Положение о рабочей программе
материал на тему

Положение о рабочей программе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_rp_po_fgos.rar47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом совете                        Утверждено и введено в действие

МБОУ «Гимназия № 32»                                        приказом по МБОУ «Гимназия № 32»

Протокол №  ______________                                    № _______ от ____________________

от ________________________                                 Директор МБОУ «Гимназия № 32»

          __________  Л.А.Якимова

ПОЛОЖЕНИЕ

 О РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по ФГОС НОО и ООО

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №32»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «06 образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», основной образовательной программой начального и основного общего образования  и  уставом МБОУ «Гимназия №32» (далее — гимназия) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов по учебным курсам и дисциплинам.

1.2. Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного учебного предмета, спецкурса, курса дополнительного образования), основывающийся на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), примерной и (или) авторской программе по учебному предмету.

1.3. Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования (далее—ООП) и  разрабатываться на основе требований к результатам освоения с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП.

1.4 Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.5. Задачи рабочей программы:

- дать представление о практической реализации компонентов образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса).

- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности гимназии и контингента обучающихся.

1.6. Функции рабочей программы:

  • нормативная: программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания: программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования: программа фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная: программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная: программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2. Требования к содержанию рабочей программы

2.1. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

- примерных программ по учебным предметам и материалам авторского УМК (учебников, имеющихся в федеральном перечне, и авторских программ к линии учебников);

- требований к результатам освоения ООП гимназии;

- программы формирования универсальных учебных действий.

2.2. Требования к содержанию рабочей программы.

2.2.1. Соответствие требованиям ФГОС к результатам освоения ООП.

2.2.2. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса).

2.2.3. Реализация принципов системно-деятельностного подхода в  отборе программного материала: принципов деятельности, непрерывности, целостности; принципа минимакса, принципа психологической комфортности, принципа вариативности; принципа творчества.

2.2.4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.

2.2.5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий формирование  у обучающихся ценностно-смысловой картины мира.

2.2.6. Региональный выбор форм организации процесса с учетом специфики учебной дисциплины.

2.2.7.Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

2.2.8. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися личностным, предметным и метапредметным результатам образования.

3. Разработка рабочей программы

3.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным учебным предметам, спецкурсам, программам дополнительного образования относится к компетенции гимназии и реализуется ею самостоятельно.

3.2. Рабочая программа разрабатывается учителем по определённому учебному  предмету,  элективному учебному предмету, спецкурсу, программе дополнительного образования.

3.3. Разработчики рабочих программ могут внести изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также основных видов и способов деятельности по формированию системы знаний и умений, развитию и социализации учащихся с указанием отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной или авторской (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснования целесообразности внесения данных изменений.

3.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины является основой для разработки учителем календарно-тематического планирования учебного курса (далее — КТП).

3.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

4. Структура рабочей программы

4.1. Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, закрепленным в ФГОС, где определены  структурные элементы рабочей программы:

1) общие цели образования с учетом класса и специфики учебного предмета;

  1. общая характеристика учебного предмета, курса;
  2. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  3. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для НОО);
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

4.2. Исходя из структуры рабочей программы, предложенной в стандарте, рабочая программа содержит следующие элементы.

1) титульный лист (приложение 1):

- полное наименование гимназии;

- записи о согласовании и рассмотрении программы;

- гриф утверждения программы директором гимназии с указанием даты;

- название учебного курса, для изучения которого написана программа:

- указание класса, учебного года;

- фамилия, имя, отчество разработчика программы;

-название населенного пункта,

- год разработки программы

2) исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа;

3) цели и задачи освоения обучающимися содержания программы через конкретизацию общих целей образования на определенном этапе с учетом специфики учебного предмета, курса.

4) общая характеристика учебного предмета 

5) описание места учебного предмета в учебном плане:

- указание предметной области, в которую входит предмет;

- распределение часов на изучение предмета.

6) ценностные ориентиры содержания учебного предмета (для НОО);

6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

7) содержание учебного предмета:

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы и основные изучаемые вопросы;

- практические, контрольные  и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

8) критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся определяются применительно ко всем формам контроля, используемым на данном учебном предмете с учетом его особенностей

9) тематическое планирование (приложение 2):        

-классы, в которых работает учитель,

- количество отведенных на изучение предмета часов,

- количество плановых уроков различного типа,

- наименование учебника.

-в форме таблицы: наименование темы, количество часов, отведенных на ее изучение, количество  уроков контрольного, практического характера.   

10) календарно-тематическое планирование (приложение 3,4):

-перечень разделов, тем уроков и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и сроки их проведения;

-характеристика основных видов деятельности учащихся.

11) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

- нормативные документы по предмету (программы);

- учебно-методический комплект с методической поддержкой;

- справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная литература для обучающихся;

- печатные наглядные пособия;

- демонстрационное и учебно-лабораторное оборудование, приборы (если есть);

 -электронные и интернет-ресурсы (диски, презентации, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые в образовательном процессе)

12) приложения к программе:

-контрольно-измерительные материалы;

-темы проектов и т.п.

  1. Календарно-тематическое планирование и его место в рабочей программе

5.1. Календарно-тематическое планирование (КТП) является основным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания рабочей программы учебного курса или предмета на учебный год.

5.2.КТП разрабатывается учителем по учебному предмету и классу в соответствии с примерной и (или) авторской учебной программой и требованиями соответствующего образовательного стандарта.

5.3. Задачами составления КТП являются:

- определение времени изучения каждой учебной темы в течение учебного года;

- установление логико-структурной связи основного содержания, взаимосвязи между темами годового курса и отдельными уроками;

- формирование рациональной системы работы для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов изучения учебного предмета;

- описание контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, сформулированных в стандарте.

5.4.Календарно-тематическое планирование оформляется в форме таблицы на стандартных листах A4 в соответствии со структурой, определенной п. 4.2 настоящего положения.

5.5.В печатном виде КТП составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй — в методической службе школы.

5.6.Требования к оформлению КТП.

5.6.1.Не допускаются сокращения слов темы, запись одинаковых тем более двух уроков подряд.

5.6.2.При планировании контрольных уроков (контрольного диктанта, контрольной и самостоятельной работы) тема записывается одинаково и в КТП, и в журнале (например «Контрольная работа по теме "Сложное предложение"»).

5.6.3.В КТП применяется сплошная нумерация уроков.

5.6.4.При составлении КТП обязательно планируются даты проведения всех уроков в соответствии с недельной нагрузкой, они проставляются один раз в четверть в соответствии с расписанием. В отдельной графе учителем фиксируется фактическая дата проведения урока. Даты проведения уроков в КТП и в журнале должны совпадать.

5.7.В течение учебного года при необходимости возможна корректировка КТП учителем. Все изменения согласуются с заместителем директора по УВР или директором.

  1. Оформление рабочей программы

6.1.Текст набирается в Word шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

6.2.Рабочие программы оформляются в папки или скоросшиватели и хранятся в гимназии  в течение текущего учебного года.

6.3.При разработке рабочей программы возможно использование словесных маркеров (приложение 5).

7.Утверждение рабочей программы

7.1.Рабочая программа рассматривается и согласуется на школьном методическом объединении учителей начальных классов или учителей-предметников (далее — ШМО) до 15 августа.

7.2.По окончании согласования с ШМО рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия ее требованиям, изложенным в настоящем положении, до 25 августа.

7.3.При несоответствии программы установленным данным положением требованиям заместитель директора предлагает учителю доработать программу с указанием конкретного срока исполнения.

7.4.После согласования рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором гимназии, о чем до 3 сентября издается соответствующий приказ.

«Рассмотрено» 

Руководитель МО

_________/ ФИО/

                         

Протокол № ___

 от   «__»_____20__г.

«Согласовано» 

Заместитель директора

по УР

__________/ФИО/

                       

«____»_____20__  г.

Приложение 1

«Утверждаю» 

Директор

МБОУ «Гимназия № 32»

___________/ Л.А.Якимова/

                       

Приказ № ______  

от   «____» ________20__ г.        от

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 32»

Нижнекамского муниципального района

 Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  __________________

в  ___________ классе (ах)

Составитель:

учитель ________квалификационной категории

ФИО

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______от

«      »___________20___  г.

г..Нижнекамск

20__-20__ уч.год

Приложение 2

Учебно-тематическое планирование

по  _________________________________________

предмет

Классы_____________ ___

Учитель __________________

Количество часов

Всего        час; в неделю        час.

Плановых контрольных уроков        , зачетов        , тестов        ч.;  

в т.ч. административных контрольных уроков        ч.

Планирование составлено на основе        

программа

Учебник_____________________________________________________________________                                    

название, автор, издательство, год издания

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторные, практические работы и др.

уроки контрольного характера

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого

 Приложение 5

Словесные маркеры в помощь составителю рабочей программы

Пояснительная записка 

Пояснительная записка может быть раскрыта с помощью следующих устойчивых словесных речевых оборотов (далее — маркеров):

- Актуальность изучения программы возрастает в связи с...

- В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся...

- В связи с... большое значение приобрела проблема развития функционально-грамотной личности

- Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы...

- Необходимость введения... обусловлена требованиями… (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», другие федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты муниципальных образований и гимназии, и др.).

- Причины введения учебной дисциплины (курса)... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса, таких как...

- Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся и недосгаточным количеством часов, отведенных на изучение предмета (или выполнение проекта)...

- Введение программы обусловлено тем, что...

- Программа адресована... а также может быть частично использована в…

- Курс рекомендован учащимся...

- Программа рассчитана на обучение в первом полугодии...

Общая характеристика учебного предмета:

-  Специфика данной учебной дисциплины обусловлена...

 - Особенность изучаемого курса состоит в...

 - Программа... ориентирована на применение широкого комплекса приемов и методов системно-деятельностного подхода.

- Отличительными чертами данной программы являются...

- Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ-технологий и ТСО, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса

 - Предлагаемая программа построена на основе примерной программы (или рабочей авторской программы) в соответствии с требованиями ФГОС.

- Нами переработаны авторские материалы... являющиеся основанием данной учебной программы-

 -Учебная программа разработана на основе...

- Программа предусматривает как проведение традиционных уроков, так и  (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, и др.)

- Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися конкретных видов УД: контрольных или творческих работ, проверочных работ (включая тесты, графические проверочные работы), диктантов (предупредительный, объяснительный, восстановительный, зрительный, выборочный, творческий, графический), работ с текстом, опытов, домашних заданий нетрадиционного вида и др.

- В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы.

- Особое место в овладении данным курсом отводится проектной (самостоятельной) работе по…

- Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке...

- Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель — ученик», парная и групповая работа, что, в свою очередь, также влияет на формирование УУД.

- При изучении курса предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по...

- Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему...

- Изучение курса завершается защитой проекта, контрольным тестом, который включает...

- Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнение проекта, его представление и защита...

- Программа... общим объемом... изучается в течение...

- Курс рассчитан на... часа лекционно-практических занятий в... классе.

- Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает... вопросов (заданий) по основным проблемам курса;

- Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить...) продемонстрировать... провести.., показать…

Описание места учебного предмета в учебном плане:

-Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план гимназии

- Особое место данного курса обусловлено... в структуре учебного плана.

- Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как... и является пропедевтикой к изучению курса...

- Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как...

- Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.)

выполнение внеурочных (домашних) заданий по... выполнение проекта...

- В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах... занимаются индивидуально по...

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

- Курс ориентирован на достижение личностных... предметных... и метапредметных результатов основного общего образования.

- В соответствии с этим целью освоения программы является... формирование и развитие  УУД... создание учебного проекта... ознакомление с... формирование целостного представления о …

- Данный курс преследует цель...

- В ходе ее достижения решаются задачи (конкретные «шаги» по достижению цели):

-формирование УУД...

-совершенствование умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)

-развитие творческого подхода к...

-создание основы для понимания... (скоординировать... определить... упорядочить... систематизировать... углубить понимание...).

-Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач...

- Основные задачи программы заключаются в следующем:

-ознакомить с... продолжить знакомство с...

-отработать проектные умения обучающихся... систематизировать... организовать... обобщить знания о... и т.д.

Содержание программы должно быть структурировано: выделены разделы, темы, подтемы в соответствии с тематическим планом. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе

Погложение о рабочей программе на 2011-2012 уч.год. Приложение Титульный лист...

Положение о рабочей программе 2012 год.

Положение о рабочей программе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.

Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного...

Положение о рабочей программе по предмету

Проект положения о рабочей программе  в соответствии с нормативными документами....

Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО

Данное положение о Рабой программе является нормативным документом, составленным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643  "О внесении изменений в приказ Минис...

Положение о рабочей программе.

Общие положения рабочей программы. Разработка рабочей программы.Оформление и структура рабочей программы....