Рабочие программы 1-4 по программе "Школа России"
рабочая программа на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 1-4 классах по программе "Школа России" на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………….……………………………3
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения изобразительного искусства…………………………………..……………………………................................................6
- Учебно-тематический план…………..…………………………………...............................................8
- Содержание учебного предмета……………………………………………………………………….9
- Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………..10
- Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса………………………..14
Программа «Изобразительное искусство»
(для четырехлетней начальной школы)
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского
- Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3. Учебно-тематический план
2 класс (34 часа)
Как и чем работает художник (9 ч) | 9 |
Реальность и фантазия (7 ч) | 7 |
О чём говорит искусство (11 ч) | 11 |
Как говорит искусство (7 ч) | 7 |
Итого34 | 34 |
- Содержание курса
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
- Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Количество часов По плану Фактически | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактическая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Первая четверть(9ч) | ||||||
Раздел 1. Чем и как работают художники | ||||||
1 | «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. Инструктаж по охране труда на рабочем месте | 1 | Работа гуашью; изображение цветов на картоне зеленого цвета | 02.09 о неее | ||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – всё богатство цвета и тона | 1 | Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | 09.09 | ||
3 | «Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | 1 | Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | 16.09 | ||
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | 1 | Наблюдать и эстетически оценивать красоту украшений. Создавать узоры по мотивам этих головных уборов. | 23.09 | ||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Наблюдать и эстетически оценивать красоту предметов быта. Создавать узоры по мотивам керамики разных народов. | 30.09 | ||
6 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме | 1 | Овладевать первичными навыками изображения объёмных фигур на плоскости. | 7.10 | ||
7 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги | 1 | Любоваться красотой природы. Создавать свою роспись. | 14.10 | ||
8 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным | 1 | Изображать натюрморт, передавая праздничное настроение. | 21.10 | ||
Раздел 2. Реальность и фантазия | ||||||
9 | «Наши друзья – птицы». Изображение и реальность | 1 | Создают сказочную птицу. | 28.10 | ||
Вторая четверть(8ч) | ||||||
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | 1 | Воспринимают красоту обычных предметов. Овладевают элементарными правилами смешения красок. | 11.11 | ||
11 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | 1 | Воспринимают красоту обычных предметов. Овладевают элементарными правилами смешения красок. | 18.11 | ||
12 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | 1 | В гостях у Чародейки-Зимы | 25.11 | ||
13 | «Подводный мир». Постройка и реальность | 1 | Придумать свой орнамент | 2.12 | ||
14 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | 1 | Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать картину зимнего леса. | 9.12 | ||
15 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе | 1 | Рассматривать карнавальные маски. Придумывать и изображать свою карнавальную маску. | 16.12 | ||
Раздел 3. О чём говорит искусство | ||||||
16 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | 1 | Анализировать различные постройки. Составлять свои композиции на заданную тему. | 23.12 | ||
Третья четверть | ||||||
17 | Сказочный мужской образ». Выражение характера человека | 1 | . Любоваться красотой природы. Создавать свой рисунок на заданную тему | 20.01 | ||
18 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека. | 1 | Любоваться красотой природы. Создавать свой рисунок на заданную тему. | 27.01 | ||
19 | Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | 1 | Наблюдать, сравнивать, анализировать изразцы. Придумать свой изразец. | 3.02 | ||
20 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | 1 | Рассматривать сказочных героев. Изображать сказочных героев. | 10.02 | ||
21 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшение. | 1 | Придумывают воинские доспехи и оружие русских воинов. | 17.02 | ||
22 | «Морской бой Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | 1 | Анализируют русский народный костюм. Изображают костюм русского народа. | 24.02 | ||
23 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Создание своей иллюстрации. | 2.03 | ||
Раздел 4. Как говорит искусство | ||||||
24 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | 1 | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | 9.03 | ||
25 | «Весна идёт». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения объёмных фигур на плоскости. | 16.03 | ||
26 | «Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | Любоваться красотой природы. Создавать рисунок на заданную тему. | 23.03 | ||
Четвертая четверть(8ч) | ||||||
27 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | Слушать стихотворения, рассматривать репродукции с картин. Подбирать средства выразительности для своих рисунков. | 6.04 | ||
28 | «Птички». Ритм пятен как средство выражения. | 1 | Любоваться красотой природы. Создавать свой рисунок на заданную тему. | 13.04 | ||
29 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | 1 | Наблюдать, рассматривать красоту животных. Овладевать первичными навыками изображения животных. | 20.04 | ||
30 | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | Придумать и расписать свою игрушку. | 27.04 | ||
31 | Обобщающий урок за год. | 1 | Рассматривать предметы художественного творчества. Создавать свою композицию. | 4.05 | ||
32 33 34 | Резерв | 3 | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | 11.05 18.05 25.05 |
6.Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
.1. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1- 4 классы. – М.: Просвещение, 2011..
2. Коротеева, Е. И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011, 2012
3. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс: рабочая тетрадь. — М.: Просвещение.
4. И.В. Федотова ИЗО 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской. – Волгоград.
5. Электронное пособие: Поурочные планы 1-2 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа по обучению грамоте ("Школа России")
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (207 ч)— Тематическое планирование по обучению грамоте:к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);к Прописям Н. А. Федосовой,...
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...