Материалы на конкурс Учитель года 2016
учебно-методический материал по теме

Борисова Валентина Анатольевна

методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx92.52 КБ
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках в начальной школе с применением технологии

 развития критического мышления»

     D:\фото\DSC01742.JPG   

В.А. Борисова

МОУ СОШ № 7 п. Балтийский,

учитель начальных классов

                                

«Скажи мне — я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня — я пойму».

         Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая как я думаю, помогает формировать УУД.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология помогает образованию   новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и  Курт Мередит.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

          Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

          Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана  книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

       Базовыми  аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

    Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

    Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

   Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

   На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы: составление кластера, приём «Знаю-Умею-Хочу знать»,  пометки на полях, написание синквейна ,  мозговой штурм, верные – неверные утверждения и др.)

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

Список  использованной литературы

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

2.Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

3.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

4. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М.: ЦГЛ, 2005.

6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

7.  И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.

8.  И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.

9.  Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение» 1995г.

10.  И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство «Просвещение» 1998г.

11.  Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Курского муниципального района Ставропольского края

«Формирование познавательной учебной деятельности

на уроках в начальной школе с применением технологии

 развития критического мышления»

       

Из опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Борисовой В.А.

                                

Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая, как я думаю, помогает формировать УУД.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • развитие таких качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • развитие аналитического, критического мышления.

  В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность «вызов – осмысление – рефлексия».

      Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия – «рефлексии» – размышление. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

   На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы: составление кластера, приём «знаю умею – хочу знать»,  пометки на полях, написание синквейна,  мозговой штурм, верные неверные утверждения и др.)

Приведу несколько примеров применения элементов данной технологии на различных этапах урока. Один из них – гроздья (кластеры), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила простые – изображаем в центре звезду, это наша тема, вокруг нее  крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе.

На уроке русского языка во 2 классе при изучении темы «Имя  существительное» систематизировать всю информацию по теме помогает кластер.  Рисуем модель  «имени существительного».  В центре часть речи. От неё отходят прямые линии (на какие вопросы отвечает, чем является в предложении и т.д.) Этот приём применён на стадии вызова. Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления: по ходу работы на уроке вносятся исправления и дополнения в грозди.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила.

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Во второй строке – два слова, прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Предлагаю своим ученикам составить по алгоритму стихотворные формы, которые уже не вызывают значительных затруднений у большинства. На уроке литературного чтения после прочтения  рассказа  «Филипок» Л.Н. Толстого  ученики составили  синквейн:  

  1. Филипок.
  2. Мал, бедовый.
  3. Споткнулся, упал, боится, заплакал.
  4. Я страсть какой ловкий!
  5. Пострелёнок.

Синквейн синтезирует информацию, даёт оценку понятийного и словарного багажа учащихся, хороший инструмент для рефлексии. Интересен синквейн и в качестве средства творческой выразительности.

На уроках литературного чтения нередко использую приём «чтение с остановками».  Лучше взять повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказа от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный приём содержит все стадии технологии. На стадии вызова, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чём будет текст. На стадии осмысления, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Рефлексия – заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет  единое целое. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов, развивает умение выражать свои мысли.

При изучении диких животных применяю стратегию «знаю – хочу узнать – узнал». Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Учащимся до начала чтения предлагаю вопрос: «Что вы знаете о диких животных»? Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «знаю» для общего внимания без корректировки  и без оценивания. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» и всё записывается в столбик «хочу узнать. Записи остаются  на доске до конца урока. На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик «узнал» отдельно.

Приём «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В другие колонки заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационными текстом. Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:

Линия

сравнения

Млекопитающие

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Тело

Конечности

Передвижение

Питание

Сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. При использовании приёма «сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было от трёх до шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны.

На уроке математики при изучении темы «Периметр прямоугольника» применялась технология  «Верите ли вы, что…» Верите ли вы, что периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон? Этот приём может быть хорошим началом исследовательского этапа урока. Учащиеся,  выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему.

При  изучении таблицы умножения применяю приём «Лови ошибку». Заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявить учащимся, исходя из личного опыта и знаний, и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

На уроке ОРКСЭ  в 4 классе  применялась  технология  «Ромашка вопросов». На каждом лепестке были записаны вопросы по теме. Каждый учащийся подходил к доске, отрывал лепесток и отвечал на вопрос.

На уроках литературного чтения, окружающего мира,  ОРКСЭ применяю приём «Дерево предсказаний».

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведут по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно», и «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

В заключении хочу сказать, что образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Успешность дальнейшего обучения зависит от способов организации учебной деятельности, от качества сотрудничества учителя и ученика, от уровня познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Технология развития критического мышления через письмо и чтение способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

Список  использованной литературы

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

2. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

4. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. –  М.: ЦГЛ, 2005.

6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

7.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.

8.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И. «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.

9.  Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать» – Москва издательство «Просвещение» 1995г.

10.  Якиманская И.С. «Знания и мышление школьника» – Москва издательство «Просвещение» 1998г.

11.  Амонашвили Ш.А. «Гуманно-личностный подход к детям» –- Москва – Воронеж 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы на конкурс Учитель года 2016

Урок русского языка "Имя существительное"...

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"...

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)...