Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_chtenie_3_kl.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Настоящая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю)  в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения  и является программой начального уровня обучения.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
      
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
      
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
      Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
      Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
      
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе —

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен  на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться  на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • Работать с различными видами текстов.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опору на жизненный опыт обучающихся;
  • соблюдение двигательного и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • тестирование

 Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах;
  • урок-игра
  • урок-сказка
  • урок-КВН
  • урок-викторина
  • урок-исследование

Оценивание достижений происходит  по итогам выполнения контрольных работ, с помощью балловой системы оценивания знаний и формирования  портфолио ученика.

Планируемые результаты изучения предмета

Обучающийся научится:

  • понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, куль туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).
  • уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Тематический план

п\п

Наименование  разделов  и  тем.

Кол-во часов по программе

Кол-во пройденных часов

1.

Самое великое чудо на свете

3

2.

Устное народное творчество

9

3.

Поэтическая тетрадь 1

8

4.

Великие русские писатели

16

5.

Поэтическая тетрадь 2

5

6.

Литературные сказки

7

7.

Были - небылицы

9

8.

Поэтическая тетрадь 1

4

9.

Люби живое

14

10.

Поэтическая тетрадь 2

5

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

10

12.

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки».

5

13.

Зарубежная литература.

7

Содержание учебных тем

(136 ч)

Самое великое чудо на свете (3ч.) «Рукописные книги Древней Руси», «Первопечатник Иван Фёдоров»

Устное народное творчество (9 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк».

Поэтическая тетрадь № 1 (12ч.)

Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»);.  Саша  Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»);   А. Блок  («Ветхая   избушка»;   «Сны»;   «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).

 Великие русские писатели (16 ч) A.  С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»);  И. А.  Крылов («Мартышка  и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;  «Ворона   и  Лисица»);  М.   Ю.   Лермонтов  («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»;  «Куда девается  вода  из  моря»; «Детство» (отрывок);

Поэтическая тетрадь № 2 (10ч.) Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»). С. Я. Маршак («дождем»; «Не ветер   бушует   над   бором...»;   «Дедушка   Мазай   и   зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).

  Литературные сказки (7 ч) B.  Ф. Одоевский («Мороз Иванович»);  В.  М.   Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

  Были-небылицы (9 ч.) М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); А.Куприн(«Слон»);

  Люби живое (14 ч.)

М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (10 ч.) Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»);  М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»); Ю.Драгунский «Друг Детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»     (5 ч) Ю. И. Ермолаев («Проговорился. Воспитатели.»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

 Зарубежная литература (7 ч) Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»).  Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Наименование разделов и тем

примечание

3+2

Самое великое чудо на свете

1

Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Рукописные книги Древней Руси

1

Первопечатник Иван Федоров

1

Урок – путешествие в прошлое

1

Вн.чт. Веселые стихи Б.Заходера.

9+3

Устное народное творчество

1

Русские народные песни

1

Докучные сказки

1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

1

Вн.чт.  Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка.

1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

1

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

Вн.чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

1

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Урок – КВН. Обобщение по теме «Устное народное творчество»

1

 Вн. Чт. Книги Е.Чарушина.

8+2

Поэтическая тетрадь 1

1

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

Ф. И.Тютчев  «Листья»

1

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…»

1

Вн.чт.«Друг» (рассказы Б.Житкова о животных).

1

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»,  «Утро»

1

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

И. З. Суриков «Детство»

1

Вн.чт. Рассказы Н. Носова.

1

И. З. Суриков «Зима»

1

Урок – путешествие в Литературную страну

16+6

Великие русские писатели

1

А. С. Пушкин  «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…

1

Вн.чт. В. Маяковский – детям.

1

А. С. Пушкин  «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

1

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

1

Вн.чт. Стихи отечественных поэтов о Родине.

1

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

1

Проверка техники чтения. И. А. Крылов  Басня «Мартышка и очки»

1

И. А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна»

1

 Вн.чт. Знакомство с детскими журналами

1

И. А. Крылов  «Ворона и Лисица»

1

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

М. Ю. Лермонтов. «Утес»

1

Вн.чт. Рассказы  В. Чаплиной

1

М. Ю. Лермонтов. «Осень

1

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

Л. Н. Толстой «Акула».  

1

Вн.чт. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют

1

Л. Н. Толстой  «Прыжок»

1

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»  

1

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

Вн.чт. «Не насытиться око зрением, а человек знанием» (чтение рассказов на тему, выбранную учащимися)

1

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели)

7+2

Поэтическая тетрадь 2

1

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

1.

Вн.чт. Здравствуй, гостья-зима! (стихи русских поэтов-классиков)

1

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

1

Проверка техники чтения. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…»

1

Развивающий час (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

1

Вн.чт. Сказки – несказки В. Бианки и Э. Шима (урок-отчет)

7+2

Литературные сказки

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

1

Вн.чт. Сказки отечественных писателей о детях

1

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

1

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

1

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

1

Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

66.

1

Урок-КВН (обобщающий урок по I части учебника

9+3

Были – небылицы

67.

1

М.Горький. «Случай с Евсейкой».

68.

1

М.Горький. «Случай с Евсейкой».

69.

1

Вн.чт. Сказки А. Толстого для детей

70.

1

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

71.

1

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

72.

1

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

73.

1

Вн.чт. Рассказы Н. Сладкова

74.

1

А. Куприн. «Слон»

75.

1

А. Куприн. «Слон»

76.

1

А. Куприн. «Слон»

77.

1

Вн.чт. Рассказы и повести Л. Воронковой

78.

1

Урок – путешествие по «Былям – небылицам»

4+1

Поэтическая тетрадь 1

79

1

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?...»,  «Воробей», «Слон»

80

1

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

81

1

Вн.чт. Товарищи дети (стихи А. Л. Барто). Михалкова)

82

1

С. А. Есенин. «Черемуха»

83.

1

Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»

14+5

Люби живое

84

1

М. Пришвин. Моя Родина (из воспоминаний)

85

1

Вн.чт Непобедимая и легендарная!» (книги о Советской Армии и ее героях)

86

1

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

87

1

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

88

1

В. И. Белов. «Малька провинилась»,

89

1

Вн.чт. Товарищи дети (стихи С. В. Михалкова)

90

1

 В. И. Белов. «Еще раз про Мальку»

91

1

В. Бианки. «Мышонок Пик»

92

1

В. Бианки. «Мышонок Пик»

93

1

Вн.чт. «Мама и мы» (стихи, рассказы, сказки)

94

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

95

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

96

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

97

1

Вн.чт. «Про эту книгу» ( книги-самоделки из материалов периодической печати)

98

1

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

99

1

В. П. Астафьев «Капалуха»

100.

1

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

101

1

Вн.чт. Любимые книги – любимые писатели

102.

1

Проверка техники чтения Урок–конференция «Земля – наш дом родной»

5+1

Поэтическая тетрадь 2

103

1

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

104

1

А. Барто «Разлука», «В театре»

105

1

Вн.чт. Наша библиотека, или «Город твоих друзей»

106

1

С. В. Михалков «Если»

107

1

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

108

1

Урок «Крестики – нолики» (обобщающий урок  по  разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

10+4

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

109

1

Вн.чт. «Все мы хотим  побывать на Луне» (книги о космонавтах)

110

1

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь    кузовок»

111

1

А. П. Платонов «Цветок на земле».

112

1

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

113

1

Вн.чт Рассказы М. Пришвина

114

1

А. П. Платонов «Еще мама»

115

1

М. Зощенко «Золотые слова»

116

1

М. Зощенко  «Великие путешественники»

117

1

Вн.чт «Глаз видит далеко, а ум еще дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он сделал, изобрел)

118

1

Н. Носов «Федина задача»

119

1

Н. Носов  «Телефон»

120

1

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

121

1

Вн.чт . «Никто не забыт-ничто не забыто»

122

1

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке

- наберешь кузовок»

5+1

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

123

1

Ю. Ермолаев «Проговорился»,

«Воспитатели»

124

1

Г. Остер «Вредные советы»

125

1

Вн.чт Русские мастера (хохлома, матрешка-русский сувенир, дымка)

126

1

Г.Остер «Как получаются легенды»

127

1

Р. Сеф «Веселые стихи»

128

1

Урок в библиотеке «По страницам детских журналов»

7+2

Зарубежная литература

129

1

Вн.чт«Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чем говорят» (стихи и сказки  Джанни Родари)

130

1

«Храбрый Персей» (древнегреческий миф)

131

1

«Храбрый Персей» (древнегреческий миф)

132

1

Г. Х. Андерсен  «Гадкий утенок»

133

1

Вн.чт «Вести со всей планеты» (знакомство с газетами)

134

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

135

1.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

136

1

Брей-ринг. Обобщающий урок по изученным произведением.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса

  Обучающиеся должны:

  • владеть навыками правильного, сознательного,  достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

      Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

       Обучающиеся должны знать:

  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

1

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник  рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

2

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1,2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) -2-е изд. - М: «Просвещение»,2012.

3

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.- М.:ВАКО, 2012. - 384 с.

5

Словари по русскому языку.

В школьной библиотеке

6

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

7

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

8

Компьютер

В кабинете информатики

9

Настольные развивающие игры

10

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

11

Стол учительский с тумбой.

12

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...