Методическая разработка по русским шашкам «Ловушки в миттельшпиле»
методическая разработка (4 класс) по теме

В данной методической разработке приводятся примеры применения тактического приёма "ловушка" в миттельшпиле. На примере 10 фрагментов из партий объясняется действия данного тактического приёма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovushki_v_mittelshpile.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по русским шашкам

«Ловушки в миттельшпиле»

Подготовила

Хлудеева Юлия Андреевна

педагог  дополнительного образования по шашкам

 Отличник физической культуры и спорта

Шашки как дисциплина дополнительного образования является абстрактно-логическим видом спорта (по классификации Матвеева Л.П.), в нашей гимназии носит досуговую  направленность.

Шашки с древнейших времен вошли в быт народов, населяющих все материки Земли, стали подлинно народной игрой, частью национальных культур. Конечно, правила игры, особенности тактических приёмов, к которым относятся ловушки в миттельшпиле,  в каждой стране свои.

Шашки способствуют формированию нового способа мышления, и помогают  ребенку последовательно оценить различные возможности и выбрать наилучшую из них.  Шашки как интеллектуальная игра способствуют развитию кругозора и формированию личности подрастающего поколения.

Педагоги и психологи отмечают, что дети, которые играют в интеллектуальные игры, учатся лучше. Они отличаются хорошей памятью, высокой реактивностью при принятии решений, креативным подходом в выборе стратегии своих действий и поступков в жизни.

В шашечной партии происходит борьба двух сторон, каждая из которых намечает свой план игры. И каждый из соперников старается применить разнообразные тактические приёмы.

        Применение (использование) тактического приёма делает игру более интересной, активной, быстротечной. Но очень важно помнить, что тактические приемы одной стороны зависят от игры другой и могут быть не осуществлены. Нам известно, что шашки это и спорт, и искусство, и интеллектуальная   игра.   Тактическая  борьба  -  сложное  и  многогранное искусство  ведения игры в шашки.

В процессе занятий важно научить детей  видеть позиционные возможности  шашечной игры,  научить понимать и применять комбинационные идеи.

        Представленные  примеры  ловушек используются в работе шашечной кружка гимназии № 105.

         Ловушка – тактический приём, западня, в которую пытаются завлечь соперника, соблазняя его мнимыми выгодами. Случается и так, что  ловушка  ослабляет и собственные позиции.

        Часто ловушка в миттельшпиле включает в себя роздых.  Роздых – временный отдых (6, стр.265), применительно к шашкам  - запасной ход.        

Миттельшпиль – середина  партии, в которую переходит её дебютная часть: в русских шашках после 7-10 ходов, в стоклеточных – после 12 - 17 ходов.

За многие годы увлечения шашками и работы педагогом по шашкам составлена картотека ловушек в миттельшпиле. Некоторые из них я хочу предложить вашему вниманию.

№ 1.                Белые: a5, b4, c5, f4, g3, h2

                Черные: c7, d6, e5, e7, g5, h6

         Последний ход чёрной шашки был  f6 – g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Белые:

Черные:

1.

c5 - b6!

g5 : e3

2.

b6 : g1

Х

   

№ 2.                Белые: b2,  d2, d4, f2, g5                                                                                Черные: a3, b6, d6, g7, h2

                Последний ход чёрной шашки был  b4 – а3. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

                

  Белые:

Черные:

1.

b4 – a3

2.

g5 – h6

a3 : g1 (*)

3.

h6 : a7

g1 : c5

4.

a7 : g1

Х

         (*)        

2.

a3 : c5

3.

h6 : f8

c5 : g 1

4.

f8 : a7

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

№ 3.        Белые: b4, c1, e3, f4, g5                                                                                Черные: a3, c5, d6, e7, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был d8 – e7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

  Белые:

Черные:

1.

d8 – e7

2.

f4 – e5

h6 –d2

3.

c1 : e3

d6 : d2

4.

b4 : c1

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

№ 4.        Белые:  c1, c3, d2, e3, f2, g3, h2                                                                Черные: b6, c5, d6, e5, g5, g7,h4                

Последний ход чёрной шашки был h8 – g7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

        

  Белые:

Черные:

1.

h8 – g7

2.

g3 – f4

e5 : e1

3.

e3 – d4

c5 : e3

4.

d2 : a7

e1 : a5

5.

c1- d2

a5 : e1

6.

a7 – f2

 e1 : g3

7.

h2 : f4

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h


№ 5.                Белые:        a3, b2, c1, d4, e1, f2, g3                                                                        Черные: a5, a7, c7, e7, f6, g5, g7

                Последний ход чёрной шашки был  b6– а5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему круговой удар.

  Белые:

Черные:

1.

b6 – а5

2.

d4 - e5

f6 : d4

3.

a3 - b4

a5 : a1

4.

c1 - b2

a1 : c3

5.

e1 - d2

c3 : e1

6.

g3 – h4

e1 : g3

7.

h4 : h4

a7 – b6

8.

h4 – f2

b6 – a5

9.

f2 – e1

g7 – f6

10.

e1 – c3

f6- g5

11.

c3 – d2

g5 – h4

12.

d2 – e1

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

№6.                Белые:        b4, c3, d4, e3, f2, g3, h4                                                                        Черные: b6, d8, e5, e7, f6, g5, g7, h6

 Последний ход чёрной шашки был d6 – e5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

        

  Белые:

Черные:

1.

d6 – e5

2.

g3 –f4

e5 : e1

3.

b4 - a5

e1: b4

4.

a5 : c7

d8 : b6

5.

d4 - e5

f6 : d4

6.

h4 - h8

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h


№ 7.                Белые:        a1, c1, c3, c5, e3, f2, g1                                                                        Черные:  a3, b8, e5, e7, f8, g5, h2

                Последний ход чёрной шашки был f6- g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

  Белые:

Черные:

1.

f6- g5

2.

c5-d6

e5:c7

3.

c3-b4

a3:c5

4.

e3-f4

g5:e3

5.

f2:f6

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

№ 8.                Белые:        a1, a3, c3, e1, g1, g3, h4, h6                                                                        Черные: b6, c5, d2, d6, e5, e7, f8, g7  

                Последний ход чёрной шашки был e3 –d2. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию, с использованием роздыха  после первого хода.

  Белые:

Черные:

1.

e3 –d2

2.

A3-b4

C5:a3

3.

G1-h2

D2:b4

4.

A1-b2

A3:c1

5.

G3-f4

E5:g3

6.

H2:f4

C1:g5

7.

H4:h8

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h


№ 9.                Белые:        a1, a3, b2, c3, d2, e3, f2, f4, h2                                                                Черные: a5, b8, c5, c7, d6, e7, f8, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был h8-g7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию, где используют правило турецкого удара (в процессе взятия шашек противника нельзя дважды бить одну и ту же его шашку).

  Белые:

Черные:

1.

h8-g7

2.

C3-d4

A5:c3

3.

B2:h8

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

№ 10.                Белые:        b4, c1, c3, e1, e3, f4, g1, g3                                                                        Черные: c5, c7, d6, e5, e7, f8, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был b6-c5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию, где используют роздых и финал кругового удара.

  Белые:

Черные:

1.

b6-c5

2.

G1-f2

C5:a3

3.

C1-b2

A3:c1

4.

C3-d4

E5:c3

5.

E1-d2

C3:e1

6.

E3-d4

C1:g5

7.

D4-c5

D6:b4

8.

G3-h4

E:g3

9.

H4:h4

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Играйте, думайте, решайте!

Свободное время после школьных занятий мы стараемся направить на создание для ребят комфортного образовательного пространства и неформальной среды общения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника, а, следовательно, и его дальнейшей адаптации в обществе.

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Б и б л и о г р а ф и я

1. Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы.

2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:     Совершенство, 1996. - 298 с.

4.  Герцензон Б.М. «На шашечной доске» -Л.: Детгиз, 1963 г., 111с.

5.  Голосуев В.М. Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – СПб, 1997.

6.  Городецкий В.Б. «Книга о шашках»: Научно-художественная литература - М.: Детская литература, 1984. – 271 с., ил.

7.  Козлов И., Миротин Б. «Комбинации и ловушки в русских шашках» - М.: Физкультура и спорт, 1962. – 254 с.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ.культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991-543с.

9.  Медков В., Мишин А. «Азбука шашечной игры» (150 партий с ловушками) – М.: 1927. – 92 с.  

10.  Насибуллина А.Д. «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.- 160 с.

11.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

12.  Паскаль П., Функ И. «Шашки»: тактика игры – Кишинёв, 1976. – 52 с.

13. Романчук О.А. «Юному шашисту» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1988. – 208 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Ошибки пешеходов. Дорожные "ловушки"

Развернутый план-конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Маленький пешеход"...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...