Презентация "Моделирование на уроках предметной области "Окружающий мир" , как средство формирования УУД "
презентация к уроку ( класс) на тему

Рассохина Елена Ивановна
Моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. В своей педагогической деятельности стараюсь правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность помогают успешно решать поставленные задачи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_na_urokah_okruzhayushchego_mira.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Моделирование на уроках предметной области "Окружающий мир" , как средство формирования УУД". Выполнила: учитель начальных классов I категории Рассохина Е.И. 2015 г.

Слайд 2

Актуальность опыта. Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении. На начальном этапе необходимо развитие словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, внимания, интеллектуальных операций (анализ, сравнение, классификации и др.), а также организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Этому способствует построение моделей на уроках.

Слайд 3

Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования УУД учащихся средствами метода моделирования на уроках предметной области "Окружающий мир" Задачи: -изучить литературу по проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира; - изучение педагогического опыта, связанного с технологией моделирования; - организация учебного процесса на основе использования приемов моделирования; - изыскание психологических и методологических возможностей для эффективного усвоения учебного материала; - создание условий для поисковой деятельности; - обеспечение зоны ближайшего и дальнего развития.

Слайд 5

Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определённой целью. Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала. Моделирование - процесс создания и использования модели.

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ МОДЕЛИ Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала Информационные (абстрактные) модели – строятся только на информации, характеризующей свойства и состояние объекта моделирования Образные (наглядные) модели - это чертежи, графики, фотографии Знаковые (символьные) модели – это текст, формула, программа, описание . Смешанные модели – это таблицы, схемы, плакаты, фильмы

Слайд 7

Система работы по моделированию 1 этап – Работа с готовыми моделями (Например : глобус); 2 этап - У пражнения в сравнении, обобщении объектов одного класса. Например, сравниваем деревья и выделяем лиственные и хвойные . 3 этап – Изображение объекта его символом или схемой.

Слайд 8

Ч етыре этапа моделирования: Вычленение существенных признаков объекта Построение модели. Исследование модели. Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Слайд 9

Приемы моделирования. Блок-схемы Модель-описание М одели-рассуждения Модели-сравнения Схемы причинно-следственных связей. Кластер

Слайд 10

Блок-схемы показывают цепочку, последовательность событий, явлений и т.д., учащиеся могут их нарисовать, вырезать из бумаги. Например, осенние месяцы: сентябрь – октябрь – ноябрь. Это самые простые модели, с них начинается обучение моделированию.

Слайд 11

Модель-описание содержит опорные слова, составляющие, характеристики объекта описания или требует от учащихся по данным определениям угадать объект.( познавательные,коммуникативные ууд )

Слайд 12

Модели-рассуждения (Регулятивные УУД) В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»: а) брусника , волчье лыко, клюква, земляника; ____________________________________________________________________ б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ____________________________________________________________________ в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ____________________________________________________________________

Слайд 13

Модели-сравнения ( познавательные,коммуникативные ууд )

Слайд 14

Моделирование схем причинно-следственных связей ( Личностные,познаватеьные,регулятивные,коммуникативные ууд ) Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: "Почему снег растаял?", "Почему дует ветер?", "Почему разрушаются горы?« или более сложные: «Какова причина образования ветра?» «Какова причина круговорота воды в природе?» и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности. Н-р : 2 класс, урок окружающего мира Тема: Свойство снега и льда На этапе мотивации ребятам предлагаю объяснить смысл поговорки «Много снега много хлеба». Назвать что в этой поговорки является причиной, а что следствием. Выдвигаю гипотезу: всегда ли большое количество снега – это хорошо? 4 класс Тема: Опора тела и движение. На этапе изучения нового материала предлагается незаконченная схема. Причина ----------- Сколиоз---------------Следствие По тексту необходимо определить причины и следствия сколиоза. За гипотезу предлагаю взять утверждение: «Сколиоз – неизлечимая болезнь» в процессе исследования ребята либо доказывают, либо опровергают данное утверждение.

Слайд 15

Результаты педагогической деятельности (мониторинг) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 16

Результаты работы над данной темой : 1. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 2. Обучающиеся самостоятельно пытаются определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Дети умеют использовать знаково-символические средства. 5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям. 6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

Слайд 17

Заключение: Моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. В своей педагогической деятельности стараюсь правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность помогают успешно решать поставленные задачи.

Слайд 18

Список литературы: 1. А.Г.Асмолов , Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения.-М.,2005 . 3. Кудрина С.В. Учебная деятелность младших школьников.Диагностика . Формирование.- С-Пб.2004 4 . Гайсина , Р. С. Моделируя – познаем окружающий мир [Текст] /Р.С. Гайсина // Начальная школа. – 2006. – № 9. – С. 67–71. 5. Карпенко , А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В.Карпенко //Начальная школа.- 2010.- №4.-С.23-27. 6 . Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-.: Глобус; Волгоград: Панорама 2009. 7. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий.- Начальная школа - №1-2012 8. Раскина И.И., Баракина Т.В., Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе.//Омск: ОмГПУ , 2005 9 . Цуканова , В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. / В.С.Цуканова . – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Конспект урока по предметной области"Окружающий мир" "Жизнь древних славян"

В конспекте урока четко выделены все этапы технологии - педагогические мастерские. Будет полезно для молодых учителей....

Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области "Окружающий мир"

      Образовательный Стандарт (ФГОС НОО) второго поколения формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – дл...

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...

Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации...