Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников".
статья на тему

Петличёва Татьяна Валериевна

Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Слайд 1 Тема моего выступления : «Духовно – нравственное
воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной
деятельности (из моего опыта  работы)» .

   Слайд 2 Духовно-нравственное воспитание обучающихся  сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Формирование основных жизненных ценностей младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.

    Слайд 3  Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание духовно-нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе на своих уроках я постепенно вводила  понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело.

   Слайд 4  На уроках Литературного чтения стремлюсь воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждаю в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; воспитываю в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован и подбор текстов в учебнике. Там   многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких  рассказов моя задача привлечь  внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать  растительный  и животный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет их  вдуматься  в прочитанное, оценить поступок того или иного  персонажа, а часто вспомнить  и о своём личном опыте. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с обучающимися веду так, чтобы вызвать у них эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это помогает лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания  проводила  интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Например, после прочтения рассказа Н.Сладкова «Без слов» я им предложила придумать плакат на тему «Охраняй природу». Вот что получилось. Слайд 5

      Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. Слайд 6  И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом. На уроках детям предлагаю подобрать или выбрать соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого–выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:

1.Кто больше назовет пословиц на определенную тему?

2.Объясните смысл пословиц.

3.Закончите пословицу.( Кто грамоте горазд... (тому не пропасть); Сделав худо.. (не

жди добра).

4.Вставьте в пословицу пропущенное слово, разгадайте пословицу и др.


    Не менее важное значение в духовно-нравственном воспитании имеют уроки «Окружающего мира».
 Слайд 7 В процессе изучения обучающиеся знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, ребёнок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времён до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, дети узнают символы российского государства.

       Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. На уроках ИЗО и технологии

Слайд 8 дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности. На этих уроках я прививаю детям любовь и привычку к труду, развиваю чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечиваю понимание роли труда в жизни людей, знакомлю с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

    Слайд 9   На своих уроках часто использую работу в группах. Это и ответы на вопросы, и мини-проекты. По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища (а они очень критичны), но и уметь сказать друг другу тёплое слово поддержки.

       Со II четвери прошлого учебного года в 1-3 классах был введён новый предмет «Уроки милосердия». Слайд 10  Цель таких уроков: формирование нравственных ценностей, доброты,  милосердия, сострадания. «Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но также изобразительное и прикладное творчество, и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, лепка, рисование. Применяется также  проектная деятельность и коллективное творческое дело.
      На уроках  происходит знакомство с такими понятиями, как милосердие, доброе сердце. Используются  такие формы работы, как беседа, игра, работа в паре, группе, выполнение мини-проектов.

Слайд 11 «Уроки милосердия» содержат три раздела: милосердие в семье, милосердие к ближним, доброе отношение к природе. На этих уроках я поставила для себя задачу: развивать не только мыслительную деятельность, внимание, память, но и чувство ответственности, желание помогать друг другу; а также  способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся: стремление помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.

       Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно – воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников, в рамках которой я  веду кружок «Азбука Добра». Слайд 12  Моя цель: формировать у обучающихся осознанное духовно-нравственное отношение к жизни. На кружковых занятиях я стремлюсь прививать детям любовь к русскому прикладному искусству, русским традициям, воспитываю высокие качества духовности русского человека. Я люблю своих детей, желаю им добра и счастья. Напутствую их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.

       Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, поэтому, я стараюсь их привлекать к участию во всех организуемых школой мероприятиях Слайд 13 -  это и встречи с ветеранами ВОВ,  уроки Памяти, Мужества,  акции «Добрые дела», уборка школьной территории, экскурсии в городской музей, участие в различных праздниках и др. Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей. Эта деятельность пробуждает в ребятах, привыкших к готовым «информационным продуктам», стремление искать и размышлять. Это серьёзная работа, а сегодняшние дети именно такого серьёзного отношения к себе и ждут. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут  неравнодушными людьми. Самое главное, чтобы дети поняли, что даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться духовно-нравственным человеком.

Слайд 14 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Выступление на МО классных руководителей: "Патриотическое воспитание младших школьников"

Т. Г.Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Патриотическое воспитание имеет огромное значение в формировании личности школьника, формировании юного гражданина Росси...