Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)
план-конспект урока по окружающему миру

Цветкова Эльвира Вадимовна

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Тема: Вода в природе. Водоёмы Вологодской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_region.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Тема: Вода в природе. Водоёмы Вологодской области

Цель: узнать названия и расположение крупнейших водоёмов области

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о реках и озёрах Вологодской области

Развивающие: развивать познавательную активность детей, речевые умения, мышление, внимание, умения ставить вопросы, обобщать, сравнивать, рассуждать

Воспитательные: формировать бережное отношение к водоёмам

Прививать любовь к родной природе, краю, учить беречь и охранять природу

Оборудывание:

Средства для учителя: «Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области»

Средства учеников: рабочие тетради «День и ночь», «Тетрадь юного эколога». 2 класс Бурова Л.И., Сеничева Г. П. Сорокина А.В.  «Родной край» Книга для младших школьников Бурова Л. И., Гриценко М. Е., Логовеева Г. П.

 

Междисциплинарная связь:

Литературное чтение

Тема: А.Я.  Яшин «Сладкий остров»

Чтение рассказа «Когда мы уедем», обращение внимания на место, где происходили действия.

«Мы не знали, куда едем, какой-такой необитаемый Сладкий остров вдруг обнаружился в Белозерье и как мы там будем жить. Думалось - едем дней на десять, не больше. Отдохнем, половим рыбку и обратно. Почему-то представлялось, что этот остров находится вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, куда в свое время не раз наезживал Иван Грозный, где была заточена одна из его жен и отбывал ссылку архиепископ Никон; либо этот остров около другого архитектурного памятника русской старины Ферапонтовского монастыря, в котором еще и поныне живы фрески гениального Дионисия.

Казалось даже, что Сладкий остров находится на самом Белом озере. Но на Белом озере никогда не было и сейчас нет никаких островов.

Сладкий остров мы нашли в не менее примечательных местах - на Новозере.»

Вопросы учителя: Где находится Сладкий остров? А где представлялось? Как вы думаете в какой области находятся эти места? Кто-нибудь из вас был на Белом озере? (Расскажите классу про эти места из ваших воспоминаний)

Русский язык.

Для контрольного диктанта по русскому языку текст « Окунь»

 

Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

(40 слов.)

Вопросы учителя после выполнения задания по диктанту. Видели ли вы окуня? Как он выглядит? Знаете ли вы где водится окунь? В каких реках водится окунь в Вологодской области, как вы думаете?

Математика.

Тема: Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Задача. В Белом озере в Вологодской области впадают реки Ковжа и Кема. Длина реки Ковжа 82 км, а длина реки

Кема на 68 км больше. Сколько километров длина реки Кема?

Физкультура. Беговое упражнение: Сухона — крупнейшая река Вологодской области славится своей изменчивостью, она меняет своё направление. Сейчас представьте, что вы Сухона, бежите сначала в одном направлении, как услышите свисток меняете своё направление.

ИЗО

Тема: «Пейзаж родной земли» показ картин: «Кирилло - Белозерский монастырь». Художник Гришин Геннадий Петрович 1983, « Белое озеро» Андрей Юрьевич Балакирев их обсуждение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Постановка учебной задачи

Предлагаю всем загадки, отвечайте по порядку

  1. Шириною, широко,

Глубиною, глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька и солона.

  1. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

  1. Молодые берёзки

Свои перед ним поправляют причёски.

И месяц и звёзды-

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?

Каким одним словом можно назвать отгадки?

Посмотрите на карту Вологодской области и покажите на ней какое море самое большое в Вологодской области

-Катя подготовила для вас стихотворение А, Щучкина

Какое место имеет ввиду автор?

Вы уже догадались какая будет тема урока?

А какой будет цель нашего урока?

Море

Река

Пруд

-Водоёмы

-В Вологодской области нет морей, зато много озёр и рек.

Катя читает стихотворение:

Да, конечно, тут нет изобилия морского,

Да и моря, конечно, тут нет никакого,

Только рек и озёр посчитать очень сложно,

Ну а рыбы любой здесь учесть невозможно!

Ну, а если хотите найти вы невесту,

Город Вологда-счастливое место!

Ведь красавиц таких на горах не найдёте,

А в морях без любви вы совсем пропадёте.

-Автор говорит о Вологодской области,

-Водоёмы Вологодской области

Узнать о водоёмах Вологодской области

Регулятивные УУД развитие мотивов учебной деятельности

Цедепологание( принятие цели, постановка задач урока)

Актуализация знаний

Какие водоёмы Вологодской  вы знаете?

В какое большое понятие входят водоёмы и вся вода на планете?

-Что это такое?

Из чего состоит эта оболочка?

-Гидросфера

-Оболочка Земли

-Из рек, прудов, океанов, озёр,

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Изучение нового материала

Активизация субъектного опыта.

создание образной модели

Создание знаковой модели

Корректировка индивидуальной модели

Какие крупные реки протекают по Вологодской области?Покажите их на карте. Работаем в парах

Покажите, есть  ли у вас фотографии, расскажите о водоёмах Вологодской области.

Повесьте на доску все ваши фотографии с водоёмами, на одну часть с реками, на другую с озёрами.

.А чем же отличаются реки от озёр?

Послушаем ваши доклады о водоёмах. Какие водоёмы есть рядом с нашим городом? Прочитайте стр 23 и 40 из книг «Родной край» рассказы о Белом озере и Шексне. Заполните в группах таблицу « Водоёмы Вологодской области» Заполни в таблице пропущенные слова:

Водоем области

Какие достопримечательности (города, памятники при-

роды, архитектуры) расположены по его берегам

Река Сухона

Г. В. Устюг, Опоки, …….

Река Шексна

Г. Череповец, …..

Кирилло-Белозерский монастырь

Онежское озеро

Софийский собор, г. Вологда

Озеро Кубенское

, Каждая группа пусть составит рассказ по таблице о водоёмах

Река только ли это русло, как вы говорили?

Работа в парах, находят водоём и поднимают руки домиком-что говорит о том, что готовы назвать и показать на карте.

Рассказ о водоёмах по фотографиям, делятся впечатлениями

Делят фотографии с водоёмами на группы

Река длинная, тёчет по руслу, которое сама же и сделала и впадает в озеро, а озеро замкнутое.

В докладах упоминают определения

Работа в группах, читают, обсуждают, заполняют таблицу, составляют рассказ по таблице желающая группа рассказывает, остальные проверяют (корректировка таблицы)

Нет, в это понятие входят все рукава, мелкие притоки,в понятие река относится -речной бассейн

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с сверстниками

Умение оформлять свои мысли в устное высказывание

Познавательные УУД: анализ, синтез, умение классифицировать по признакам

Познавательные УУД: формирование умения работать с информацией

Коммуникативные УУД: организация учебного взаимодействия в группе( распределять роли, договариваться друг с другом)

Закрепление

Самоконтроль

Опережающее домашнее задание

Создание мотива

Посмотрим ещё раз на фотографии, что ещё мы можем дополнить о этих местах?

С. 37 в рабочей тетради «День и ночь» После выполнения, учитель говорит правильные ответы

Откройте оглавление, какая тема будет? А живут ли растения под водой?

Можем ли мы наблюдать за ростом растений под водой? Или удобнее на суше? Можно ли вредить растениям на суше? А под водой?

Ваше задание подготовить рассказы о растениях Вологодской области

Выполнение задания, проверка в парах, обмен тетрадями

Растения вологодской области.

Да

-Конечно удобнее на суше, но интересно как растут растения под водой. Нельзя вредить никаким растениям.

Познавательные УУД: обобщение, анализ

Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности

Рефлексия

Продолжи фразы

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Регулятивные УУД: саморегуляция, оценка

Личностные УУД: способность к проверке на основе критерия успешности деятельности

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"

Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классно...

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этик...

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...

Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»

laquo;Реализация регионального компонента  в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......

Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников

Статья на тему "Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников"  содержит теоетический и практический материалы. Изучая специальную ...

Доклад «Реализация воспитательного компонента предметных областей».

Учебный материал дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке....