«Повышение профессионального статуса учителя в условиях модернизации общего образования»
статья на тему

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований важную роль играют  «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников».

На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой      и компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение профессионального  статуса учителя в условиях модернизации общего образования»

СЛАЙД 1

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований важную роль играют  «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников».

На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой      и компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

СЛАЙД 2

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен.

В своё время ещё Константин Дмитриевич Ушинский дал исчерпывающую образную характеристику общественного значения профессии учителя, актуальную и по сей день.

        Государство, осознавая роль учителя в современном обществе, предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

СЛАЙД 3

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Модель преподавателя ХХI века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоиндентификации учащегося. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики.

        Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным?

Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

СЛАЙД 4

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Думаю, вы согласитесь, что понимание роли учителя как ретранслятора

знаний осталось в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование у детей и подростков широкого круга компетенций, в первую очередь социальных. Иными словами, активным, творческим, интеллектуально развитым современным детям нужен новый учитель, который поможет им стать успешными в высокотехнологичном, конкурентном мире. Компетентный специалист, на высоком уровне владеющий современными образовательными и информационными технологиями, способный на практике применять глубокие познания в области педагогики и психологии, – таков в общих чертах портрет современного учителя.

Педагогам необходима самая серьёзная подготовка в области передовых информационных технологий, включающая вопросы практического использования постоянно обновляющихся аппаратных и программных средств, развития компьютерных технологий и возможностей сети Интернет.

Одна из главных задач современной системы педагогического образования – подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет реализовать новую концепцию образования. Своевременное прохождение курсовой подготовки педагогов является одним из показателей эффективной деятельности.

        Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно.

СЛАЙД 5

 «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным».

(К. Симонов)

Все мы прекрасно понимаем, что учителя нельзя заставить быть творческим, интеллектуально и духовно развитым. Необходимо создавать все условия для развития его профессионального мастерства и личного самосовершенствования.

СЛАЙД 6

Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.

Одним из направлений профессионального саморазвития явилась активизация творческой деятельности педагогов: это научная работа, (участие в проблемных и творческих группах при методических объединениях учителей, конференциях), «круглые столы», семинарские занятия, консультации, психологические тренинги, это творческие формы аттестации. Акцентируется именно системность в работе педагога, дающая определенные результаты.

Высокую эффективность в мотивации педагогов показывает опора на моральное стимулирование: освещение деятельности и их профессиональных достижений в педагогическом сообществе, организация конкурсов профессионального мастерства, возможность обмена опыта.

Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения и района в целом, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя. Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурс школы.

Однако самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаем за ребенком право быть самим собой.

Естественно, возникает общественное требование – сделать школу более комфортной, приспособленной к разнообразным потребностям детей.

СЛАЙД 7

Отметим, что главными составляющими успешного учителя являются активная жизненная позиция, коммуникативные, организационные способности и умение принимать решения.

В условиях модернизации образования необходимо решать вопросы совершенствования профессионализма педагогов, обновления системы профессиональной подготовки. Следует создавать условия для формирования творчески активного, сознательного и способного к саморазвитию педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Мы не будем останавливаться на достигнутом, потому что именно наше стремление к успешности является условием подготовки успешных учеников, а значит, является основой формирования  нового  общества, за которым будущее нашей страны.

Будущий учитель должен владеть обновленным содержанием общекультурной подготовки в области обработки информации, экологической культуры, профессиональной этики, быть готовым работать с разными категориями детей и взрослых, решать задачи социализации и духовно-нравственного воспитания, владеть информационно-коммуникационными, личностно-ориентированными, здоровье сберегающими, проектными и др. технологиями

        В соответствие с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» модель современной системы образования должна ориентироваться на развитие личностного, творческого и профессионального потенциала учителя, на цели опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Итак, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.

СЛАЙД 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение профессионального статуса учителя в условиях модернизации общего образования учитель начальных классов МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа №2»

Слайд 2

Основные направления Концепции модернизации образования: ♦ подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда; ♦ подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Слайд 3

Модель учителя ХХI века

Слайд 4

Современный учитель – это: ♦ преподаватель; ♦ воспитатель; ♦ организатор деятельности детей; ♦ активный участник общения с учениками, их родителями и коллегами; ♦ исследователь педагогического процесса; ♦ консультант, просветитель, общественник.

Слайд 5

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным». (К. Симонов)

Слайд 6

Основные направления профессионального саморазвития: ♦ аттестация; ♦ участие в методических объединениях, конференциях, семинарах и т. д.; ♦ участие в конкурсах различного уровня.

Слайд 7

Слайд 8

Творческих успехов в новом учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

Доклад "Развитие общеучебных навыков в условиях модернизации общего образования"

Здесь вы найдёте полное описание общеучебных навыков....

«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в...

«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»

       Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...

"Совершенствование работы учителя в условиях модернизации системы образования "Учиться самому, чтобы учить других"

План:1. Возможности 21 века.2. Роль учителя. 3. Можноно ли  научиться мылить более эффективо...4. Интерактивные формы обучения.5. Формирование функционально грамотных людей.6. Игры и игровые...

Опыт работы «Профессиональная компетентность учителя начальных классов  в условиях модернизации системы образования»

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.Моё педагогическое кредо заключено  в следующ...