Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ  КИСТОЧКА"  2 класс ( общекультурное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnaya_kistochka_2_klass.docx58.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»

Рассмотрено на заседании

МО ____________________

Протокол № ____

«___»__________2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

О.Н. Костеева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

«Дружба»

___________А.Н. Калинин

Рабочая программа

по внеурочной деятельности:

«Волшебная кисточка»

на 2018 - 2019 учебный год.

(общекультурное направление)

                                                                                                                                                                                          Составители:

                                                                                                                                                                                          учителя  начальных классов

                                                                                                                                                                                          высшей  квалификационной категории                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                            Пилюгина И.В.,

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                         

г. Одинцово, 2019 г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы доктора педагогических наук, профессора В. С. Кузина «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, 2013 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2013 г.).

Цели программы:

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

  1. Продолжить знакомство учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Продолжить знакомство учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой,  городецкой игрушкой, полхов - майдановской  росписью.
  4. Закрепить на практике знания о теплых и холодных цветах, сближенных и контрастных, основных и составных и научиться использовать в работе их свойства.
  5. Научить новым приёмам работы с разными материалами, в разных техниках (акварель, масляная  пастель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, комбинированные техники)
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Рабочая программа  «Волшебная кисточка» рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 – 9 лет (2 класс), на 1 год  обучения. Объём программы - 34 часа. (1 час в неделю). Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. 

Требования к уровню подготовки учащихся.

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
  • анализировать результаты сравнения;
  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах:

  • умение договариваться,
  • умение распределять работу,
  • умение оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  • О рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.
  • О художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец); о глиняной  и деревянной народных игрушках (Дымково, Богородское); о вышивке.
  • О цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, жёлтый, синий)
  • Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных, о сложных цветах, о цветах тёплых и холодных, о цветах светлых и тёмных.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Высказывать суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства  (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может вызвать художник).
  • Верно и выразительно предавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов.
  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета.
  • Определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги.
  • Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
  • Передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приёмом загораживания.
  • Выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Самостоятельной творческой деятельности;
  • Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Требования к уровню освоения универсальных учебных действий.

Познавательных:

  • Осуществлять поиск необходимой информации о произведениях изобразительного искусства.
  • Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока.
  • Формулировать ход (этапы) решения проблемного задания.
  • Овладевать приёмами работы с различными живописными и графическими материалами.
  • Овладевать приёмами механического смешивания цветов.
  • Осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.
  • Наблюдать, сравнивать, анализировать и сопоставлять предметы и их геометрические формы.
  • Перерабатывать полученную информацию  ориентироваться в своей системе знаний.
  • Осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства, устанавливать аналогии.
  • Анализировать иллюстрации.
  • Самостоятельно выполнять задания.
  • Сравнивать произведения искусства по изобразительным средствам.
  • Овладевать приёмами работы в технике бумажной пластики.

Регулятивных:

  • Учиться работать в определённой последовательности.
  • Анализировать собственную деятельность на уроке.
  • Принимать поставленную задачу.
  • Работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.
  • Самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы.
  • Обдумывать замысел и последовательность выполнения рисунка.
  • Проговаривать последовательность выполнения работы.
  • Вырабатывать способность различать способ и результат действия.

Коммуникативных:

  • Расширять навыки общения.
  • Обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.
  • Уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнение своих товарищей.
  • Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
  • Уметь рассуждать о художественных особенностях произведений.
  • Уметь строить понятное монологическое высказывание.
  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
  • Уметь формулировать собственное мнение.
  • Формулировать вопросы.
  • Анализировать творческие работы одноклассников.
  • Уметь согласованно работать в группе.

Личностных:

  • Развивать эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать творческого воображения и художественных навыков.
  • Развивать способность эмоционально – ценностного отношения к искусству и окружающему миру.
  • Развивать уважительное отношение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
  • Развивать способность моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов.
  • Развивать самостоятельность в поиске решения творческих задач.
  • Овладевать  новыми приёмами и техникой изобразительной деятельности.
  • Эстетически и эмоционально воспринимать окружающий мир, произведения искусства.
  • Понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека.
  • Проявлять авторский стиль в рисунке.
  • Проявлять  интерес к изобразительному искусству.
  • Формировать представление о добре и зле на примерах произведений изобразительного искусства.
  • Духовно-нравственное развитие.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусттва, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
  • В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умения применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности;
  • В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства
  • Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
  • Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественную и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла
  • Формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона
  • В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и  отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
  • В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Таким образом, школьникам даются ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы занятия предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол – во часов

1.

Народное творчество. Украшение быта человека.

4 ч.

2.

Мы рисуем сказку.

5 ч.

3.

Художественное творчество в украшении жилища человека.

8 ч.

4.

Праздник, праздник…

6 ч.

5.

Жанры живописи.

5 ч.

6.

Красота родного края.

6 ч.

ИТОГО

34 часа

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол - во

часов

дата

Элементы содержания

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

1

Народная игрушка.

1

01.09 - 01.09

Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Народные игрушки (дымковские, филимоновские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров - Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения - в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Зрительный ряд:

Презентация «Народные игрушки».

Литературный ряд: стихи, потешки, загадки об игрушках.

Музыкальный ряд: фортепианные пьесы П. И. Чайковского из Детского альбома

Материалы: гуашь, кисти, трафареты дымковской игрушки (барыня, козлик), филимоновской свистульки.

2

Мир посуды. Рисование чайного  сервиза.

1

04.09 – 08.09

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды.

Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись.

Вариант задания: Придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).

Зрительный ряд:

Презентация «Посуда у тебя дома».

Иллюстрации и фотографии по теме «Посуда», показывающие разные виды посуды (деревянную, керамическую, фарфоровую)

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд: стихи и загадки о посуде, народных промыслах, связанных с посудой.

Музыкальный ряд: народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен)

Материалы: кисти, гуашь, тонированная бумага, трафареты посуды.

3

Праздничный платок.

1

11.09 – 15.09

3накомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Назначение платка: праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный).

Расположение росписи, ритмика росписи. Растительный и геометрический характер узора Задание: 

Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Зрительный ряд:

Презентация «Павлово-посадские платки».

Павлово-посадские платки (образцы), таблицы, показывающие последовательность выполнения мотивов цветочной росписи

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд: Стихи и загадки о головных уборах, о цветах

Музыкальный ряд: народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен

Материалы: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага формата А3.

4

Эскиз штор.

1

18.09 – 22.09

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Задание: 

Создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Зрительный ряд:

Презентация «Обои и шторы у тебя дома»

Обои, шторы (образцы), таблицы, показывающие последовательность выполнения мотивов оформления обоев и штор;

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд: Стихи о профессиях (маляр, текстильщик), детские стихи о ремонте

Материалы: Гуашь, кисти, белая или тонированная бумага формата А3.

5

Беседа «Художники – иллюстраторы детских книг».

1

25.09 – 29.09

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.) Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Вариант задания: 

Зрительный ряд:

Презентация «Мои любимые книжки»

Таблицы с изображением буквиц.

Детские книги с иллюстрациями

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд:

Стихи и загадки о книге

Материалы: гуашь или акварель, фломастеры, кисти, белая бумага формата А3, ножницы; степлер (для учителя).

6

Рисуем обложку для книжки-малышки.

1

02.10 –

06.10

Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.

Вариант задания: Иллюстрация для  обложки книжки-малышки. Решение в цвете.

7

Русские народные сказки (добрый и злой образ). Рисование героев р. н. с. «Гуси-лебеди».

1

16.10 – 20.10

Индивидуальная, изображение  сказочных героев (по памяти и представлению).

Зрительный ряд:

Детские книги с иллюстрациями

Литературный ряд:

Отрывок из сказки.

Материалы:

 Гуашь или акварель, фломастеры, кисти, белая или тонированная бумага формата А3.

8

Русские народные сказки (добрый и злой образ). Рисование героев р. н. с. «».

1

23.10 – 27.10

Индивидуальная, изображение  сказочных героев (по памяти и представлению).

9.

Закладка для книги. Узор в полосе.

1

30.10 – 03.11

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы.

10

Предметы для украшения интерьера  дома. Ваза.

1

06.11 – 10.11

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из братьев - Мастеров в создании форм предмета и его украшения.

Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Зрительный ряд:

Презентация «Наше творчество».

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд: сказки, пословицы, поговорки,              потешки, загадки

Материалы:

гуашь, фломастеры, белая бумага формата А 4.

11

Старинная архитектура. Московский Кремль.

1

13.11

17.11

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села).

Художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры - каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Московский Кремль, здание Московского государственного университета).

 Памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры.

Охрана памятников архитектуры государством. Задание: 

Изучение и изображение одного из архитектурных памятников г. Москвы.

Зрительный ряд:

Презентация «Памятники архитектуры – наследие прошлого»

Фото и иллюстрации с древними русскими архитектурными памятниками и современными постройками.

Литературный ряд: стихи и загадки о памятниках архитектуры

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Материалы:Гуашь или акварель, фломастеры, кисти, белая или тонированная бумага формата А3

12

Детский парк.

1

27.11

 – 01.12

Архитектура садов и парков. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкине, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках - мемориалах воинской славы.

Задание:

Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Зрительный ряд:

Фотографии разных парковых ансамблей Санкт-Петербурга, Москвы, и других городов России.

Литературный ряд: стихи русских писателей о природе, парках

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года»

 Материалы: Гуашь или акварель, фломастеры, кисти, белая или тонированная бумага формата А3.

13

Ажурные ограды.

1

04.12

08.12

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников  в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья отрад. Задание: 

Рисование конструкций ажурных узорчатых оград.

Зрительный ряд:

Презентация «Ажурные ограды»

Фото и иллюстрации красивых ажурных оград

Литературный ряд: стихи русских поэтов.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»

Материалы: гуашь черная или черный фломастер, белая или тонированная бумага формата А4.

14

Уличные фонари.

1

11.12

15.12

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Задание: Графическое изображение фонаря.

Зрительный ряд:

Презентация «Волшебные фонари»

Иллюстрации с изображением красивых фонарей

Детские работы по данной теме

Литературный ряд: стихи, загадки о фонарях

Материалы: фломастеры, чёрный маркер, белая или тонированная бумага формата А4

15

Витрина магазина.

1

18.12

 22.12

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.

Праздничность и яркость оформления витрины, обшей цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Задание: Создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Зрительный ряд:

Фото и иллюстрации красивых витрин, вырезки из журналов

Литературный ряд: стихи и загадки о разных ремёслах и вывесках. Сказка о том, как ветер поменял вывески.

Материалы: гуашь или акварель,  фломастеры, кисти, белая или тонированная бумага формата А3

16

Фантастическая машина.

1

25.12

29.12

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей.  Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет - стрекоза, вездеход-паук и т. д.).

Задание: Придумать, нарисовать образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Зрительный ряд:

Иллюстрации по теме: «Удивительный транспорт»

Литературный ряд: С. Михалков Стихи, Сутеев «Весёлые выходные»

Материалы: цветные карандаши, восковые мелки, белая или тонированная бумага формата А4.

17

Коллективное панно «Наш город (село) в праздничном убранстве».

1

08.01

-

12.01

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно.

Задание:

Создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города

Зрительный ряд:

Презентация «Труд художника на улицах твоего города»

Литературный ряд: С. Михалков Стихи

Материалы:

фломастеры, белая или тонированная бумага формата А3, вырезки из журналов, фото, клей, ножницы.

18

Встречаем Новый год и Рождество.

1

15.01

29.01

Новогоднее представление – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища.

Задание: Выполнение рисунка на тему новогоднего представления.

Зрительный ряд:

Иллюстрации, репродукции и фото по теме «Цирк»: графические и живописные работы.

Литературный ряд: детские стихи о цирке

Музыкальный ряд: песня «Цирк, цирк, цирк!» в исполнении Олега Попова.

Материалы:

 Гуашь или акварель, фломастеры, кисти, палитра.

19

Цирковое представление.

1

22.01

 – 26.01

Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Задание: Выполнение рисунка на тему циркового представления.

Зрительный ряд:

Иллюстрации, репродукции и фото по теме «Цирк»: графические и живописные работы.

Литературный ряд: детские стихи о цирке

Музыкальный ряд: песня «Цирк, цирк, цирк!» в исполнении Олега Попова.

Материалы: гуашь или акварель, фломастеры, кисти, палитра.

20

Карнавальная маска.

1

29.01

 – 02.02

Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски - маски смеха и печали - символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Задание: Конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Зрительный ряд:

Иллюстрации и фото по теме «Маски».

Образцы различных масок

Материалы: цветная бумага, фольгированная бумага, цветной картон, перья, кружева, бусины, паетки, ножницы, клей.

21

Макет персонажей

р. н. с. «Гуси - лебеди» для настольного театра.

1

05.02

09.02

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством.

Задание:

Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в

спектакль.

Зрительный ряд:

Иллюстрации  по теме «Театр»

Материалы:

Бумага цветная и белая, коробка, ножницы, фломастеры, краски, кисти, палитра, клей

22

Афиша к спектаклю «Гуси - лебеди».

1

12.02

 – 16.02

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.

Задание:

Создание афиши для школьного спектакля «Зающкина избушка». Возможна работа группами.

Зрительный ряд:

Презентация «Афиша, плакат»

Афиши и плакаты

Детские работы по данной теме.

Литературный ряд:

Музыкальный ряд:

 

Материалы: Масляная пастель, гуашь, фломастеры, маркеры, кисти, палитра

23

Обобщение темы. Спектакль «Гуси - лебеди»

1

26.02

 -

02.03

Организация театрализованного спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол  и т.д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Зрительный ряд:

Образцы объёмных украшений, шары, гирлянды, цветы

Детские работы по данной теме.

Музыкальный ряд: весёлая музыка для хорошего настроения

Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, скотч, степлер

24

Беседа «Главные художественные музеи России»

1

05.03

-

09.03

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов - хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Рассказ учителя и беседа.

Зрительный ряд:

Мультимедийная презентация  изд. «Дрофа» «Знаменитые музеи России», репродукции картин, произведения скульптуры, графики, ДПИ, хранящихся в разных музеях страны.

Музыкальный ряд: классическая музыка

25

Жанры живописи. Пейзаж.

1

12.03

-

16.03

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже

Задание: Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

Зрительный ряд:

Мультимедийная презентация изд. «Дрофа» «Знаменитые музеи России»

Репродукции картин, произведения скульптуры, графики, ДПИ, хранящихся в разных музеях страны

Музыкальный ряд: классическая музыка

Материалы: бумага белая формата А3, акварель или фломастеры.

26

Жанры живописи. Натюрморт.

1

19.03

-

23.03

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-европейские художники, работающие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М.Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров).

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте.

Задание: 

Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению).

Зрительный ряд:

Репродукции натюрмортов

К. Петрова – Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, В. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др.

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Материалы: гуашь кисти, палитра, бумага белая формата А4

27

Жанры живописи. Портрет.

1

26.03

-

30.03

Знакомство с жанром портрета.  3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Пропорции человеческого лица.

Задание: 

Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению).

Зрительный ряд:

Репродукции картин-портретов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина, Рембрандта, автопортретов Леонардо да Винчи, Эль Греко

Таблицы, показывающие этапы рисования портрета

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Материалы: по выбору – гуашь, акварель кисти, палитра, бумага белая или тонированная.

28

Скульптура.

1

02.04

-

06.04

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).

Задание: Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Зрительный ряд:

Фото скульптурных памятников Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России

Материалы: пластилин, стеки, клеёнка, поставка под скульптуру.

29

Моя семья – забота и любовь.

1

16.04- 20.04

Рисование членов семьи   с передачей их особенностей   внешности, настроения.

акварель, кисти, белая  бумага размером А 4, палитра.

30

Берёзка белоствольная – символ России.

1

23.04

27.04

Рисование берёзки   с передачей особенностей строения, внешних отличительных признаков.

акварель, кисти, тонированная  бумага размером А 4, палитра для смешивания красок.

31

Цветы нашей Родины. Рисование с натуры.

1

30.04

-

04.05

Рисование букета цветов в вазе с натуры   с передачей особенностей строения, внешних отличительных признаков.

акварель, кисти, тонированная  бумага размером А 4, палитра для смешивания красок.

32

Наши друзья – животные. Заяц весной.

1

07.05

-

11.05

Создание образа зайца с передачей его пропорций и особенностей строения.

Гуашь, кисти, белая бумага размером А 4, палитра для смешивания красок.

33

Изображение русской природы в разных состояниях.

1

14.05

-

18.05

Создание изображение русского пейзажа. Закрепление понятий передний план, задний план.

Закрепление умения передавать настроение в цвете, используя теплые и холодные оттенки красок.

Зрительный ряд:

Репродукции картин И. Левитана, В. Саврасова.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»

Материалы: акварель, кисти, белая  или тонированная бумага.

34

Восприятие произведений искусства. Обобщение знаний.

1

21.05

-

25.05

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»

Зрительный ряд:

Репродукции картин российских и зарубежных художников

Детские работы, выполненные в течение года

Литературный ряд: стихи и загадки о видах и жанрах изобразительного искусства, о художественных материалах и инструментах

Музыкальный ряд:

Песня «Весёлый ветер»,

песня из к/ф «Приключения Электроника» «Ведь ты – человек!»

Материалы: бумага белая формата А 4, фломастеры, восковые мелки.

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программного содержания используются учебники и учебно-методические пособия:

Для учителя:

  1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин и др. – Изд. 4 – е, дораб. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 2 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2013;
  3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 2 кл. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2013;
  4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 2 кл. : кн. для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2013.

Для учеников:

  1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 2 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2013;
  2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 2 кл.: рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2013.

Дополнительные пособия для учителя

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл./- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 122 с.: ил. – (Библиотека учителя начальной школы).
  2. Богатырёва В.Я. Изобразительное искусство. 2 кл.: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011. – 64 с.: ил.
  3. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Хохломская роспись. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)
  4. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Чудесная гжель. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)
  5. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Сказочная гжель. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)
  6. Вебстер Х. Учитесь рисовать: пер. с англ. / Хелен Вебстер. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 48 с.: ил.
  7. Величкина Г. А. , Шпикалова Т. Я. Дымковская игрушка. Учебное пособие. /Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С./ М.: «Мозаика – Синтез», 2009. – 24 с.: ил.
  8. Верделли А. Искусство рисунка/ Пер. Сахацкого. – М.: Эксмо, 2011. – 160с.: ил. – (Классическая библиотека художника)
  9. Галанова Т. В. Вырезаем из бумаги. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД. – 64 с.: ил. – (Мастер – класс на дому)
  10. Григорьян И. И. Русская историческая живопись. – М.: ОЛМА - ПРЕСС образование, 2005. – 96 с. – (галерея мировой живописи)
  11. Дорожин Ю. Г. / по программе Васильевой М. А. , Гербовой  В. В. , Комаровой Т.С./ Городецкая роспись. Учебное пособие. М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)
  12. Дорожин Ю. Г. Акварельные цветы. Учебное пособие. М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2009.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)
  13. Дорожин Ю. Г.Цветочные узоры Полхов - Майдана. Учебное пособие. М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2008.- 24 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)
  14. Дорофеева А. Городецкая роспись по дереву. Наглядно – дидактическое пособие. - М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.
  15. Катханова Ю. Ф., Васильев А. И. Изобразительное искусство: Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 1. – 56 с.: ил.

Интернет – ресурсы:

  1. http://art.thelib.ru/culture/iscusstvo_yaponii.html
  2. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wkipedia.org/wiki
  3. Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет. – Режим доступа: http://ru.pedsovet.org
  4. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://www.4stupeni/ru
  5. Фестиваль педагогических идей. –Режим доступа: http://festival.1september.ru
  6. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su/
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru/
  8. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
  9. http://moicompas.ru/tags/plastilin
  10. http://art.thelib.ru/culture
  11. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich/#
  12. http://www.vasnecov.ru/
  13. Коллекция видеоматериалов издательства «Дрофа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000008fe-a000-4ddd-5ff6-510047601064/81314/
  14. Коллекция видеоматериалов издательства «Дрофа» http://demo.ischool.informika.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/81481/

Плакаты, таблицы:

  1. Портреты русских и зарубежных художников
  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнаментов
  3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
  4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
  5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, ДПИ
  6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Информационно-коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные обучающие художественные программы
  2. Игровые художественные компьютерные программы

Технические средства обучения (ТСО):

  1. Магнитофон
  2. CD /DVD проигрыватель
  3. Компьютер
  4. Проектор
  5. Сканер
  6. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
  7. Экран
  8. Фотоаппарат

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи музыкальных и литературных произведений
  2. DVD фильмы
  3. Презентации

Фонотека:

  1. Сборники шедевров классической музыки.
  2. Сборники шедевров инструментальной музыки.
  3. Голоса животных и птиц.
  4. Звуки дикой природы.
  5. Волшебство природы.
  6. Моцарт для малышей.
  7. Весёлая планета.
  8. Русь музыкальная.
  9. Танцевальные мелодии народов мира.
  10. Сказки о рождественской ёлочке.

Учебно-практическое оборудование:

  1. Столы с горизонтальной поверхностью, стулья.
  2. Краски акварельные, краски гуашевые.
  3. Простые карандаши.
  4. Фломастеры.
  5. Бумага белая форматов А3, А4, бумага цветная.
  6. Цветной картон форматов А3, А4.
  7. Кисти беличьи № 2-3, 5-6, 8-9, кисти щетина № 3, 10, 13.
  8. Ёмкости для воды
  9. Клей, ножницы, ластики, точилки для карандашей, клеёнки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общекультурному направлению «Путешествие в мир этикета»

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. Знакомство...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Народная кукла" для начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности "Народная кукла" рассчитана для учащихся начальной школы. В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традиция...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир бумаги»

Программа "Волшебный мир бумаги" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических умений. Бумага- первый материал,...