Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_chteniyu_4_klass.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по Литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Настоящая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю)  в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения  и является программой начального уровня обучения.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
      Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
      Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
      Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
      Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
      Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
      
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
      
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
      Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
      
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
      Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
      Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
      
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

      Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


   Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опору на жизненный опыт обучающихся;
  • соблюдение двигательного и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

    Контроль   достижения обучающимися  уровня государственного образовательного стандарта осуществляется  в виде  текущего, итогового контроля в следующих формах:

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • тестирование

 Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах;
  • урок-игра
  • урок-сказка
  • урок-КВН
  • урок-викторина
  • урок-исследование

Планируемые результаты изучения предмета

Обучающийся научится:

  • понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, куль туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).
  • уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание тем учебного курса

 (136 ч)

Круг чтения и опыт читательской  деятельности

Круг чтения.

Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи".

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Жанровое разнообразие произведений:  малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная  сказка; рассказ; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о   приключениях.

Первоначальное литературное образование.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в  освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений,  языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности.

Правильное,  плавное, слоговое  чтение небольших текстов всеми  буквами  алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Узнавание знакомых эпизодов и ситуаций на иллюстрациях, воспроизведение содержание эпизода или ситуации с опорой на иллюстрацию.

Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью.

Работа над текстом. Ответы на вопросы по прочитанному, воспроизведение содержания текста по иллюстрациям, объяснение заглавия прочитанного.

Выработка отчетливого и достаточно громкого произношения слов, предложений и речи в целом. Практическое овладение силой голоса, тоном и темпом речи. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью. Развитие умения слушать чтение и рассказывание учителя и одноклассников.

Пользоваться выходными  данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией,  предисловием, послесловием, иллюстрациями для  выбора и чтения   книг.

Для  формирования  читательского кругозора  школьников,  развития интереса  к самостоятельной   читательской    деятельности    1 ч   в  неделю  отводится  на   внеклассное   чтение.

Летописи, былины, сказания, жития (7 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать:

- особенности былин;

  уметь:

- анализировать прочитанное,

- правильно читать и понимать исторические произведения,

- находить аналогии с реальными историческими событиями,

- характеризовать героев,

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Чудесный мир классики  (26 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать  особенности литературных сказок, особенности басен;

   уметь:

-  давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки,

- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,

-  определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,

-  находить в тексте средства художественно выразительности;

- создавать план произведения;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Поэтическая тетрадь  (10  часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать особенности стихотворения;

  уметь:

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- определять позицию автора;

- выразительно читать;

- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

 Литературные сказки (15 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать особенности авторских сказок;

  уметь:

- характеризовать героев;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план пересказа.

Делу - время, потехе - час  (12 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны  знать  особенности сказок, рассказов;

  уметь:

- высказывать свои суждения о прочитанном;

- соотносить заглавие и основную мысль произведения;

- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

Страна детства (20 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать особенность рассказов;

   уметь:

- устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;

- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;

- передавать содержание через разные виды пересказа по плану.

Поэтическая тетрадь  (7 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать особенность стихотворения;

   уметь:

- определять позицию автора;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Природа и мы  (9 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать:

- особенность рассказов;

  уметь:

- определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей.

Поэтическая тетрадь (6 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать:

- особенность стихов;

   уметь:

- определять позицию автора;

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Родина  (8 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать:

- особенность стихов;

  уметь:

- высказывать свои суждения о прочитанном,

- выразительно читать;

- анализировать прочитанное;

  • характеризовать прочитанное.

Страна — фантазия  (6 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать:

- особенность рассказов;

   уметь:

- высказывать суждения о прочитанном;

- характеризовать героев,

- подробно и кратко пересказывать,

- читать выразительно по ролям.

Зарубежная литература  (10 часов)

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны  знать:

- особенность сказок и рассказов;

   уметь:

- определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Внеклассное чтение:

былины "Илья Муромец выходит на свободу", "Садко" (1 ч);

В.В. Медведев "Баранкин, будь человеком!" (1 ч);

В.Ю. Драгунский "Где это видано, где это слыхано..." (1 ч);

Ю.И. Коваль "Нулевой класс";

В.В. Медведев "Фосфорический мальчик" (1 ч);

В.Г.Сутеев "Волшебный магазин", "Петя Иванов и волшебник Тик-Так"(1 ч);

В.Ф. Одоевский "Индийская сказка о четырех глухих";

В.П. Катаев "Дудочка и кувшинчик" (1 ч);

сказки В.А. Жуковского "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна", "Кот в сапогах" (1ч); С. В. Михалков "Праздник Непослушания" (1 ч);

М.М. Зощенко, рассказы для детей: "Самое главное", "Калоши и мороженое", "Золотые слова", "Великие путешественники" (1 ч); И.С. Тургенев "Перепелка"; М.М. Пришвин "Этажи леса", "Гости"; В.В. Бианки "Сумас
шедшая птица" (1 ч); Ю.П. Казаков "Скрип-скрип"; А.Я. Яшин "Мамина сказка"; Е.И. Носов "Белый гусь", "Хитрюга" (1 ч); "Люби живое". Н.И. Сладкое "Рассказы о природе"; Г. Снегирев "Рассказы о животных"
(1 ч); рассказы зарубежных писателей: Шанкар "Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу"; Д. Алонсо "Опасное приключение"; Р. Синх"Будто заново родился" (1 ч); сказки народов мира: венгерская сказка "Смородинка"; арабские сказки "Али-Баба и сорок разбойников", "Сказка о волшебном коне" (1 ч); Э. Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" (1 ч); сказки Г.-Х. Андерсена "Ель", "Ганс-чурбан", "Огниво" (1 ч); обобщающий урок, читательская конференция (1 ч).                        

         

Тематический план уроков литературного  чтения

№  п/п

Название раздела

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

1

Летописи, былины, сказания, жития.

7

7

2

Чудесный мир классики.

26

26

3

Поэтическая тетрадь.

10

10

4

Литературные сказки.

15

15

5

Делу - время, потехе - час.

12

12

6

Страна детства.

20

20

7

Поэтическая тетрадь.

7

7

8

Природа и мы.

9

9

9

Поэтическая тетрадь.

6

6

10

Родина.

8

8

11

Страна «Фантазия».

6

6

12

Зарубежная литература.

10

10

Общее количество  часов

136

136

Календарно - тематический план уроков  литературного  чтения

4 класс

(2013/2014  учебный  год)

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема  урока

Примечание

I четверть

1

3.09

День Знаний. Знакомство  с  учебником. Летописи.

2

4.09

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3

6.09

Летопись «И вспомнил Олег коня своего».

4

10.09

Былины. «Ильины три поездочки».

Знакомство. Беседа по содержанию прочитанного.

5

11.09

Былины. «Ильины три поездочки».

Беседа, определение главной мысли.

6

13.09

Житие Сергия Радонежского.

Знакомство, беседа по содержанию прочитанного.

7

17.09

Житие Сергия Радонежского.

8

18.09

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

9

20.09

П. П. Ершов  «Конёк-горбунок». Знакомство.

10

24.09

П. П. Ершов  «Конёк-горбунок». Определение главной мысли.

11

25.09

П. П. Ершов  «Конёк-горбунок».

12

27.09

Стихи  А. С. Пушкина.

13

1.10

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство.

14

2.10

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Беседа по содержанию.

15

4.10

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

16

8.10

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».

17

9.10

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».

18

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

19

15.10

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

20

16.10

Л. Н. Толстой «Детство».

21

18.10

Л. Н. Толстой «Детство».

22

22.10

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал».

23

23.10

А. П. Чехов «Мальчики». Знакомство, беседа.

24

25.10

А. П. Чехов «Мальчики».

25

29.10

Стихи Ф. И. Тютчева. Проверка техники чтения.

26

30.10

Стихи  А. А. Фета.

27

1.11

Обобщающий  урок - КВН по  разделу  

«Чудесный  мир  классики».

II четверть

28

12.11

Стихи  Е. А. Баратынского.

29

13.11

А. Н.  Плещеев «Дети и птичка».

30

15.11

И. С. Никитин  «В синем  небе  плывут  над  полями...»

31

19.11

Стихи  Н. А.  Некрасова.

32

20.11

И. А. Бунин  «Листопад».

Знакомство. Беседа по содержанию прочитанного.

33

22.11

И. А. Бунин  «Листопад».

Словесное рисование. Выборочное чтение.

34

26.11

Обобщающий  урок  по  разделу  

«Поэтическая  тетрадь».

35

27.11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Знакомство, беседа по содержанию прочитанного.

36

29.11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

37

3.12

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

38

4.12

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Знакомство, беседа по содержанию  прочитанного.

39

6.12

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Составление плана, пересказ по плану.

40

10.12

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Выборочное чтение, определение главной мысли.

41

11.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

42

13.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

43

17.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Выборочное чтение, пересказ.

44

18.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

45

20.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Словесное рисование, выборочное чтение.

46

24.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Пересказ по плану и опорным словам.

Проверка техники чтения.

47

25.12

КВН по разделу  «Литературные сказки».

48

27.12

Обобщающий  урок  по  итогам II четверти.

III четверть

49

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

50

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

51

В. Ю. Драгунский «Главные  реки».  

52

В. Ю. Драгунский «Главные  реки».

53

В. Ю. Драгунский  «Что  любит  Мишка».

54

В. В. Голявкин «Никакой  я  горчицы  не  ел».

55

Обобщающий  урок  по  разделу  

«Делу  время – потехе  час».

56

Б. С. Житков  «Как  я  ловил  человечков».

57

Б. С. Житков  «Как  я  ловил  человечков».

58

К. Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками».

Беседа по содержанию прочитанного.

59

К. Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками».

Пересказ по коллективно составленному плану.

60

М. М. Зощенко  «Ёлка».

61

М. М. Зощенко  «Ёлка».

62

Обобщающий урок  по разделу «Страна детства».  

63

В.Я. Брюсов   «Опять сон».

64

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

65

Стихи  М. И.  Цветаевой.

66

Обобщающий  урок  по  разделу  

«Поэтическая  тетрадь».

67

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

68

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

69

А. Н. Куприн «Барбос и Жулька».  

70

М. М. Пришвин «Выскочка».

71

Е. И. Чарушин «Кабан».

72

В. П. Астафьев «Стрижонок  Скрип».

Знакомство, беседа по содержанию прочитанного.

73

В. П. Астафьев «Стрижонок  Скрип». Составление плана, пересказ по плану и опорным словам.

74

Конкурс  знатоков

(обобщающий  урок  по  разделу  «Природа  и мы»).

75

И. С. Никитин «Русь».

76

Проверка техники чтения.

И. С. Никитин «Русь». Выборочное чтение.

77

И. С. Никитин «Русь».

Выразительное чтение, словесное рисование.

78

С. Д. Дрожжин  «Родине».

IV четверть

79

А. В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске…».

80

Б. А. Слуцкий  «Лошади в океане».

81

Обобщающий  урок-викторина   по теме «Родина».

82

Б. Л.  Пастернак  «Золотая  осень».

83

С. А.  Клычков «Весна  в лесу».

84

Д.  Б.  Кедрин «Бабье   лето».

85

Н. М.  Рубцов  «Сентябрь».

86

С. А.  Есенин  «Лебёдушка».

87

Обобщающий  урок  по  разделу  

«Поэзии  прекрасные  страницы».

88

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

89

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  

Чтение по ролям, выборочный пересказ.

90

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

91

Кир  Булычёв  «Путешествие  Алисы».

92

Кир  Булычёв  «Путешествие  Алисы».

93

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия».

94

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

95

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

96

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Чтение по ролям, определение главной мысли.

97

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Знакомство, беседа по содержанию прочитанного.

98

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Чтение по ролям, определение главной мысли.

99

Проверка  техники чтения.

Сельма Лагерлёф «Святая ночь».

100

Сельма Лагерлёф «В Назарете».

101

Обобщение по разделу  «Зарубежная литература».  

102

Игра  «Литературные  тайны».

Обобщающий  урок  по  итогам  года.

Календарно - тематический план уроков  внеклассного  чтения

(2013/2014 учебный год)

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема

Примечание

1

7.09

Самые  интересные  книги,   прочитанные  летом.

2

14.09

Былины,   древнерусские  повести.

3

21.09

КВН  по  сказкам  А. С. Пушкина.

4

28.09

Творчество  М. Ю. Лермонтова.

5

5.10

Литературное  путешествие  по  произведениям  Л. Н. Толстого.

6

12.10

Рассказы  А. П. Чехова  для  детей.

7

19.10

Унылая пора!  Очей  очарованье!

8

26.10

Что  говорят  стихи  А. А. Фета.

9

2.11

Природа  в  стихотворениях  А. Н. Плещеева.

10

16.11

Стихотворения  русских  поэтов  о    поздней  осени.

11

23.11

Что  за прелесть  эти  сказки!

(чтение  литературных  сказок)

12

30.11

Литературная  викторина  по  произведениям  П. П.  Бажова.

13

7.12

Литературное  путешествие  по  произведениям  В. М. Гаршина.

14

14.12

Литературная  викторина  по  произведениям  П. П.  Бажова.

15

21.12

В. Ю. Драгунский.

Рассказы для детей.

16

28.12

Загадки  волшебницы  Зимы

(урок – праздник).

17

Литературная  викторина   по  произведениям   М. М. Зощенко.

18

Чародейка  Зима!

(стихотворения  русских  поэтов    о  зиме)

19

Природа  глазами   С. А.  Есенина.

20

Стихи  Ф.  И.  Тютчева.

21

КВН  по  произведениям

К.  Д. Мамина – Сибиряка.

22

Природа  глазами  В. В. Бианки.

23

 М.  М.  Пришвин  -  певец  русской  природы.

24

От  чистого  сердца:  

произведения  о маме.

25

Русь,  Россия,   Родина  моя!

(устный  журнал)

26

Лес  не  школа,   а всему  учит

(урок – конкурс  по рассказам           Н. И. Сладкова).

27

Стихи русских поэтов о Родине.

28

29

«Ещё  земли  печален  вид…»

(стихотворения  русских  поэтов  о  весне).

30

Фантастические  рассказы  для  детей.

31

Идёт война народная

(произведения о Великой отечественной войне).

32

Учиться надо весело, чтоб хорошо  учиться (книги о сверстниках, о школе)

33

Урок  - КВН  по  сказкам Г. Х. Андерсена

34

Мой  любимый  литературный  герой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать//уметь:

Обучающиеся должны:

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами.

Обучающиеся должны уметь:

  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

  • названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Словарик: гривна, паволоки, узоречье, росстань, латынщина, черноризец, просфора, псалом, панихида, литургия, пенять, лубки, пластью, балаган,  жомы, не померил, зельно, седмица, буерак, не клепли, загребь, живот, мыкать век, городничий, содом, красно платье, дать в приказ, вороты, сочельник, перст, сенная девушка, спешить, ради, Аян-Ага, чауш, оглан, голбчик, парча, тувалет, паче зеницы ока, пригорок муравчитый, челядь дворовая, яства, застава, яхонты, башлык, жемчуг, несподручно, кровля, алчный, арка, учтиво

Материально-техническое обеспечение

Учебная литература

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник  рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.
  • Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1,2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) -2-е изд. - М: «Просвещение»,2012.
  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.- М.:ВАКО, 2012. - 384 с.
  • Тамара Круглова: Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. ФГОС. Изд. Экзамен, 2014.-64 с.

Дидактический материал

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
  • Настольные развивающие игры
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...