого­педагогической диагностики, включающей в себя:

  • уровень ценностно­смысловой мотивации;
  • уровень актуального и зону ближайшего развития;
  • уровень подготовки слушателей.

Программы дополнительного профессионального образования по переподготовке педагогических кадров обязательно лицензируются образовательным учреждением.

Программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических кадров также проходят процедуру лицензирования.

Нормативный срок обучения по всем программам переподготовки – свыше 500 ч.

Нормативный срок обучения по всем программам повышения квалификации – от 72 до 500 ч. При модульной форме программ повышения квалификации минимальный нормативный срок обучения не менее 12 ч. Для всех форм дополнительного профессионального образования, в т. ч. в случае их сочетания, действует государственный образовательный стандарт.

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Повышение квалификации включает в себя следующие долгосрочные и краткосрочные формы обучения.

Долгосрочное обучение предназначено:

  • для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов, их заместителей, специалистов, включенных в резерв на замещение вакантных должностей руководителей, обучающихся по комплексным интегрированным образовательным программам, – 216 уч. ч;
  • преподавателей отдельных предметов, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности (информатика, гуманитарные науки и др.), – 216 уч. ч;
  • молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего педагогического образования – 216 уч. ч;
  • работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного общего образования в области психолого­педагогического, естественно­научного, гуманитарного, социально­экономического и других циклов по профилю профессиональной деятельности, а также для педагогических работников, участвующих в экспериментах городского и федерального уровней, – 144 уч. ч.

Краткосрочное обучение (тематическое обучение объемом 72 уч. ч) предназначено для остальных категорий работников образования.

Объем большинства курсов повышения квалификации – от 72 до 216 ч. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация курсовой системы позволяет работникам московского образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению.

Накопительная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников фиксируется в Единой зачетной книжке слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет. В течение одного учебного года в индивидуальном плане предусматривается прохождение модулей объемом от 12 до 44 ч.

Для сбалансированного распределения учебного времени в образовательных программах предусмотрены различные формы обучения:

  • лекции;
  • семинарские и практические занятия;
  • лабораторные работы;
  • семинары по обмену опытом;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • выездные занятия;
  • стажировки;
  • консультации;
  • курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая дистантное (телекоммуникационное) обучение.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации также фиксируются в единой зачетной книжке. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 ч образовательным учреждением выдается государственный документ установленного образца.

В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки слушатели получают диплом установленного государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести новую профессиональную деятельность. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы установленного государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;
  • свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.

2.  Формы повышения квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации и переподготовки;
  • семинары;
  • подготовка и переподготовка в режиме "мастер-подмастерье".

Курсы повышения квалификации

Существующие в республике системы подготовки педагогов не отвечают потребностям развивающего образования и СМД-педагогики, требующих от учителей не только высокого уровня владения предметностью, но и понимания законов развития и становления личности, не только знания методики преподавания того или иного предмета, но и владения общим способом построения предметных программ, проектов занятий и их анализа. С учетом этих потребностей и построены курсы повышения квалификации ПЦ "Эксперимент".

Курсы повышения квалификации, предназначенные для педагогов, заинтересованных в овладении содержанием и технологией развивающего обучения и внедрении его в дошкольные учреждения, начальную, основную или среднюю школу, имеют определенную структуру.

Педагоги, обучающиеся на курсах, включаются в практическую работу по программированию, проектированию, анализу организации учебной деятельности, обучаются рефлексивному анализу собственной деятельности.

Содержание и технология работы на курсах зависит от состава слушателей и реализованы в следующих формах:

трехлетние курсы учителей и методистов системы развивающего обучения;

краткие ознакомительные курсы (от 8 до 16 часов) для руководителей образования: методистов, завучей, директоров;

тематические курсы для всех интересующихся: студентов, родителей и, даже, учащихся.

Организуемые центром курсы имеют следующие основные особенности:

Полидисциплинарность

содержание курсов строится на единых философских, методологических и психолого-педагогических основаниях (культурно-историческая концепция Л. Выготского, мыследеятельность Г. Щедровицкого, учение о теоретическом сознании В. Давыдова, о возрастной периодизации Д. Эльконина);

курсы ведут философы, культурологи, методологи (сторонники мыследеятельностной педагогики), психологи и педагоги (сторонники школы Л. Выготского);

на курсах рассматриваются не только вопросы педагогики и психологии, но и основания (культурные, философские, методологические) развития образования.

Многоуровневость

I уровень – специализированная предметная подготовка (русский язык, развитие речи, математика, естествознание, ИЗО, отдельные темы других предметностей)

Содержание этого уровня включает получение учителями специальных теоретических, предметных знаний и технологий развивающего обучения (в том числе технологии организации взаимодействия учащихся друг с другом и учителем) применяемых для изучения предмета. Отдельно проводятся курсы для руководителей образования. В их программу входят: 1) подготовка к школе развивающего обучения; 2) организация развивающего обучения в школе; 3) структура и содержание курсов, предлагаемых центром.

II уровень – общеучебные и развивающие курсы (проектирование, программирование, анализ урока, подготовка детей к школе, введение в школьную жизнь, развивающие игры (вербальные и невербальные), использование сети Internet в учебном процессе, творческая деятельность и работа с одаренными детьми)

Содержание этого уровня предусматривает изучение психологических и педагогических закономерностей, лежащих в основе специально организованного процесса развития ребенка, освоения технологий развития ребенка и включения его в учебную деятельность.

III уровень – 3-х годичные курсы подготовки учителей и методистов системы развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова (кроме перечисленных выше разделов, содержание данного курса включает: программирование педагогической деятельности, проектирование урока, анализ урока, учебное сотрудничество, диагностику развития, контроль и оценку качества работы и достижений учащегося) (см. Приложение "Выписка из зачетной книжки").

На данном уровне осуществляется политика формирования субъекта педагогической деятельности, способного поставить перед собой педагогические цели и находить наиболее эффективные средства их реализации.

Результатом обучения служит выпускная работа – спроектированный для системы развивающего обучения урок, которую и защищают курсанты.

Вариативность форм работы

лекция;

учебные игры (см. "Учись, твори, развивайся!" I, II, III ч.);

проектирование уроков (с представлением проекта и его реализацией, анализ проектов). Разработанные проекты частично находятся в архиве. С частью можно познакомиться во втором сборнике "Учись! Твори! Развивайся!". Например, там приведены проекты игр: "Чужой", "Бином";

анализ уроков (видеоанализ и анализ открытых уроков) Анализы уроков содержатся в архиве и видеоархиве;

видеотренинг (в первую очередь используемый для подготовки экспертов по учебному поведению учащихся и для оценки проходящего в классе учебного процесса);

дискуссия;

групповая работа (используется не только для оспособления курсантов этой формой работы, но и преследует более узкие цели: спроектировать урок, что чаще одному курсанту оказывается не под силу, обсудить спорный вопрос, разработать методику диагностики или обучения).

Специфическое содержание курсов обеспечивает качество педагогической деятельности учителя, охватывает широкий спектр решаемых им задач:

программирование учебной деятельности;

проектирование уроков и внеурочных мероприятий;

анализ уроков и внеурочных мероприятий;

организация контроля (знаний и развития учащихся) и оценивания способов действий и результатов учебного труда учащихся;

организация учебного сотрудничества учащихся (в том числе и групповой работы).

Программирование учебной и педагогической деятельности

В процессе курсов проходит знакомство с современным пониманием программирования. Учебные программы по определенным предметам рассматриваются лишь как часть инструментария учителя, при этом акцент делается на создание многообразных условий успешного взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения.

Учителя учатся выделять не только учебные цели по разным темам своего предмета, но и находить адекватные для школьников формы понимания и присвоения этих целей, организуя тем самым процесс целеполагания учащихся.

Проектирование и анализ урока

Курсы по проектированию дают возможность участникам детально разобраться в структуре урока, направленного на развитие тех или иных качеств (способностей) учащегося. Помимо технологических представлений об устройстве учебной деятельности и технологии проектирования, слушатели курсов получают практические инструменты, позволяющие им максимально точно использовать тематический материал урока и создавать самые разнообразные формы как включения учащихся в урок, так и самой организации освоения нового материала.

Проектирование тесно связано с анализом урока как проект и его реализация. Овладение всесторонним, многофокусным анализом урока позволяет избежать ошибок в проектировании и значительно повысить эффективность педагогического воздействия.

Большой удельный вес практических занятий и демонстрации способов работы учителей, уже прошедших курсы по проектированию, создают условия для быстрого и эффективного обучения.

Организация групповой работы

По технологии организации групповой работы имеется большая видеотека и стенограммы занятий, в которых отражены:

теоретические основания общего способа применения групповой работы;

выделение места ее применения;

описаны процессы овладения средствами и способами групповой работы: 1) при личном участии педагога и 2) с игротехником;

рассмотрено проектирование групповой работы для учащихся (выбор задач для групповой работы и определено ее место в учебном процессе).

Семинары в ПЦ "Эксперимент"

Основной целью семинаров Педагогического Центра "Эксперимент" является создание пространства обсуждения теоретических и практических вопросов содержания, технологии и организации образования. В семинарах принимают участие, как работники Центра, так и приглашенные для обсуждения проблем специалисты.

В настоящее время существуют различные типы семинаров, в зависимости от содержания и формы проведения, состава участников.

Так, в зависимости от целей, содержания, аудитории, одновременно действуют следующие семинары:

методологические;

методические;

учебные;

пр Курсы повышения квалификации

Существующие в республике системы подготовки педагогов не отвечают потребностям развивающего образования и СМД-педагогики, требующих от учителей не только высокого уровня владения предметностью, но и понимания законов развития и становления личности, не только знания методики преподавания того или иного предмета, но и владения общим способом построения предметных программ, проектов занятий и их анализа. С учетом этих потребностей и построены курсы повышения квалификации ПЦ "Эксперимент".

Курсы повышения квалификации, предназначенные для педагогов, заинтересованных в овладении содержанием и технологией развивающего обучения и внедрении его в дошкольные учреждения, начальную, основную или среднюю школу, имеют определенную структуру.

Педагоги, обучающиеся на курсах, включаются в практическую работу по программированию, проектированию, анализу организации учебной деятельности, обучаются рефлексивному анализу собственной деятельности.

Содержание и технология работы на курсах зависит от состава слушателей и реализованы в следующих формах:

  • трехлетние курсы учителей и методистов системы развивающего обучения;
  • краткие ознакомительные курсы (от 8 до 16 часов) для руководителей образования: методистов, завучей, директоров;
  • тематические курсы для всех интересующихся: студентов, родителей и, даже, учащихся.

Организуемые центром курсы имеют следующие основные особенности:

Полидисциплинарность

  • содержание курсов строится на единых философских, методологических и психолого-педагогических основаниях (культурно-историческая концепция Л. Выготского, мыследеятельность Г. Щедровицкого, учение о теоретическом сознании В. Давыдова, о возрастной периодизации Д. Эльконина);
  • курсы ведут философы, культурологи, методологи (сторонники мыследеятельностной педагогики), психологи и педагоги (сторонники школы Л. Выготского);
  • на курсах рассматриваются не только вопросы педагогики и психологии, но и основания (культурные, философские, методологические) развития образования.

Многоуровневость

I уровень – специализированная предметная подготовка (русский язык, развитие речи, математика, естествознание, ИЗО, отдельные темы других предметностей)

Содержание этого уровня включает получение учителями специальных теоретических, предметных знаний и технологий развивающего обучения (в том числе технологии организации взаимодействия учащихся друг с другом и учителем) применяемых для изучения предмета. Отдельно проводятся курсы для руководителей образования. В их программу входят: 1) подготовка к школе развивающего обучения; 2) организация развивающего обучения в школе; 3) структура и содержание курсов, предлагаемых центром.

II уровень – общеучебные и развивающие курсы (проектирование, программирование, анализ урока, подготовка детей к школе, введение в школьную жизнь, развивающие игры (вербальные и невербальные), использование сети Internet в учебном процессе, творческая деятельность и работа с одаренными детьми)

Содержание этого уровня предусматривает изучение психологических и педагогических закономерностей, лежащих в основе специально организованного процесса развития ребенка, освоения технологий развития ребенка и включения его в учебную деятельность.

III уровень – 3-х годичные курсы подготовки учителей и методистов системы развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова (кроме перечисленных выше разделов, содержание данного курса включает: программирование педагогической деятельности, проектирование урока, анализ урока, учебное сотрудничество, диагностику развития, контроль и оценку качества работы и достижений учащегося) (см. Приложение "Выписка из зачетной книжки").

На данном уровне осуществляется политика формирования субъекта педагогической деятельности, способного поставить перед собой педагогические цели и находить наиболее эффективные средства их реализации.

Результатом обучения служит выпускная работа – спроектированный для системы развивающего обучения урок, которую и защищают курсанты.

Вариативность форм работы

  • лекция;
  • учебные игры (см. "Учись, твори, развивайся!" I, II, III ч.);
  • проектирование уроков (с представлением проекта и его реализацией, анализ проектов). Разработанные проекты частично находятся в архиве. С частью можно познакомиться во втором сборнике "Учись! Твори! Развивайся!". Например, там приведены проекты игр: "Чужой", "Бином";
  • анализ уроков (видеоанализ и анализ открытых уроков) Анализы уроков содержатся в архиве и видеоархиве;
  • видеотренинг (в первую очередь используемый для подготовки экспертов по учебному поведению учащихся и для оценки проходящего в классе учебного процесса);
  • дискуссия;
  • групповая работа (используется не только для оспособления курсантов этой формой работы, но и преследует более узкие цели: спроектировать урок, что чаще одному курсанту оказывается не под силу, обсудить спорный вопрос, разработать методику диагностики или обучения).

Специфическое содержание курсов обеспечивает качество педагогической деятельности учителя, охватывает широкий спектр решаемых им задач:

  • программирование учебной деятельности;
  • проектирование уроков и внеурочных мероприятий;
  • анализ уроков и внеурочных мероприятий;
  • организация контроля (знаний и развития учащихся) и оценивания способов действий и результатов учебного труда учащихся;
  • организация учебного сотрудничества учащихся (в том числе и групповой работы).

Программирование учебной и педагогической деятельности

В процессе курсов проходит знакомство с современным пониманием программирования. Учебные программы по определенным предметам рассматриваются лишь как часть инструментария учителя, при этом акцент делается на создание многообразных условий успешного взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения.

Учителя учатся выделять не только учебные цели по разным темам своего предмета, но и находить адекватные для школьников формы понимания и присвоения этих целей, организуя тем самым процесс целеполагания учащихся.

Проектирование и анализ урока

Курсы по проектированию дают возможность участникам детально разобраться в структуре урока, направленного на развитие тех или иных качеств (способностей) учащегося. Помимо технологических представлений об устройстве учебной деятельности и технологии проектирования, слушатели курсов получают практические инструменты, позволяющие им максимально точно использовать тематический материал урока и создавать самые разнообразные формы как включения учащихся в урок, так и самой организации освоения нового материала.

Проектирование тесно связано с анализом урока как проект и его реализация. Овладение всесторонним, многофокусным анализом урока позволяет избежать ошибок в проектировании и значительно повысить эффективность педагогического воздействия.

Большой удельный вес практических занятий и демонстрации способов работы учителей, уже прошедших курсы по проектированию, создают условия для быстрого и эффективного обучения.

Организация групповой работы

По технологии организации групповой работы имеется большая видеотека и стенограммы занятий, в которых отражены:

  • теоретические основания общего способа применения групповой работы;
  • выделение места ее применения;
  • описаны процессы овладения средствами и способами групповой работы: 1) при личном участии педагога и 2) с игротехником;
  • рассмотрено проектирование групповой работы для учащихся (выбор задач для групповой работы и определено ее место в учебном процессе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете "Общение педагога с родителями"

Часто общение учителя с родителями характеризуется непонима­нием и взаимными претензиями. Отрицательные чувства родителя, возни­кающие от подобного «общения», не способствуют возникновению ж...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Компетентностный подход в обучении: проблемы, идеи, практика»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ«Компетентностный подход в обучении:проблемы, идеи, практика»по теме:«Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагог в современной школе»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагог в современной школе»...