Положение о рабочей программе
учебно-методический материал по теме

Ондар Чойган Эрес-ооловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc94 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_o_rabochey_a_programme.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Развитие речи”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Развитию речи”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, чтению, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Развитие речи создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Развитие речи” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Развитие речи” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Развития речи” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать  смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Развитие речи»

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

         В 1 классе – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).

VI.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. Тематическое планирование. Содержание программы.

Тема занятия

Количество часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3

К тайнам волшебных слов.

2

4

Выбор друзей в Стране Слов.

1

5

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

6

Чудесные превращения слов.

1

7

В гости к Алфавиту.

2

8

К тайнам звуков и букв.

1

9

Встреча с Радугой.

1

10

В Страну Говорящих Скал.

1

11

В  глубь веков на Машине времени.

1

12

В Королевстве ошибок.

1

13

В Страну Слогов.

1

14

Неожиданная остановка в пути.

1

15

В удивительном городе Неслове.

1

16

Чудеса в Стране Слов.

2

17

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

18

На карнавале слов.

2

19

В Театре близнецов.

1

20

Конкурс знающих.

1

21

Новое представление.

1

22

Необычный урок.

1

23

Следопыты развлекают гостей.

1

24

В Клубе весёлых человечков.

1

25

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

26

Экскурсия в прошлое.

1

27

Полёт в будущее.

1

28

Итоговое занятие.

1

Всего:

33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                                          Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)                                                                                   Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                                                    Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                                                              Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                                                         Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                                                    Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                                                         Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                                                      Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                                                Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                                              Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                                                  Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                                                 Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                                                     Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                                     Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                                                           Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                                                      Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)                                     Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).                                                                                     Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                                           Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)                                                                                         Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)                                                                         Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                                                   Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)                                                                           «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                                                      Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)                                                      Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)                                                                                  Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее.   (1ч.)                                                                                               Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)                                                                                Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные  слова.                                                                                                            Антонимы, многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.                                                                                                          Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      Работать со словарями.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

на Педагогическом Совете                                                             Директор МБОУ СОШ № 1                          

                                                                                                           пгт Каа-Хем                      

Протокол № _____                                                                           ____________ Е. Т. Куулар

                                                                                                            Приказ № ______

                                                                                                            _______________  2012 года

Положение

о Рабочей программе учителя, реализующей

федеральный государственный образовательный стандарт

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» ст. 9, 32, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом общеобразовательного учреждения, и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов (далее Рабочая программа) МБОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем  (далее  - Школа).

1.2. Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это нормативный документ  образовательного учреждения, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана Школы.

1.3. Рабочая программа является составной частью образовательной программы Школы.

1.4. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации  и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно – воспитательного процесса Школы и контингента обучающихся;

            1.5. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть Рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки усвоения обученности обучающихся.

2. Разработка Рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение Рабочих программ по предметам учебного плана относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочая программа разрабатывается на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта;
  • основной образовательной программы Школы;
  • программы духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программы, прошедшей экспертизу и апробацию);
  • федерального перечня учебников.

2. Технология разработки рабочей программы

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу  на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора Гимназии.

2.4. Этапы составления рабочей программы:

1 шаг. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ

2 шаг. Сравнить цели изучения Учебного курса с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу, а также с целями и задачами образовательной программы гимназии. Привести в соответствие.

3 шаг. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе.

4 шаг. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

5 шаг. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки обучающихся из перечня умений, прописанных в требованиях  к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

6 шаг. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы.

7 шаг. Включить (или исключить) в (из) содержание (я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе избыточного или недостающего информационного материала двух программ.

8 шаг. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

9 шаг. Определить дополнительную справочную и учебную литературу

10 шаг. Создать контролирующие материалы.

11 шаг. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.       

3. Типы,  виды и уровни Рабочих программ

3.1. По своим видам Рабочие программы делятся на базисные, адаптированные и инновационные.

3.2. Базисной является программа, прошедшая экспериментальную апробацию и рекомендованная МО и Н РФ  к реализации в качестве примерной.

3.3. Примерная (базисная) программа может быть адаптированной (если используется с некоторыми поправками в последовательности изложения материала и количества часов, отводимых на изучение той или иной темы, а содержание и методические части в целом отличаются от базовой на 10 -15 %).

3.4. Программа, содержащая в себе 50% и более процентов новизны в содержании, методической части,  является инновационной.

3.5.  Рабочая программ может быть разного уровня:

- типовая – изменения национально – регионального компонента содержит 10 -15 %;

- модифицированная  (адаптированная) – изменения в структуре (возможен другой порядок разделов, уроков);

- авторизованная – изменения содержат 50% и более процентов;

- авторская – структура, содержание, технология полностью являются авторскими. Вводится после апробирования по приказу МО и Н.

3.6. В Школе в целях обеспечения реализации основной образовательной программы разрабатываются следующие типы Рабочих программ:

- учебная – обеспечивает реализацию учебных предметов инвариативной части образовательной программы Школы;

- дополнительная – обеспечивает реализацию элективных, факультативных курсов, внеучебной деятельности и т.п. вариативной части   образовательной программы Школы (разработка и реализация регламентируется соответствующими Положениями).

4. Структура и содержание  Рабочей программы

4.1. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

  1.   Титульный лист;
  2.   Пояснительная записка;
  3.   Общая характеристика учебного предмета, курса;
  4.   Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  5.   Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  6.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  7.   Содержание рабочей программы;
  8.   Учебно - тематическое планирование;
  9.   Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
  10. Рецензия
  11. Приложения (на усмотрение составителя рабочей программы)

4.1.1. В титульном листе указываются:

  • полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
  • гриф утверждения Рабочей программы (рассмотрение методическим объединением, принятие Педагогическим советом, утверждение директором Школы с указанием даты);
  • название предмета, учебного курса, для изучения которого написана программа;
  • указание класса, параллели;
  • фамилия, имя, отчество составителя программы (одного или нескольких);
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки программы.

Рекомендованная форма титульного листа представлена в Приложении 1.

4.1.2.В пояснительной записке  указываются:

  • цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом  особенностей региона,   образовательного учреждения;
  • нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской);
  • обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы;
  • информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
  • определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами;
  • информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
  • формы организации образовательного процесса;
  • технологии обучения;
  • механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся;
  • система оценки достижений обучающихся, виды и формы контроля;
  • планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой Школы;
  • информация об используемом учебнике.

4.1.3. Общая характеристика учебного предмета должна отражать специфику построения предмета, соотношение практической и теоретической части.

     4.1.4. Описание места учебного предмета, курса отражает количество часов в учебном плане Школы, отведенных на изучение предмета в неделю, в год в соответствии с федеральным базисным учебным планом, межпредметные связи.

     4.1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета содержит описание той системы ценностей, которая должна быть осмыслена обучающимися, как один из результатов обучения предмету.  

     4.1.6.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы Школы.

    4.1.7. Содержание учебного предмета, курса:

  • раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на научные школы и учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
  • определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в данном классе (общеобразовательном, с углубленным изучением отдельных предметов, профильном классах);
  • определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

Содержание рабочей программы  должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам  образовательной программы Школы. Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

  • наименование темы (раздела);
  • содержание учебного материала (дидактические еденицы);
  • требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами,  целями и задачами основной образовательной программы Школы.
  • перечень контрольных мероприятий (итоговых, контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др)

4.1.8. В тематическом планировании:

  • раскрывается последовательность изучения разделов и тем Рабочей программы;
  • распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса, дисциплины между разделами и темами по их значимости;
  • описывается характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование составляется в форме следующей таблицы:

№ п/п

Раздел / Тема урока  

кол – во часов

характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

 

При заполнении поурочно – тематического плана следует учитывать, что формулировка темы содержания обучения Рабочей программы, поурочно – тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4.1.9. Описание материально – технического обеспечения отражает перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС,  основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно - методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.

Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:

  • учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы);
  • учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); 
  • учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии):
  • учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ);
  • учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные
    справочники);
  • учебно-наглядные (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование);
  • учебно-библиографические пособия.

4.1.10. Рецензию на рабочую программу пишет руководитель школьного методического объединения, либо педагогический работник, имеющий квалификационную категорию выше категории составителя программы или такую же, либо заместитель директора по УВР, курирующий данный предмет. Рецензия на Рабочую программу считается положительной, если содержит заключение «Данная программа соответствует требованиям и может быть использована в качестве рабочей». Рекомендованная форма рецензии представлена в Приложении 2.  

5. Порядок разработки  и утверждения Рабочей программы

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно до 31 августа текущего года приказом директора Школы. Один экземпляр Рабочей программы входит как структурный элемент в ООП Школы, второй используется учителем в повседневной деятельности.

5.2. До утверждения Рабочей программы происходит процедура получения рецензии,  рассмотрение и согласование на заседаниях Методическими объединениями учителей Школы, принятие на Педагогическом Совете.

5.3. При несоответствии Рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор (заместитель директора) Школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 По итогам рассмотрения рабочих программ Методическими   объединениями учителей школы, принятия на заседании Педагогического совета Школы    издается приказ об утверждении рабочих программ руководителем образовательного учреждения.

5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данный предмет, направление деятельности и утверждены приказом директора  Школы.

5.5.  На экспертизу принимаются Рабочие программы, выполненные аккуратно в печатном виде.

5.6. Рабочая программа на бумажном носителе хранится у педагога и должна быть представлена им по первому требованию.

 

4. Оформление рабочей программы

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение 1).

4.3. Календарно-тематическое  планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 2).

4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием  названия издательства, года выпуска.

6. Контроль за реализацией Рабочих программ

6.1. Контроль за реализацией Рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

 

Приложение 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______ /__________________            /

                            ФИО

Протокол №____     

от «___»__________200___г.

 

 

«Утверждено»

Руководитель МОУ «Гимназия»

______            /__________________/

                              ФИО            

Приказ №______

от «___» __________200___г.

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

____________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета)

_____________________________________________________

(класс)

 

 

 

________________________

 

(ФИО учителя-разработчика)

 

 

200__ - 200__ учебный год

 

Приложение 2.

 

Календ. сроки

№ уроков

Тема

(раздел)

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Фактическая дата проведения урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1 неделя сентября

1

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Приложение № 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 58»

Составлена на основе рекомендованной

государственной  программы и требований

к минимуму содержания

Рассмотрено на заседании

Методического объединения

Протокол № ____ от __________                                               «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                        Директор МБОУ «СОШ № 58»

Принято на заседании                                                                  ______________  Н.О. Ходырева

Педагогического Совета                                                              Приказ № ______ от __________

Протокол № ____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ______________________________

Класс____________________________

Количество часов за год_____________

Количество часов в неделю__________

Составил__________________________

(ФИО, квалификационные сведения)

_________________________________

Рецензент:__________________

(ФИО, квалификационные сведения)

___________________________

Ижевск, год

Приложение № 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 58»

Рецензия

Рабочей  программы (название программы)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рабочая программа составлена в соответствии с  учебным планом,  на основе типовых программ  (название, автор и все реквизиты)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Содержит основные разделы:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Общая характеристика учебного предмета, курса;
  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

      7.  Содержание рабочей программы;

8.  Учебно - тематическое планирование;

9.  Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Титульный лист составлен в соответствии с основными требованиями. Пояснительная записка указывает   цели и задачи  программы, объясняет изменения средств, методик, способов, форм реализации целей и задач.

Рабочая программа содержит учебно-тематический  план, в котором отражены темы уроков, количество часов, отведенных на изучение этой темы, характеристика основных видов учебной деятельности.

        В рабочей программе отражены основные требования к уровню подготовки учащихся, дано описание материально – технического обеспечения образовательного  процесса, отражен перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС,  основной и дополнительной учебной литературы, учебные и справочные пособия, учебно - методической литературы, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.

Рабочая  программа составлена на основе типовой, соответствует требованиям  федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету и может быть использована в качестве  рабочей.

Дата проведения экспертизы __________________

Данные экспертов (Ф.И.О., должность, педагогический  стаж, категория)

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе

Погложение о рабочей программе на 2011-2012 уч.год. Приложение Титульный лист...

Положение о рабочей программе 2012 год.

Положение о рабочей программе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.

Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного...

Положение о рабочей программе по предмету

Проект положения о рабочей программе  в соответствии с нормативными документами....

Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО

Данное положение о Рабой программе является нормативным документом, составленным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643  "О внесении изменений в приказ Минис...

Положение о рабочей программе.

Общие положения рабочей программы. Разработка рабочей программы.Оформление и структура рабочей программы....

Положение о рабочей программе

Положение о рабочей программе по ФГОС...