Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Драматический»
рабочая программа на тему

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе  программы «Театр-студия в современной школе: программы, конспекты, занятия, сценарии» С.Ю. Кидина. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка «Драматический» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на 
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, 
повышается культура поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dram.kruzhka.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Новодевичье

м.р. Шигонский, Самарской области

          Утверждаю:

 Директор   Г. А. Кокшина

«_____»_____________2012 г.

       Согласовано:

зам. директора по УВР

Птицына Е. А.

«_____»___________2012 г.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №__от _______2012

Руководитель МО

___________________________

                                             Программа

по внеурочной деятельности в начальной школе

по общекультурному направлению

кружок «Драматический»

Срок реализации программы – 4 года

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования.

                                                                                    Программу разработала:

                                                                                                     учитель  начальных классов

                                                                  Козлова О.П.

Новодевичье,  2012 год

                                     Пояснительная записка

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе  программы «Театр-студия в современной школе: программы, конспекты, занятия, сценарии» С.Ю. Кидина. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка «Драматический» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на 
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, 
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, 
воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его 
произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и 
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей. 

Программа кружка рассчитана на детей 6-10 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33  ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4  класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.

Основные задачи кружка «Драматический» следующие:

  • пробудить эстетическое чувство и творческое начало; 
  • освоить необходимые навыки актерской техники;
  • развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность. 
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

Цель программы

  • - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
  • - помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
  • -эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
  • - раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
  • Основные цели кружка «Драматический» следующие:
  • приобщение учащихся к театральному искусству;
  • обогащение духовных потребностей ребенка; 
  • развитие его творческой активности.

Ожидаемый результат

Предполагаемые умения и навыки детей:

  1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Тематическое планирование программы

Тема занятия

Кол-во час

Деятельность на уроке

1 класс, 33 часа

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии.

1

Знакомство детей с историей театра.   Знакомство с  основными  театральными   терминами.

2-3

Театр снаружи и внутри.

2

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

4

Художественная  мастерская

1

Изображение здания театра.

5-6

Зритель в театре.

2

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия  «зритель» и «фанат».

7-8

Театральные профессии

2

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…)

9-13

Виды театральных кукол и способы управления ими.

5

Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими.

14

Особенности работы  театра.

1

Особенности организации работы театра.  Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видио фрагмента  и  его последующий анализ.

15-16

Понятие «кукловод».

2

Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.

17-18

История одной куклы.

2

Просмотр фильма про Буратино

19

Речевая  и пальчиковая гимнастика.

1

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая  и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

20-22

Творческая мастерская.

3

Изготовление простых кукол-перчатки.

23

Просмотр видеофильма кукольного театра.

1

Посещение или просмотр театральной постановки.

24-25

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

Презентация о театрах. Видеоролики.

26-27

Театры разных стран.

2

Знакомство с театрами.

Просмотр видео о театрах. Презентация.

28

Выбор пьесы и работа над ней.

Изготовление декораций

1

Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

29-31

Работа над спектаклем

3

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика.

32

Генеральная репетиция

1

Подготовка декораций. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

33

Спектакль

1

Организация и проведение спектакля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля.

2 класс, 34 часа

1

Вводный урок.

1

Знакомство детей со сценой театра.

2

Азбука театра.

1

Особенности  театра. Роли. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

3-6

Сцена и её виды.

4

Знакомство с разновидностями сцен.

7

Конкурс чтецов.

1

Декламировать скороговорки на публику.

8-10

Виды театральных постановок

3

Знакомство с театральными постановками

11-12

Секреты сценического мастерства.

2

Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.

13-15

Знакомство с понятием «декорация».

3

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

16-17

Первичные навыки работы с ширмой.

2

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

18-21

Мастерская декорации

4

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

22-24

Театральная игра

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

25-26

Выбор пьесы и работа над ней.

2

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция.

27-28

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

2

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

29-30

Работа над пьесой

2

Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

31-32

Работа над пьесой

2

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

33

Генеральная репетиция.

1

Генеральная репетиция

34

Показ спектакля.

1

Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

3 класс, 34 часа

1

Вводный урок. Мир театра с наружи.

1

Знакомство с театральными буднями, реквизитами.

2

Касса и билеты.

1

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

3-4

Афиша.

2

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

5-7

Театр героев

3

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

8-10

Мастерская кукол. Бумажная сказка.

3

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

11-13

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

14-16

Мастерская декораций.

3

 Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации.

17-18

Театральная игра

2

Художественнее творчество

19-20

Театральный  видеосалон .

2

Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения.

21-22

Секреты сценического мастерства.

2

Импровизация.

23-24

Интонация

2

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

25

Театральный видеосалон

1

Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.

26-31

Выбор пьесы и работа над ней.

6

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.

Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей.

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю

32-33

Генеральная репетиция.

2

Генеральная репетиция.

34

Показ спектакля

1

Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

4 класс, 34 часа

1

Кому - таланты, кому - поклонники.

1

Вводный урок. Знакомство с творческой труппой.

2-3

Театр теней.

2

Пальчиковые игры. Световое решение.

4-5

Музыка и театр.

2

Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.

6-7

Звуки и шумы.

2

Знакомство с применением дополнительных средств  для озвучивания спектакля.

8-9

Театральный  видеосалон .

2

Просмотр сказки-спектакля «Дюймовочка». Анализ произведения.

10-11

Мастерская кукол.  Лоскуток к лоскутку.

2

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

12-14

Чтение и анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

15-16

Театральная игра.

2

Этюды на сопоставление разных характеров.

17-19

Секреты сценического мастерства.

3

Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

20-21

Выбор пьесы и работа над ней.

2

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

22-24

Изготовление декораций и костюмов

3

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю

25-26

Сценическая речь

2

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса.

27-29

Работа над спектаклем.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

30-31

Репетиция.

2

Работа над спектаклем

32-33

Генеральная репетиция.

2

Генеральная репетиция.

34

Творческий отчет. Показ спектакля.

1

Показ спектакля. Подведение итогов.

Итого

135час

  • Методические условия реализации программы
  • Типы занятий:
  • комбинированный;
  • первичного ознакомления материала;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.
  • Формы организации учебного занятия:
  • кружковое занятия;
  • соревнование
  • концерт;
  • экскурсия;
  • диспут;
  • творческий отчет;
  • круглый стол;
  • урок-лекция;
  • урок-репортаж;
  • урок-путешествие;
  • заочная экскурсия;
  • творческая мастерская;
  • урок-игра
  • Программой предусматривается также
  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • посещение музеев, выставок;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
  • творческие конкурсы;
  •  дни именинника т.п.
  • Формы работы с родителями.
  • совместные праздники, творческие конкурсы;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы;
  • открытые занятия.

  • Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы
  • театральные постановки
  • игры;
  • открытые занятия;
  • концерты;
  • анкеты;
  • тесты;
  • фестивали;
  • конкурсы.

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

    3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых            приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

4.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

9.Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации,                       мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.

        10.Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск,              2000.

11.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.

12. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"

Данная программа  внеклассной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Маска»

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Маска»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное  направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Уроки жизни» (духовно – нравственное направление)

Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,  учреждений здравоохранения. Реа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ  КИСТОЧКА"  2 класс ( общекультурное направление)...