Мастер-класс по здоровьесбережению
план-конспект занятия ( класс) на тему

Торгова Надежда Вячеславовна

Выступление на районном методическом объединении. Практические советы и тестирование учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_obr._tehnologii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные  технологии. (слайд 1)

   Цель: применение здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе при работе с детьми с ОВЗ.

   Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, способствуют сохранению и укреплению здоровья. (слайд 2)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начиная нашу работу, я хочу задать вам вопрос. Что вы считаете для себя наиболее значимым: материальное благополучие, успехи учеников в учёбе, удачу в различных начинаниях или здоровье? …Здоровье всегда было и будет на первом месте. Что такое здоровье?...

 Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.(слайд 3) От чего зависит состояние здоровья человека?...  Причин предостаточно. (слайд 4)

 Цель здоровьесберегающей педагогики: обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, их воздействие на здоровье. (слайд 5)

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья! Здорвьесберегающие образовательные технологии должны способствовать  улучшению памяти, внимания, мышления; повышать работоспособность и уверенность в себе; улучшать эмоциональное состояние; стимулировать двигательные функции; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулировать речь; повышать способность к самоконтролю.

Задача-минимум - "Не навреди!" Задача-оптимум - формирование, укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также охрана здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии  можно условно представить как:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.(слайд 6 ) Различные виды гимнастики, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры и т.п.

Что может дать пальчиковая гимнастика детям? Очень многое: развивается мелкая моторика; повышается работоспособность; развивается воображение, мышление, внимание, память;  развивается речь; снимается тревожность. Например: «Игры со спичками». Выложить из спичек цифру.  2, 3,4, 5, 6, 7,8, 9. Превратить её в другую переложив одну спичку. Сделайте равенства верными: 2+3=6, 5+6=4, 6-7=1 переложив одну спичку. Можно придумать свой вариант задания.

Нарисуйте синь небес,

облака и хвойный лес.

Лодку, парус, паучка

и профессора в очках.

Можно мячик покатать,

В ковшик воду наливать,

Посчитать до десяти,

И корзиночку сплести.

Могут пальчики опять

Ручку взять и написать.

Современные уроки загружены наглядным материалом, презентациями, игровыми заданиями. Использование компьютера даёт дополнительную нагрузку на глаза. Минутки гимнастики для глаз позволяют снять это напряжение. Пример.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни. (слайд 7) Ритмика, коммуникативные игры,  точечный самомассаж, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
  2. Коррекционные технологии.(слайд 8)Технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, значение цвета для стимулирования эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Цветотерапия это тоже один из методов лечения и оздоровления. Предлагаю каждому выбрать цвет. Какие эмоции, ощущения он у вас вызывает?... Проверим (слайды 9,10)

Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии (слайд 11)

Они вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета. Надпись сливается с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение.

Секреты чудом сохранились - вот они.

1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.

2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).

5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.

6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.

7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационно и энергетически.

8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 гада (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).

9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.

10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.(слайд 12)

  А сейчас проведём небольшое тестирование. Здоровый человек- счастливый человек. Посмотрим, умеем ли мы быть счастливыми.
У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.  Вы умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) «О, боже, время беспощадно!»
б) «А что, совсем еще неплохо!»,
в) «Все прекрасно!».
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) «Ну мне-то никогда не повезет!»,
б) «А, черт! Почему же не я?»,
в) «Однажды так повезет и мне!».
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»,
б) «К счастью, меня эта беда миновала!»,
в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!».
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) «Меня недооценивают»,
б) «Я не хуже остальных»,
в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!»
9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,
10. Если вы угнетены
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.


Каждый ответ а — 0 очков, 6—1 очко, а в — 2 очка.


17 – 20 очков,
 Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но… Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?


3 – 16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно.


8 – 12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.


0 – 7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

Я желаю вам здоровья и счастья!

(Слайд 13)

Релаксация.

А сейчас немного музыки. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Она снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Правильно подобранная музыка может повышать иммунитет. Презентация  «Коротко о главном»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

Здоровьесбережение. Мастер-класс

Здоровьесбережение. Мастер-класс...