Технологическая карта урока
презентация к уроку на тему

Этот материал подойдет учителям начальных классов для выступления на семинарах, методических объединениях, конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Камбродская основная общеобразовательная школа» Буинского муниципального района РТ

Доклад по теме: «Технологическая карта урока в начальной школе по ФГОС НОО»

Учитель:Шарапова Сания Минрафиковна

г. Буинск

2015

Слайд 2

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. К нам пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Это привело изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало  педагога  на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.

    Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения призвана обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Слайд 3

  В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования.

  В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя начальной общеобразовательной школы, основными компетенциями которого должны стать:

Слайд 4

- Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.

-  Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

- Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного  и развивающего подходов.

- Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

- Формирование и развитие у обучающихся УУД.

- Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.

    На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям, а для этого должен сам:

Слайд 5

- научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность; управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы;

- уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в её процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого ученика уровне.

- владеть широкой палитрой методических приёмов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.

- уметь организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности, что предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределённой формой организации деятельности со стороны учителя.

         Таким образом, учителям начальных классов необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

         Решением поставленных задач может стать проектирование технологической карты урока.

Слайд 6

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. П. 

  Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

Слайд 7 (пример технологической карты)

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Слайд 8

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Слайд 9

Что даёт  использование технологической карты

  • Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
  •     Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Слайд 10

Возможности технологической  карты

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение  самооценки  учащихся на каждом этапе урока.

Слайд 11

Технологическая карта позволит учителю:

-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением
(вписать конкретный урок в систему уроков);

Слайд  12
-проектировать свою деятельность на
четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к
проектированию темы;

-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
-решить организационно-методические
проблемы (замещение уроков, выполнение
учебного плана и т. д.);
-соотнести результат с целью обучения после
создания продукта — набора технологических карт.
-обеспечить повышение качества образования.

Слайд 13

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Слайд 14

Структура технологической карты

Наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:

1. Название блока (темы) учебных занятий.

2. Количество часов на изучение блока учебных занятий.

Название блока (темы) и количество часов определяются исходя из программы на основе значимости учебного материала в обязательном минимуме требований государственного стандарта.

3. Триединые дидактические цели (далее – ТДЦ), планируемые при изучении учебного блока (темы) и сформулированные на деятельностной основе.

Слайд 15

ТДЦ включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.

Слайд 16

4. Содержание учебного материала – федеральный, региональный и школьный компоненты (далее – СУМ).

Здесь учитель указывает обязательный минимум федерального, регионального и школьного компонентов содержания учебного материала;

5. Преобладающие методы обучения (далее – МО).

В зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей учитель планирует использование тех или иных МО.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся (далее – ФОПД).

Наиболее распространенными в педагогической практике формами организации познавательной деятельности являются:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная (индивидуализированная).

При планировании форм организации познавательной деятельности необходимо учитывать их адекватность содержанию изучаемого материала, дидактическим целям и используемым методам.

7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся.

Данные требования формулируются в категориях знать, уметь, владеть компетенциями в соответствии с требованиями государственного стандарта применительно к содержанию изучаемого материала.

8. Межпредметные связи (далее – МПС).

Межпредметные связи планируются для обеспечения преемственности в формировании понятий, общих для группы родственных дисциплин (гуманитарных, естественно научных и др.), способов учебной деятельности, развития творческих способностей учащихся, формирования ключевых компетентностей.

9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.

Слайд 17

ТК предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя:

  • самоконтроль учащихся;
  • взаимный контроль;
  • контроль учителя. 

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Слайд 18

Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

 Цель составления технологической карты состоит в превращении мысли в действие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока в начальной школе по ФГОС НОО

Слайд 2

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать , считать, писать учили: « Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

Слайд 3

В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы:

Слайд 4

Основные компетенции современного учителя - Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки. - Использование инновационных технологий в образовательном процессе. - Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов. - Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. - Формирование и развитие у учащихся УУД. - Формирование у учащихся навыков аргументации собственной точки зрения.

Слайд 5

Новые требования к организации образовательного процесса научиться выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместную учебную деятельность; управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы ; уметь оптимизировать учебную деятельность; владеть широкой палитрой методических приёмов, социальных форм и современных информационно-коммуникационных средств обучения; - уметь организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности.

Слайд 6

Понятие «технологическая карта» Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Позиции , на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока : - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части.

Слайд 8

Отличительные черты технологической карты

Слайд 9

Что даёт использование технологической карты? позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Слайд 10

Возможности технологической карты 1. тщательное планирование каждого этапа деятельности; 2. максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; 3. координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности; 4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Слайд 11

Технологическая карта позволит учителю: - реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; - определить универсальные учебные действия , которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; - системно формировать у учащихся универсальные учебные действия ; - осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;

Слайд 12

Технологическая карта позволит учителю: - проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год; - определить возможности реализации межпредметных знаний ; -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; - выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; - решить организационно-методические проблемы ; - соотнести результат с целью обучения после создания продукта; - обеспечить повышение качества образования .

Слайд 13

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Слайд 14

Структура технологической карты 1. Название блока (темы) учебных занятий. 2. Количество часов на изучение блока учебных занятий. 3. Триединые дидактические цели, планируемые при изучении учебного блока (темы) и сформулированные на деятельностной основе.

Слайд 16

Структура технологической карты 4. Содержание учебного материала – федеральный, региональный и школьный компоненты. 5. Преобладающие методы обучения. 6. Формы организации познавательной деятельности учащихся. 7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся. 8. Межпредметные связи. 9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.

Слайд 17

Технологическая карта предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя: . самоконтроль учащихся взаимный контроль контроль учителя

Слайд 18

Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете. Иоганн Вольфганг фон Гёте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...