Выступление на педсовете
учебно-методический материал на тему

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете54.89 КБ

Предварительный просмотр:

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.  Для данного периода характерны:

- активность протекания всех процессов;

-слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения за счёт расширения круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания;

- потребность в  оценке взрослого человека;

- потребность в игровой деятельности;

- свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность;

- стремление к новым впечатлениям и др.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности.

В “Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Способности человека можно представить в виде дерева, где:

  • корни — природные задатки человека,
  • ствол — общие способности,
  • ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

http://festival.1september.ru/articles/617790/full_image002.jpg

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Вот почему важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, которая реализуется в организации и проведении проекто-исследовательской деятельности.

Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е.мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов в начальной школе чаще всего бывает групповой, такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затратработ;
  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности:

  • Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
  • Умение составлять индивидуальный план работы.
  • Умение выделять предмет и объект исследования.
  • Умение определять цель и задачи исследования.
  • Умение формулировать гипотезу исследования.
  • Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
  • Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
  • Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Возможность максимальной реализации способностей детей заложена в самой концепции метода проектно-исследовательской деятельности. Её решение связано с развитием как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. Наконец, следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются также важные предпосылки для формирования у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера, которые в рамках традиционного обучения активизируются лишь в незначительной степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....