общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Скрипунова Светлана Михайловна

Данный материал раскрывает сущность общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе. Общекультурное направление уже в начальной школе учит детей самостоятельности в организациисобственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Культурные события учат школьников видеть красоту окружающего мира. пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества. как доброта и любовь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общекультурное направление внеурочной деятельности

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

         Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и  повысить чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления:

Формирование ценностного отношения к прекрасному,  представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
  • формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
  • овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
  • овладение навыками межличностного общения;
  • формирование интереса к творческим профессиям.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется  прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

- уважение прав самых младших и самых старших в  культурно-воспитательной среде.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

  • - культуры отношений человека с человеком;
  • - культуры быта, поведения в семье и обществе;
  • - культуры образования;
  • - культуры труда;
  • - культуры творчества.

   Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».

   Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Общекультурное направление школьников уже в начальных классах  учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой  и коллективной деятельности.

   Культурные события  учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

   Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку  пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

   Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

   Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

   Данное направление внеурочной деятельности в нашей школе  реализуется через программы: «Занимательная информатика», «Оригами», «Этикет общения».

   Программа «Информатика» способствует формированию у школьников  элементов логической грамотности, умения использовать приобретённые знания в практической деятельности для решения нестандартных задач, умения находить, сохранять и  обрабатывать информацию. Содержание программы направлено на развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, делать собственное «открытие», верить в свои силы.

 Цель программы «Оригами» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами техники оригами. Занятия оригами знакомят школьников с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, круг, угол, вершина, сторона и т. д.; обогащают словарный запас учащихся; развивают мелкую моторику рук, глазомер; развивают психические процессы: творческое воображение, долговременную память, внимание, творческое и логическое мышление.  Программа «Оригами» способствует формированию культуры труда.

   Программа «Этикет общения» знакомит детей с понятием «этикет», его историей, с правилами и нормами поведения в обществе. Формирует навыки культурного поведения в обществе.  Воспитывает уважительное отношение к себе и другим людям. Развивает речь, умение общаться, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно употреблять их в устной и письменной речи. Занятия по «Этикету общения» будят у школьников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне и гармонично.

Общекультурное направление предполагает следующие планируемые результаты:

-Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями;

-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей  отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-Способность  видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные  проявления в  детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Сформированное эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе;

-Сформированная  потребность  самореализации в различных видах творческой деятельности;

-Способность  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами,  на нравственно-этических началах;

-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС

В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики  и народно-подвижных игр....

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Драматический»

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нр...

Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам).Уча...

Кроссворд для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе

Кроссворд  для занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в начальной школе...

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...