Особенности социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов
статья на тему

статья об особенностях сопровождения детей детских домов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов

 В последнее время увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало актуальной проблемой для российского общества. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию в 90-е годы, привел к увеличению числа семей с низким уровнем социальной, психологической или структурной организации, что повлекло к росту числа детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, социальному сиротству. Так, статистические данные показывают, что в настоящее время в России насчитывается более 800 тысяч детей-сирот. Исторически таких детей передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в общество. Именно дети-сироты составляют сегодня основной контингент государственных учреждений. Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка-сироты в детском доме или школе-интернате, он «ничей» ребенок.  Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, обусловленные психическими травмами, связанной с неблагополучием в кровной семье и утратой родителей. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми, что становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в государственные учреждения. В ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема адаптации сирот, их интеграции в общество становится особенно актуальной: ежегодно более 15 тысяч воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа начинают самостоятельную жизнь. В то же время, по результатам исследований НИИ детства Российского детского фонда через год после выпуска из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжом, каждый пятый – преступником, каждый десятый совершает самоубийство. В России проблемы выпускников государственных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали привлекать внимание общественности лишь в конце 90-х годов 20 века. Сегодня общество начинает осознавать необходимость оказания помощи молодым людям данной категории, так как для них характерен ряд особенностей, мешающих им успешно адаптироваться в общество

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

 - трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;

 - инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

 - перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха

 - неразвитый социальный интеллект;

 - непонимание материальной стороны жизни; - повышенная внушаемость;

- склонность к асоциальному поведению;

 - завышенная или заниженная самооценка;

- неадекватность уровня притязаний;

- рентные установки; -

        Поддержка выпускников осуществляется специалистами службы постинтернатного сопровождения. Главной ее целью является оказание молодым людям социальной, психологической помощи. В этой связи специалисты службы разрабатывают индивидуальный план поддержки каждого выпускника, а также привлекают для сотрудничества различные структуры администраций районов города, области, другие учреждения и организации, способствующие решению проблем, возникающих у бывших воспитанников детского дома в самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Особенности личностной готовности к школьному обучению детей воспитывающихся в детском доме.

В этой статье раскрываются все сложности подготовки  к школьному обучению детей с диагнозом ЗПР....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Статья «Особенности социально-педагогической работы с семьей младшего школьника »

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому необходима работа с родителями первоклассников с целью повышения психолого-педагогиче...

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....

“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”

В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....

Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".

В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...