Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам"
статья ( класс) на тему

Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам" поможет учителю построить индивидуальную работу не только с одарёнными детьми, но и со слабоуспевающими ребятами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»

Мастер – класс

Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам

Учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская средняя  

общеобразовательная школа №2

 имени А.И. Цыбулёва»

Цигикал А.А.

 Цели:

  1. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности школьников;
  2. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам с учащимися  начальных классов;
  3. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Ход мастер - класса

     1.Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.

     Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам». Пусть эпиграфом нашей работы станут слова В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их  умелой рукой – они красиво зазвучат». 

      Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Ведущую роль должны играть творческие    методы обучения. 

     Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская  деятельность.  

     В основе  этой творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

      Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь». Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия.

        Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. С такими детьми я предлагаю разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету.

        2.Основной этап деятельности.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?  

Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

       Цели:

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;

-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;

       Принципы:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

-принцип учета возрастных возможностей;

     При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

      1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

     2)Углубление.  Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

 

     3)Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, которое   выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

     4)Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

    Методы и средства обучения при реализации индивидуальных маршрутов

   - Ведущими и основными являются методы творческого характера-

 проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Они применяются в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

      В своей деятельности учителя нашей школы разрабатывают индивидуальные образовательные  маршруты на одного или группу учащихся по выбранному предмету. С этой методикой работы нас познакомила наш научный руководитель Посохина Елена Владимировна.

 (Бланк показываю, и учителя видят его у себя на столах)

       Сейчас  изучим рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.

Эти рекомендации помогут вам при работе в группах.

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и  т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.

    Эту работу можно проводить не только с одаренными детьми. По такому маршруту может работать учитель с ребенком, имеющим большое количество пропусков. Поможет такой вид работы  и с детьми, обучающимися по программам другого вида, а так же при обучении детей на дому.

 Групповая работа.

      Учителя разделены на группы. Участникам группам предъявляются бланки, набор учебников по математике, русскому языку и окружающему миру, набор тетрадей и рекомендации.

       Итак, вам предлагается разработать индивидуальный образовательный маршрут для работы с учащимися. Одна группа разработает маршрут по окружающему миру, а другая по русскому языку для учеников 3,4 класса.

  Давайте проверим, как группы справились с заданием. Представление работы     каждой группы.

Группы представляют свои наработки.

Подведение итогов работы групп.        

3. Подведение итогов.

Включение учащихся в работу по индивидуальным образовательным маршрутам способствует повышению познавательного интереса, осуществлению дифференцированного подхода, развивает творческие способности, воспитывает самостоятельность и инициативность.

     Результативность. 

        В результате этого наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.  Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов исследовательских работ.

4. Рефлексия.

                 Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего        

занятия и почему.

  • «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
  • «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
  • «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
  • «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

       

      Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

          Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные  нашим ученикам, и они, достигнут  соответственных высот,  или они останутся нераскрытыми.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИ ученика (учащихся)   Пенская Алёна

                                               Розыева Арина

Предмет, класс                   Окружающий мир, 2А класс

Учитель                               Цигикал А.А.

Планирование индивидуальной работы по предмету

Тема в соответствии с программой

Предполагаемое расширение и углубление предметных знаний и умений

Дополнительные задания

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

Примечания

Земля - наш общий дом.

Возникновение жизни на Земле. Есть ли жизнь на других планетах.

Чтение дополнительной литературы по теме.

Тематическое сообщение «Как возникла жизнь на Земле», «Есть ли жизнь на Марсе»

Растительный мир Земли.

Редкие растения. Ядовитые растения.

Чтение справочной литературы по теме.

Творческая работа «Безопасность человека при встрече с незнакомыми растениями», «Как справиться с отравлением ядовитыми растениями»

Животный мир Земли.

Особенности питания домашних животных. Как домашние животные воспитывают своих детенышей.

Чтение дополнительной литературы по теме. Наблюдение за домашними животными. Проведение исследования «Особенности питания кошек»

Сообщение о наблюдении за своим питомцем, его образе жизни, привычках, поведении, питании.

Каким был человек в разные времена.

Значение моего имени и фамилии. Одежда и жилище моего предка. Изучение моей родословной.

Чтение справочной литературы по теме. Беседы с родственниками о прошлом семьи. Посещение музея, зарисовки костюмов.

Выступление-отчет о проделанной работе. Составление родословной своей семьи. Выставка рисунков «Одежда моих предков»

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИ ученика (учащихся)   _______________________________________________

Предмет, класс                   ____________________________________________

Учитель                             ______________________________________________

Планирование индивидуальной работы по предмету

Тема в соответствии с программой

Предполагаемое расширение и углубление предметных знаний и умений

Дополнительные задания

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

Примечания

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы

с одаренными школьниками.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и  т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспита...

Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных це...

Индивидуальный образовательный маршрут ( работа с одарёнными детьми)

Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы ( образец) поможет учителю спланировать деятельность одарённого ученика на учебный год и подвести рефлексию в конце учебного года....

Мастер-класс:«Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разрабо...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Из опыта работы Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителяна 2018 – 2023 годы...

Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов

Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов...