компетентность учителя начальных классов (ШМО)
статья на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Материал для выступления на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnost_uchitelya_nachalnyh_klassov_shmo.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Компетентность учителя начальных классов

 в условиях реализации ФГОС НОО

(выступление на ШМО учителей начальных классов)

Подготовила:

учитель начальных классов

Токмурзина С. М.

Нефтекамск, 2015 г.

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

      Меняется время, меняются люди.  И вот уже сегодня  каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные  задачи образования.

       Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно  измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует  определить,  возможно,  ли,  не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

       Отвечая  на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования  к условиям  образования. Реализовать в полной мере  заявляемый системно-деятельностный, тем более -   компетентностный подход,  не меняя  сложившуюся  систему традиционной школы, просто   невозможно. Так  же,  как,  невозможно сформировать у учащихся  ключевые компетенции, работая только в  классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно  очевидно, что  реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным, также требуется серьезная подготовка и переподготовка  учителей.   

Таким образом,   с введением ФГОС   ответственность  учителя, которая  во все времена была исключительной,  возрастает вдвойне.

        В чём же заключается компетентность учителя начальных классов? Какие  изменения   в образовании потребуют  от учителя новых   компетенций?

Все, наверное, заметили в прозвучавших вопросах два похожих слова «компетентность» и «компетенции».

Анализ литературы показывает, что не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Чем же отличаются компетенция и компетентность?

 Для компетенции характерно наличие знаний и умений. Компетенция – знаю, как надо делать.

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Компетентность - знаю, что надо делать. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Другими словами компетенция- характеристика специалиста. Компетентность- характеристика деятельности специалиста.

«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей(компетенций)»[МА Чошанов].

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.

Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные подходы:

  • требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
  • специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
  • система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

        

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

  • понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
  • знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
  • понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

        

Третье направление -  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  1. Перцептивный компонент -  умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).

  1. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.

  1. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.

  1. Инновационный компонент -  потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

  1. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Общекультурный критерий.
  2. Общепрофессиональный критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.
  1. Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют  три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  • общая образованность и широта кругозора;
  • информированность в области культурных новинок;
  • культура речи.

  1. Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

  1. Коммуникативный критерий

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  • доброжелательный и конструктивный стиль общения.

  1. Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

  • профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  • наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.

  1. Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности

       Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый  должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными  показателями качества профессиональной подготовки педагога  сегодня  являются такие личностные характеристики, как:

  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • мотивация на работу с учащимися;
  •  способность и готовность учителя  применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание   психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • владение  современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;

Применять новые подходы, формы, методы в обучении.

        Компетентностный подход в обучении. (Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.)

Методы обучения: в основу положено системно –деятельностное обучение, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения проблем.

Формы работы: учебное сотрудничество.

Средства обучения: использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих  основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение  воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.

         Однако, следует признать, что  обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся  педагогу  без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто  невозможно. Для решения этой  задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными  религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

                 Известно, что воспитать «крылатого» ребенка,  может только «крылатый» педагог, воспитать    счастливого,  может только счастливый, а современного – только современный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Статья в помощь педагогам, которые с нового учебного года реализуют ФГОС....

Статья "Профессиональная компетентность учителя начальных классов".

В статье говорится о том, что профессиональная компетентность учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и де...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...