Главные вкладки

    Статья на тему:
    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в контексте ФГОС 2.

    Маренко Елена Викторовна

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2011г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное развитие и воспитание

            младших школьников в контексте ФГОС 2.

    Выступление на педагогической конференции
    учителя МБОУ ЕСОШ №1
    Маренко Е.В.
    2011 год

    В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

    Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

    Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

    Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

    Для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана Концепция в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

    Концепция определяет:

    • характер современного национального воспитательного идеала;

    • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

    • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

    • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

    • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

    • духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

    • внешние и внутренние проблемы, стоящие перед Россией.

           Опираясь на это,  можно с уверенностью сказать, что Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Таким образом,  важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Достижение этой цели в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся   ценностей:

    • семейной жизни;

    • культурно-регионального сообщества;

    • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

    • российской гражданской нации;

    • мирового сообщества.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Такие как:

      - личность —смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, способность к личностному и нравственному выбору, саморазвитие.

    • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

    • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

    • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

    • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этом пространстве снимаются барьеры между  отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

    Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

    • истории России, российских народов, своей семьи, рода;

    • жизненного опыта своих родителей, предков;

    • традиционных российских религий;

    • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

    • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

    • фольклора народов России;

    • общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    • учебных дисциплин;

    • других источников информации и научного знания.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

    С введением ФГОС 2 решение проблемы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников стало важной и главной задачей.

    В нашей школе уже разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    В школе создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Выступление на августовской конференции

               учителя начальных классов

                      МОУ ЕСОШ №1

    «Духовно – нравственное развитие и воспитание

       

     младших школьников в контексте ФГОС 2»

                                      2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

    Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

    АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

    Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"

    Содержание 1.     Актуальность.2.     Анализ ситуации.3.     Цель и задачи.4.     Программа реализации проекта.5....

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

    Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

    ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...