Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС "Забота" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Тамара Владимировна Молочева

          Программа  «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными». Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.

Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живёт. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zabota.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Лицей №1

«Рассмотрено»                                          «Согласовано»                               «Утверждено»

Руководитель МО                                  Зам. директора по УВР                  Директор              

__________/О.Н. Баранова/                    _________/А.Ю.Замятина/          _________/Е.П.Гуйван/

«_____»2015г.                                           «______» 2015г.                               «______» 2015г.

Рабочая программа по курсу «Забота»

4 «Б» класс

Программа  «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными».

Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.

                           

Составитель программы:

                                                                                    Т.В. Молочева, ВКК

г. Комсомольск-на-Амуре

2015/2016 учебный год

                                                               Пояснительная записка.

          Программа  «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными». Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.

Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живёт. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

По мнению учёных, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25% всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20% составляют наследственные факторы, 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55%) является образ жизни человека. Поэтому так важно с детских лет сформировать у ребёнка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и его сохранении.

Общая характеристика программы.

       Программа может реализовываться в любой группе учащихся и не требует специальной предварительной подготовки. Включает два раздела «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации. Учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем – своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за образ жизни.

Содержание второго раздела («Законы здоровья») нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую , воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определённых санитарно-гигиенических требований.

В целом программа интересна и занимательна, она позволяет обратить внимание ребёнка на здоровье , научит его заботиться о своём организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

Содержание программы 4 класс

Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять своё здоровье, заботиться о нём, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не  навредить своему организму.

Факторы которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.  

Знаешь ли ты себя? 

Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента.

 Как мы познаём мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг – командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.

Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воли ( общее представление).  Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти и внимания.

Красивое и сильное тело.

Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система).  Определение роста,  массы тела, соотношение этих показателей.

Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.

Режим дня. Зачем школьнику режим.

«Биологические часы» . Необходимость придерживаться чёткого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна. Помещения для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки» Полезные и вредные привычки.

Доброе утро! Спокойной ночи!

Различные предложения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развитие ловкости и координации, быстроты и выносливости – в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка. Гигиена сна, подготовка ко сну.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.

…И зубной порошок!

 Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.

Кожа - зеркало здоровья.

Самый большой орган – кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая причёска тебе к лицу?»

Дышим полной грудью.

Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объёма лёгких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.

Какой должна быть пища.

Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин).

Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.

По ту сторону микроскопа.

Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом) Мир вирусов и бактерий. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.

Берегите сердце.

Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Донары. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови.

Наши незаменимые помощники.

Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.

Чище, краше, лучше!

Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.

Держи голову в холоде…. А ноги в тепле.

Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок» Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.

Наш защитник иммунитет.

Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».

Айболит спешит на помощь.

Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы. Вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.

Вот, ребята, йод  и вата!..

Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях.

Силачи и Геркулесы.

Рост и взросление. Акселерация. Спорт и олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объём бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучаещегося будут сформированы:

-общее представление о здоровье человека как об одном из основополагающих ценностей человеческой жизни;

-установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

-способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

-чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

-чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;

-уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;

- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;

- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;

- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;

- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнёров по команде;

- отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию;

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;

- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях.

 Учебно-методическое и материально-техническое обучение курса.

Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2009год.

Товпинец И. П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература», 2007 год.

Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература», 2003 год.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010 год.

                                  Тематическое планирование курса   «Забота»

Дата занятия

занятия

Тема занятия.

Возможные виды деятельности.

08.09

15.09

1,2

Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

Создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека

Коллективное творческое дело.

22.09

3

Знаешь ли ты себя?

Беседа; упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления;.

29.09

4

Практическое занятие. Определение типа темперамента.

Задания на определение типа темперамента

06.10

5

Чудо человеческого тела.

Работа в группе: по формированию правил сохранения хорошей осанки.

13.10

20.10

6,

7

Укрепление и тренировка мышц.

Практическое занятие. Разработка комплекса упражнений.

Разработка комплекса упражнений, формирующих осанку, укрепление и тренировка мышц. Подвижные игры.

10.11

8

Режим дня. Составление распорядка дня.

Обсуждение «Учение + увлечение» ; работа в группе: составление индивидуальной тетради- памяти «Мой распорядок дня»

17.11

9

Доброе утро! Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей

Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей  и правил её выполнения.

24.11

10

Спокойной ночи!

Подвижные игры; творческое задание: сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе.

01.12

11

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Беседа. КТД: конкурс плакатов на тему занятия.

08.12

12

…и зубной порошок! Правила гигиены.

Беседа с врачом стоматологом: обсуждение правил гигиены.

15.12

13

Кожа- зеркало здоровья.

Исследование своего организма, лабораторная работа. Подвижные игры.

22.12

14

Дышим полной грудью. Дыхательные упражнения.

Беседа, подвижные игры, дыхательные упражнения. Измерение объёма лёгких.

12.01

15

По ту сторону микроскопа.

Беседа, лабораторная работа.

19.01

16

Берегите сердце. Работа с микроскопом.

Беседа: измерение пульса, исследование измерения пульса; рассматривание капли крови через микроскоп; подвижные игры.

26.01

17

Наши незаменимые помощники.

Беседа, разработка упражнений для тренировки глазных мышц. Диагностика зрения.

02.02

09.02

18,

19

Чище, краше, лучше!

Игры, которые развивают силу , выносливость.

Игры, которые развивают силу , выносливость.

Спартакиада. Викторина (история открытий в медицине).

16.02

20

Возможности, которые даёт компьютер и интернет.  

Обсуждение, правил безопасности работы на компьютере; зрение; поза; расположение монитора.

Всемирная паутина: поиск информации в Интернете.

24.02

21

Какой должна быть наша пища.

Доклады детей о здоровом питании, экскурсия в школьную столовую.

01.03

22

Что необходимо знать о витаминах.

Составление меню (завтрак, обед, ужин).

09.03

23

Особенности питания людей разных национальностей.

Беседа, обсуждение.

15.03

24

«О лекарствах в твоей тарелке».

Урок-конференция «Что мы едим»

22.03

25

Всё о фастфудах.

Сообщения учащихся.

05.04

26

Держи голову в холоде… а ноги в тепле.

Беседа, работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса.

12.04

27

Наш защитник иммунитет

Беседа. Экскурсия в медицинский кабинет.

19.04

28

Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

Исследовательская деятельность по плану педагога.

26.04

29

Айболит спешит на помощь.

Беседа, работа в группе: имитационно-игровые ситуации.

03.05

30

Подготовка к походу.

Разработка маршрута.

Занятие-игра «Собираемся в поход»;

10.05

31

Групповой выезд на природу. Правила безопасности в походе.

Групповой выезд на природу.

17.05

32

«Путевой журнал»

Оформление стенгазеты «Путевой журнал»

24.05

33

Школа светофорных наук. Велосипед на улицах города.

 Практическое занятие. Прогулка на велосипедах.

26.05

34

Правила поведения на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...