Главные вкладки

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
    методическая разработка на тему

    Самодельная кукла даёт большие возможности для творческой самореализации и равития личности ребёнка, развития  фантазии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 37

    имени Новикова Гаврила Гавриловича»

     Проектирование урока в условиях введения ФГОС нового поколения

     

    Подготовила: Барашкова Ольга Анатольевна

    учитель начальных классов

    Кемерово 2015 год

    Тема: «Народная кукла – столбушка»

       

    Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.   

     

         Задачи:

             - ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы;

    - научить детей последовательному изготовлению куклы - столбушка;

    - научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, на примере изготовления  куклы - столбушка;

    - развивать мелкую моторику рук, индивидуальные творческие способности;

    - воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

          Формы проведения занятия:

    часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.

    часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление, выставка работ.

         Оборудование и материалы:

    1. Образец куклы - столбушки (изготовленной педагогом ранее);
    2. Шаблоны деталей куклы;
    3. Плотная бумага или картонная основа из-под полиэтиленовых мешочков.
    4. Комплект тканей (цветной и белый ситец  (бязь);
    5. Нитки;
    6. Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
    7. Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);
    8. Ножницы.

       

         Ход занятия

    I. Организационный момент:

    - проверка наличия учащихся;

    - предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с инструментами.

    ІІ. Сообщение темы урока. Народная кукла – столбушка.

    ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы- столбушки, её особенностей и предназначения по народным традициям.

         Во все времена ценились вещи, сделанные своими руками. На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества – самодельной тряпичной куклой. Познакомились с разными видами народной  куклы (куклы – обереги, обрядовые и  игровые куклы). Кроме того, начали осваивать разные способы изготовления кукол.

       

        Сегодня на занятие мы познакомимся с одной из самых древних кукол на Руси.  Называется она Столбушка, или иначе – Закрутка. Название отражает способ изготовления её основы (столбик), а также размер куклы и материал, из которого она изготовлена. Это может быть и береста, плотно свёрнутая в трубочку, а может быть скрутка из ткани (плотной или мягкой).

         

         Кукла - столбушка была распространена повсеместно.  В каждой местности у этой куклы были свои особенности и разные предназначения.  Это игровая и обережная кукла. Считалось, что  кукла – столбушка  приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Кукла передавалась от матери к дочке, а далее - внучке и правнучке. Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Столбушек в доме могло насчитываться до сотни. При этом куклы не валялись разбросанными по дому, а аккуратно хранились в сундучках.

         Традиционно куклам-столбушкам лиц не рисовали, - они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая  душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.

         Основа–столбик используется при изготовлении самых разных куколок (кукла Утешница, Мамка, Берегиня и др.). Украсить Закрутку можно разными способами: её можно красиво нарядить, сделать косу, вышить передник, сплести красивый поясок, придумать и сделать головной убор. Изготовление наряда Столбушки открывает широкое поле для творчества!

         Многим с детства знакома сказка Афанасьева А.Н. “Василиса Прекрасная”.

    “В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…

    Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса всё переносила безропотно, и с каждым днем всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни”. Как же это так делалось?

    Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике, и потчует её, приговаривая: На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать? Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешит в горе, а наутро всякую работу справит за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой…

    Кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.

    Вот такую куколку, помощницу в трудную минуту, вы теперь можете сделать и для себя.

    Прежде, чем приступить к практической части нашего занятия, разомнём свои пальчики.

    Физминутка для пальцев.

    В прятки пальчики играют

    И головки убирают,

    Словно синие цветки,

    Распускают лепестки.

    Наверху качаются,

    Низко наклоняются.

    Колокольчик голубой

    Повернулся к нам с тобой.

    Пальчики вы не зевайте

    И к работе приступайте.

    ІV. Практическая работа

    Учащиеся по шаблонам изготавливают детали куклы.

    Необходимо приготовить:

    1. Квадрат белой ткани 20x20см (для рукавов и головы) – 1 шт.;
    2. Квадрат плотной ткани 20x20см (для основы туловища (столбик) -  1 шт.;
    3. Квадрат цветной ткани 15x15см (для сарафана) – 1 шт.;
    4. Лоскут цветной ткани 6x8см (для фартука) – 1 шт.;
    5. Треугольник из цветной ткани (для платка) со стороной 20 см – 1 шт.;
    6. Волосы из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи длиной 25 см или меньше (по желанию).

    После изготовления деталей куклы приступаем к сборке куклы.

    Перед тем, как приступить к сборке куклы проведём

    физминутку для глаз.

    Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)

    Я щенка нарисовал, милого, смешного.

    В целом мире не найти друга мне такого!

    Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).

    И глядит лукаво.

    Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

    Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),

    Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).

    На другом большом рисунке

    Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

    1. Для того чтобы сделать основание куклы, необходимо свернуть в трубочку журнал или плотную бумагу.

    2. Затем заготовку накрыть сверху квадратом белой ткани, убрать остатки ткани в противоположное отверстие заготовки.

    3. Волосы необходимо завязать  «снопиком» и закрепить их  на голове. Завязанный конец нужно заправить в верхнее отверстие. Волосы можно заплести в косы (по желанию).

    4. В среднем куске ткани сделать круглое отверстие размером с диаметр заготовки или чуть меньше, одеть его на заготовку. Чтобы получить ручки-рукава, нитками нужно перетянуть противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой, - получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

    5. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофточка.

    6. Нарядить куклу можно по-разному, в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине, получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоски ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки нужно покрыть широким поясом (тесьмой, лентой и пр.).

    7. На голову повязать платок.

    8. Дополнить костюм можно передником, тесьмой, бусами – всем, что подскажет фантазия.

    В ходе занятия педагог проводит целевые обходы:

    - Контролирует организацию рабочего места.

    - Контролирует  выполнение правил техники безопасности.

    - Оказывает  помощь детям, испытывающим затруднение.

    V. Анализ и оценка занятия.

    Можно провести мини-выставку готовых кукол-столбушек. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

    На этом занятии учащиеся узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег «столбушку», а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.

    VI. Уборка рабочего места.

    Приложение

    Схема поэтапного изготовления куклы-оберега «столбушки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

    Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...

    СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  Какие требования предъявляются к современному уроку?...

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Очень важно в детях пробудить желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок. Изготовление Белого аиста из бумаги     является средством воспита...

    Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

    Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

    Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

    В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

    Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...