Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
статья на тему


Предварительный просмотр:

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.  

        Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного         метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.

        Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного          технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что          предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить

на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.        

Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  •  создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  •  устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает

пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на

уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;

- тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

-мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не

знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит

ответить, или в виде темы урока.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации

диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаютсяразличные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий):

выполняется письменно;

методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя

проверить -всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей

включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.Учащиеся обучаются приѐмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

Оценка содержания урока:

занимательно

интересно

познавательно

полезно

продуктивно

Оценка деятельности на уроке:задумался

удивился

загорелся

убедился

принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

взволнованное

удовлетворенное

позитивное

отличное

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,

- возможность их самостоятельного движения в изучаемой области

-  существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,

- возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,

- значительно сокращается время обучения,

- наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся

Найдите несоответствие между графическим изображением (диаграммой) и характеристикой структуры урока открытия нового знания в рамках деятельностного подхода?

 Предложите собственный хронометраж урока открытия нового знания

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. написание учащимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения

этой работы;

 3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее

 установленными критериями.

Формы организацииуроков развивающего контроля

 1.Самоконтроль

эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта

2.Взаимоконтроль

держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга

3.Педагогический контроль

эталон находится у педагога.

Этапы и цели уроков развивающего контроля

1.Мотивация

ОПРЕДЕЛИТЬ основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»

АКТУАЛИЗИРОВАТЬ требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности «надо»

УСТАНОВИТЬ тематические рамки«могу»

2.Актуализацияи подготовка мышления учащихся

ОРГАНИЗОВАТЬ повторение контролируемых способов деятельности

АКТУАЛИЗИРОВАТЬ мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения контрольных работ

3.Анализконтрольной работы

Локализация индивидуальных затруднений

выработка внутренней готовности к коррекционной работе и выявление причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы

Целеполагание и построение проекта коррекции

постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Коррекция выявленных затруднений

коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Технологическая карта этапов урока

  1. Организационный этап

Продолжительность – 2-3 минуты

Цели:

  • формирование положительного самоопределения  к деятельности на уроке;
  • обозначение области содержания урока (тематические рамки).

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Беседа, доброе пожелание.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу.

Проявление интереса к материалу.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс.

        

                

        

        

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся

Цели:

  • подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности;
  • повторение необходимых ЗУН.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа.

Организовывает повторение контролируемых

    способов действий, сопоставление учащимися своих

    работ по готовому образцу.

Демонстрируют знания и умения.

Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей.

3. Контрольная работа

Цель:

  • проведение контрольной или самостоятельной работы.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Контрольный диктант, тест, самостоятельная работа, творческие задания.

Проведение работы с целью контроля уровня усвоения пройденного материала.

Выполнение предложенных заданий. Индивидуальная форма работы.

Применение полученных знаний в решении практических заданий.

4. Локализация затруднений

Продолжительность – 6-8 минут.

Цель:

  • определение места и причины затруднений.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Побуждающий диалог, подводящий диалог, творческие работы.

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.

Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.

Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Определяют места

ошибок.

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня

Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки.

5. Построение проекта коррекции

Продолжительность: 4-5 минут.

Цель:

  • построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Побуждающий диалог, подводящий диалог, обсуждение в группах, мозговой штурм.

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции.

Определение алгоритма коррекционной работы.

6. Обобщение затруднений

Продолжительность – 15 минут

Цели:

  • вербальное фиксирование типовых затруднений;
  • объяснение механизмов использования алгоритма

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.

Участвуют в выявлении типичных ошибок.

Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Вербальная фиксация формулировок способов действий.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Продолжительность – 10-12 минут

Цели:

  • самоконтроль усвоения знаний;
  • фиксация знаний в сознании ученика (формирование ситуации успеха).

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Индивидуальная деятельность

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку.

Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка.

Ситуация успеха.

8. Повторение и решение заданий творческого уровня

Продолжительность – 5-6 минут

Цели:

  • включение уточненного знания в систему;
  • установка связей уточненного знания с имеющимися;
  • расширение границ использования знаний.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Творческие задания, групповая работа, работа в парах, игровые элементы, элементы проектирования.

Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач.

Организует  выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня.

Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем.

Применение знаний вдля решения задач повышенной сложности и творческих заданий.

9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности

Продолжительность – 3-5 минут

Цели:

  • самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;
  •  осознание метода преодоления затруднений и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетентность (УУД)

Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа.

Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.

Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.

Проговаривают механизм деятельности по контролю.

Дают оценку полученным результатам.

Фиксируют цель последующей деятельности.

Механизм деятельности по контролю.

Самооценка результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Червякова Жанна Викторовна, Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№9» Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Слайд 2

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: у роки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки методологической направленности у роки развивающего контроля

Слайд 3

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 4

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид

Слайд 5

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: -актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); -создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -устанавливаются тематические рамки («могу»).

Слайд 6

2. Актуализация и пробное учебное действие. Д анный этап предполагает: - актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение; - тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; - фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Слайд 7

3. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: - восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково ) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; - соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Слайд 8

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Н а данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов

Слайд 9

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково . Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Слайд 10

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Слайд 11

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий): выполняется письменно; методы: самоконтроль, самооценка.

Слайд 12

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Слайд 13

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности. Оценка содержания урока: занимательно интересно познавательно полезно продуктивно Оценка деятельности на уроке : задумался удивился загорелся убедился принял решение Оценка внутреннего состояния на уроке: взволнованное удовлетворенное позитивное отличное

Слайд 14

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 15

Механизм деятельности по контролю предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Слайд 16

Структура уроков развивающего контроля написание учащимися варианта контрольной работы сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Слайд 17

Формы организации уроков развивающего контроля Самоконтроль эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта Взаимоконтроль держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Педагогический контроль эталон находится у педагога.

Слайд 18

Этапы и цели уроков развивающего контроля

Слайд 19

Мотивация ОПРЕДЕЛИТЬ основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность АКТУАЛИЗИРОВАТЬ требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности УСТАНОВИТЬ тематические рамки «ХОЧУ» «НАДО» «МОГУ»

Слайд 20

Актуализация и подготовка мышления учащихся ОРГАНИЗОВАТЬ повторение контролируемых способов деятельности АКТУАЛИЗИРОВАТЬ мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения контрольных работ

Слайд 21

Анализ контрольной работы Локализация индивидуальных затруднений выработка внутренней готовности к коррекционной работе и выявление причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Целеполагание и построение проекта коррекции постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Коррекция выявленных затруднений коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Слайд 22

Анализ контрольной работы Устное обобщение затруднений закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону письменное закрепление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия. Повторение и решение заданий творческого уровня применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Слайд 23

Рефлексия ПРОГОВОРИТЬ механизм деятельности по контролю НАМЕТИТЬ цели последующей деятельности ФИКСИРОВАТЬ степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов ОЦЕНИТЬ полученные результаты собственной деятельности ОПРЕДЕЛИТЬ задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)

Слайд 24

Технологическая карта урока развивающего контроля

Слайд 25

Организационный этап Продолжительность – 2-3 минуты Цели: формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области содержания урока (тематические рамки). Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Беседа, доброе пожелание. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу. Проявление интереса к материалу. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс. Технологическая карта

Слайд 26

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся Цели: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности; повторение необходимых ЗУН. Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу. Демонстрируют знания и умения. Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей. Технологическая карта

Слайд 27

3. Контрольная работа Цель: проведение контрольной или самостоятельной работы. Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Контрольный диктант, тест, самостоятельная работа, творческие задания. Проведение работы с целью контроля уровня усвоения пройденного материала. Выполнение предложенных заданий. Индивидуальная форма работы. Применение полученных знаний в решении практических заданий. Технологическая карта

Слайд 28

4. Локализация затруднений Продолжительность – 6-8 минут. Цель: определение места и причины затруднений . Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Побуждающий диалог, подводящий диалог, творческие работы. Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки. Технологическая карта

Слайд 29

5. Построение проекта коррекции Продолжительность: 4-5 минут. Цель: построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Побуждающий диалог, подводящий диалог, обсуждение в группах, мозговой штурм. Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения. Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции. Определение алгоритма коррекционной работы. Технологическая карта

Слайд 30

6. Обобщение затруднений Продолжительность – 15 минут Цели: вербальное фиксирование типовых затруднений; объяснение механизмов использования алгоритма Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение. Участвуют в выявлении типичных ошибок. Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение. Вербальная фиксация формулировок способов действий. Технологическая карта

Слайд 31

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Продолжительность – 10-12 минут Цели: самоконтроль усвоения знаний; фиксация знаний в сознании ученика (формирование ситуации успеха). Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Индивидуальная деятельность Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка. Ситуация успеха. Технологическая карта

Слайд 32

8. Повторение и решение заданий творческого уровня Продолжительность – 5-6 минут Цели: включение уточненного знания в систему; установка связей уточненного знания с имеющимися; расширение границ использования знаний. Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Творческие задания, групповая работа, работа в парах, игровые элементы, элементы проектирования. Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач. Организует выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем. Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня. Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем. Применение знаний в для решения задач повышенной сложности и творческих заданий. Технологическая карта

Слайд 33

9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности Продолжительность – 3-5 минут Цели: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Форма работы Деятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа. Организует проговаривание механизма деятельности по контролю. Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности. Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам. Фиксируют цель последующей деятельности. Механизм деятельности по контролю. Самооценка результатов деятельности. Технологическая карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Презентация мастер-класса "Дидактическая система деятельностного обучения как способ реализации ФГОС НОО"

Презентация мастер-класса "Дидактическая система деятельностного обучения как способ реализации ФГОС НОО".Состоит из следующих частей:1.сущность деятельностного подхода2. типы уроков деятельностной на...

Презентация "Современный урок в рамках системно-деятельностного метода".

Презентация рассказывает об основных требованиях к проведению урока в технологии системно-деятельностного метода. В презентацию включён фрагмент урока математики в 3 классе....

Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов

Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов рассчитан на детей изучающих английский язык со второго класс...

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода...