Статья "Становление учебной самостоятельности"
статья (4 класс) на тему

Савченко Лилия Александровна

Все, что ученик может взять сам

нельзя ему давать.

В.О.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_uchebnoy_samostoyatelnosti_na_urokah.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское»

Подготовила доклад: учитель начальных классов

Савченко Лилия Александровна

Все, что ученик может взять сам

нельзя ему давать.

В.О.Сухомлинский

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

 Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.

Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников , упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.

Задачи педагога:

создать условия для самостоятельной работы;

вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;

обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;

предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Условия творческой деятельности:

обмен и борьба мнений;

свобода критики;

снятие психологической инерции;

проведение детального анализа;

не избегать вопроса "почему?";

сам педагог творческая личность;

сотворчество педагога и воспитанника;

мотивация.

Способы стимулирования творческой активности:

создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления;

обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;

использование личного примера творческого подхода решению проблем;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Принципы развития творческого воображения:

прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;

новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;

содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;

в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики;

следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абстрактные достоинства;

необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача научить этой же самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.

  • Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.
  • Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию.
  • Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.
  • Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15–20 мин) при проектировании урока.
  • Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.
  • Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.
  • Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.
  • Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения. 

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Данные повторной диагностики, наблюдения на уроке показывают, что в результате и целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности уже к концу второго года обучения у учащихся.

Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом.

Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования навыков учебной деятельности (когда организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды) в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста. Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях по курсу "Учись учиться". Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.

Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы.

Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать.

Для развития самостоятельности, во-первых, нужна психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта.

 Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. 

В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. 

В-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.

Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения  происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на уроках целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение.

Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.

Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Третий уровень самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела  формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса вопросов, в том числе и из других разделов учебника;  в стремлении найти “собственное правило”, прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения вопроса или проблемы . В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках  используются определенные задания. К ним относятся:

  • задания, не сводящиеся к известным способам решения;
  • задания, способствующие созданию проблемной ситуации;
  • задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;
  • задания, несущие элементы занимательности;
  • задания, имеющие практическую значимость;
  • задания, допускающие разные способы решения.

Хвалить надо школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.

Развитие самостоятельности младшего школьника обеспечивают следующие педагогические условия: использование различных видов группового объединения учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерным и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника.

Приёмы и способы формирования логического мышления.

Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Начинать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке окружающего мира.

Методы и приемы для развития самостоятельности учащихся  на уроках

Работа со школьным учебником:

1. Составление плана параграфа.

На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.

2. Работа с понятиями.

Язык предмета окружающий мир основан на общепринятых биологических, географических и исторических понятиях. Знания  терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:

- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, экология Слово "экология" греческого происхождения и состоит из двух частей. Первая, oikos - это дом, жилище, родина; вторая, logos - слово.– равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: экономика,; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;

- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответ-тесты;

Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией по теме.

- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

-. Соотнесите описание природной зоны её названием.

- Задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы планеты в порядке удаления их от Солнца

а)  Нептун, Уран, Сатурн,        Юпитер,и т.д.

б) Земля, Марс, Юпитер, Меркурий, Венера, Сатурн, Уран, Нептун

в)Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

- задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая небесные и космические тела называется _________________.

- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра.

- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. колос -торт.

- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Орган – это ...........................

Система органов – это .........

- с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

- творческие задания, например составление сказок:

3. Составление логических схем.

Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал

4. Работа по составлению и заполнению таблиц.

Тема: "Полезные ископаемые".

Названия         Строение         Функция         Где и как добывается                          

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

5. Составление графических конспектов.

Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.

.

Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.

6. Работа с дополнительной литературой.

Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов. Например: Доклад по теме первооткрыватели Дальневосточных земель.

Примерное содержание памятки для учащихся:

"Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":

- внимательно прочитайте вопрос или задание;

- попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.

В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.

Например: Творческая работа «мозговой штурм».
- Распределитесь по группам, выберете капитана, художника, секретаря, поэта, спикера.
- Послушайте стихотворение Т. Ладонникова «Дикарь в лесу».
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип 
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб…
- Почему мальчик не понравился белочке?
- Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?
- Подумайте и нарисуйте запрещающие знаки, которые мы с вами развесим в лесу и в других местах, о которых вы расскажете. Сопроводите свою работу стихами, песнями, рассказом, пословицами, загадками.
- Жюри, посмотрит ваши работы и оценит их.
                   1. Создание банка идей.
                   2. Анализ идей.
                   3. Обработка результатов. 
                   4. Защита проектов.
- Анализ проектов, награждение («За оригинальность идеи», «За научность», «За красочность»).

Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Инструктивная карточка «Знаешь ли ты органы чувств?».

Цель работы: обобщить и систематизировать знания об органах чувств.

Оборудование и материалы: таблицы, схема «Строение глаза», схема «Строение уха», таблица «Кто как слышит»;

гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета.

Примечание: работа организуется в трех группах.

Ход работы: Инструктивная карточка (1 группа)

1.Прочитайте:

Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.

В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».

2.Рассмотрите схему «Строение глаза»

Заполни в таблице нужную графу.

3.Проверте свое зрение с помощью таблицы «Разные буквы»

Заполни в таблице нужную графу.

3.Вспомните советы офтальмолога.

Заполни в таблице нужную графу.

Таблица

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

1

ГЛАЗ

*_________

*хрусталик

*роговица

*сетчатка

*сплюснутая форма ____________

яблока

*вытянутая форма

____________

яблока

*утомляет -______________

*успокаивает –

______________

4.Сделай вывод

5.Составьте правило «Как беречь зрение», добавляя нужные слова и словосочетания:

* после часа занятий ______________________________________________________;

* не ___________________ к книге во время чтения;

* не читай, когда _________________________________________________________;

* не читай, когда _________________________________________________________;

* не читай, когда _________________________________________________________;

* выполняй ________________________ для отдыха глаз.

Слова и словосочетания: дай глазам отдых, книга трясется, нагибайся близко, лежишь, плохое освещение, упражнения.

Справка

Упражнение для отдыха глаз: у тебя устали глаза, отведи их в сторону, поморгай ими, повращай глазами так, чтобы стало всем страшно, закрой глаза, откинься на спинку стула и расслабься.

Предполагаемые ответы:

Таблица

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

1

ГЛАЗ

*зрачок

*хрусталик

*роговица

*сетчатка

*сплюснутая форма глазного

яблока

*вытянутая форма

глазного

яблока

Выполнение рекомендаций окулиста

*утомляет — красный

*успокаивает –

зеленый

Правила «Как беречь зрение»:

* после часа занятий дай глазам отдых;

* не нагибайся близко к книге во время чтения;

* не читай, когда плохое освещение;

* не читай, когда книга трясется, например, в маршрутке;

* не читай, когда лежишь;

* выполняй упражнения для отдыха глаз.

Инструктивная карточка (2 группа)

1.Прочитайте:

Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.

В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».

2.Рассмотрите схему «Строение уха»

Заполни в таблице нужную графу.

3.Проверте свой слух так: шепотом товарищ проговорит слово на небольшом расстоянии от тебя, затем проделает то же, удаляясь. Отметьте точкой своего цвета на схеме, на каком расстоянии вы перестали воспринимать речь.

__________________________________________________________________________

1м 2м 3м 4м

Количество точек разного цвета будет соответствовать количеству детей в группе.

Сделайте вывод.

4.Вспомните советы офтальмолога.

Заполните таблицу.

Таблица

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

2

УХО

*_________

раковина

*наружный

_______________

проход

*желёзки

*______________

перепонка

*дельфины – чемпионы

_____________

4.Сделайте вывод

5. Рассмотрите таблицу «Кто как слышит»

Летучая мышь _________________ в темноте по _____________ .

Сова _____________ добычу ____________.

Она очень хорошо ____________________.

Уши у совы _________________________.

Добавьте нужные слова: ночь, охотится, перья, ловит,

эхо, слышит.

Предполагаемые ответы:

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

2

УХО

*ушная

раковина

*наружный

слуховой

проход

*желёзки

*слуховая

перепонка

плохой слух

Выполнение рекомендаций ЛОР — врача

*дельфины – чемпионы

слуха

Инструктивная карточка (3 группа)

1.Прочитайте:

Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.

В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».

2.Проверь себя! Завяжите глаза товарищу и подносите поближе к его носу по очереди три предмета. Пусть он угадывает, что это такое. Результаты занесите в таблицу.

Имя

Количество

проверяемых предметов

угаданных предметов

Сделайте вывод: _____________________________________________________________

3.Вспомните советы ЛОР — врача.

Заполни таблицу.

Таблица

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

1

НОС

Тренировка

___________

___________

___________

*если лошадь боится, она

_____________, чтобы _______

4. Сделайте вывод

Предполагаемые ответы:

Орган чувств

Строение

Отклонение от нормы

Коррекция

Это интересно

3

НОС

Постоянная заложенность

Выполнение рекомендаций ЛОР — врача

*если лошадь боится, она

фыркает, чтобы

прочистить себе нос

Инструктивная карточка (4 группа)

1.Прочитайте:

Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.

В данной работе вам предстоит определить органы чувств.

2. Разгадайте предметы с завязанными глазами (гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета).

3.Запишите: — Какие органы чувств работали?

__________________________________________________________________________

4. Сделай вывод

Использую элементы модульной технологии, что позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них.

Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Например:

Тема: "Приспособленность рыб к жизни в воде".

Учебный элемент.

Время

Учебный материал с указанием заданий        Рекомендации по выполнению заданий

Актуализация знаний

7–10 минут

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы. Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб? Где ещё, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых – рыбы. Приведите примеры пословиц, поговорок в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую из них можно предложить эпиграфом к нашему уроку? Почему?

Обсудите эти вопросы в классе.

 Работайте в группе, а затем - с классом.

Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

 Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Зайцев В.Н., Кольцо ускорения. Йошкар-Ола, ИУУ, 1992.

Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.

Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.

Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.

Соколова В.В. Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...