Обучение грамоте. Мастер класс. 1 класс.
методическая разработка (1 класс) на тему

Предложенный материал можно использовать в работе с учащимися 1 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Слого-звуковой анализ Чтение Письмо Развитие речи

Слайд 2

На ветке не птичка – зверёк невеличка, Мех тёплый, как грелка. Кто же это?.. Белка. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ Жучка будку не доела; Неохота, надоело. (булку)

Слайд 3

СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ ББАААРН БАРАБАН ДОПОЛНИТЕ СЛОВО БУКВА… БУКВАРЬ БАНК… БАНКА

Слайд 4

ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ БАБОЧКА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ? ДОКЛАД КАБАН – АН + ЛУК = ? КАБЛУК

Слайд 5

НАОБОРОТ Нижний – Низкий – Верхний Высокий ЗАПУТАННОЕ ПИСЬМО Котел смета нудно выл и зал всё Кот ел сметану, дно вылизал всё.

Слайд 6

ШАРАДА Я – синоним к слову бык И известен всем, Но прибавь мне букву К, И я козляток съем. Вол - Волк ЧЕТЫРЕ ЛЬВА … … … лев … … 2. лев … … … 3. … ле … … в … … 4. ле … в … … Сталевар Левкой Оленевод Лезвие

Слайд 7

ЧТЕНИЕ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ РОЗА ШАРИК ЛИЛИЯ ДРУЖОК Роза Шарик Лилия Дружок ЗАМЕНА БУКВЫ В СЛОВЕ КОШКА МОШКА МИШКА МУШКА ПУШКА

Слайд 8

Вова вырастил лук. Вова вырастил золотистый лук. Осень. Наступила осень. Наступила поздняя осень. Наступила холодная поздняя осень . Наращивание предложений . Распространение предложений из текста. СОКРАЩЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДО ОСНОВЫ Мама читает нам книгу о зиме. Мама читает нам книгу. Мама читает нам. Мама читает.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте – важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими знаниями, умениями и навыками, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте -  это прежде всего  средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал, развивать речь и активный словарь учащихся.

Общими требованиями к методическому аспекту урока являются следующие:

  1. Определенность, ясность, четкость, реальность основной дидактической цели урока.
  2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-педагогической основе.
  3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и для каждого его структурного элемента.
  4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы с учащимися в зависимости от общей, дидактической и частной цели урока.

Для достижения цели урока учителю важно представлять, как в период подготовки к уроку, так и во время его проведении взаимосвязь следующих взаимосвязанных компонентов урока: тема урока, цель урока, задачи, отбор материала, методы и приемы работы, формы работы (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Как же построить урок обучения грамоте?

Урок русской грамоты – это взаимосвязь 4-х компонентов:

  • Слого-звуковой анализ;
  • Чтение;
  • Письмо;
  • Развитие речи.

В зависимости от типа урока подбирается количество и целесообразность методов и приемов работы.

Во время подготовки к уроку педагогу необходимо:

  • Поставить четко цель урок, например: познакомить с новым звуком и буквой, уметь читать слова с изученной буквой.
  • Определить задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  • Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание материала, воспроизведение, осмысление, применение, творческий подход к знаниям.

Методы и приемы работы по выделению, узнаванию, восприятию звука:

  • Посмотрите на картинки. Назовите их. Чем похожи названия картинок?
  • Учитель называет слова, где повторяется один и тот же звук. Задача учащихся узнать такой звук. Например: полка, парус, компот, плот, суп.
  • Чистоговорки:

са-са-са  -  вот бежит лиса,

су-су-су - волк живет в лесу.

  • Скороговорки: У ежа - ежата, у ужа -  ужата.
  • Стихи, в которых изучаемый звук повторяется часто:

У Петрушки - две ватрушки,

А в другой руке – игрушки.

А у старого Петра

В огороде два ведра.

  • Доскажите предложение, фразу.
  • Определение места звука в слове (кошка, укол, жук). Здесь же определяют, какой звук по твердости и мягкости.
  • Приводят примеры на изучаемый звук и букву.
  • Звуко-буквенный анализ слов. На данном этапе ведется работа по определению звука (согласный или гласный); твердости и мягкости согласного звука; обозначение звука буквой, работа по ленте букв.

Методы и приемы работы по запоминанию буквы и ее написанию.

  • Письмо по точкам;
  • Конструирование буквы из палочек, проволоки;
  • Сравнение новой буквы с уже изученными;
  • Обводка буквы, ее запись;
  • Использование кальки;
  • Письмо в воздухе;
  • Допиши букву;
  • Письмо под счет.

Методы и приемы развития правильного, быстрого и осознанного чтения.

  • Чтение открытых и закрытых слогов с изученной буквой.
  • Чтение слогов со слоговой таблицы, составление слов из слогов

са бы ла ля ка ва ра ре пе

сы те мик ту ро го рук и бу

ни ло ша мы во ки да лу жа

  • Прием наращивания

Ко

Кот

Котик

Котище

Котишка

  • Упражнения на развитие поля ясного видения

Ва

Во

Ву

Ви

  • Чтение имен собственных и нарицательных

роза шарик лилия дружок

Роза Шарик Лилия Дружок

  • Замена буквы в слове

Кошка – мошка – мишка – мушка – пушка

  • Анаграммы

34512

Сосна – насос,    лкво – волк

  • Чтение предложений и текстов

-чтение учителем

-чтение по цепочке

-чтение в парах

-чтение хором

-выборочное чтение

-чтение по ролям

Методы и приемы развития речи.

  • Значки в азбуке указывают на задание по развитию речи.
  • Работа над многозначными словами, например: рожок, коса, плитка.
  • Наращивание предложения или сокращение до основы

Осень.

Наступила осень.

Наступила поздняя осень.

Наступила холодная поздняя осень.

  • Составление рассказа по опорным словам.

Опорные слова: золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали.

  • Составление рассказа по рисунку.

Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса  к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...