Доклад «Реализация воспитательного компонента предметных областей».
статья

Голошумова Ольга Евгеньевна

Учебный материал дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация воспитательного компонента предметных областей.

1причины

2 реформы и документы

3. роль школы и программ обучения

4.урочная и доп образование

В.В Путин сказал:

«Если мы не восстановим базовые ценности,

то никакие экономические меры

не принесут результат»

Воспитание детей в системе общего образования в России претерпевало кардинальные изменения с начала 1990-гг. в связи с разрушением СССР. Кризисный переходный период сопровождался освоением новых форм социальных и экономических отношений и в целом снижением внимания общества и государства к воспитанию в системе общего образования.

В последние десятилетия наряду с открывшимися новыми возможностями, развитие информационно-коммуникационных технологий в России нарастают негативные явления, присущие «обществу потребления» - статус дауншифтеров ,  ( обозначающий жизненную философию «жизни ради себя» , «отказа от чужих целей») .

 Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, легко поддающиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, деструктивных социальных групп. Дети, погружаясь в пространство виртуальной среды, зачастую сталкиваются с диаметрально противоположными смыслами и ценностями, где нет стыда, страха, нравственной чистоплотности, а  есть жестокость, коварство, корысть, эгоцентризм и т.п. Все это декларируются как нормальная модель жизни, утрачивают идеологическую, смысловую составляющую, не успев её приобрести…    

Реформы российской школы в конце 1990-х — начале 2000-х гг. отражали это положение России и проводились в контексте идеи «догоняющей модернизации», фактически закрепляющей положение нашей страны на периферии мирового экономического и культурного развития. 

В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с человеком, его социализацией, самосознанием, идентичностью, духовной жизнью, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной российской школой поставлена масштабная задача – стать структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Необходимость решения данной задачи приводит к тому, что в системе общего образования актуализируется значимость таких процессов, как воспитание, развитие и социализация личности, в связи с чем, впервые в истории российского образования в Федеральный государственный стандарт общего образования введен воспитательный компонент.

Основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой сформулированы современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей. В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования конкретизируется в виде «портрета выпускника» соответствующей ступени образования, представляющего перечень определенных личностных характеристик, согласованных с возрастными задачами развития обучающегося определенной ступени общего образования (табл. 1).

Портреты выпускника разных ступеней общего образования

Портрет выпускника начальной школы Из ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373 )

Портрет выпускника основной школы Из ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897

Портрет выпускника школы Из ФГОС  СПОО

– Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих об-

раза жизни.

– Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

– Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Модель воспитательной системы, реализуемой в образовательном учреждении, должна быть представлена в соответствующих воспитательных программах. Согласно требованиям ФГОС НОО к структуре ООП для начальной ступени общего образования должно быть разработано две программы, непосредственно направленные на решение задач воспитания и социализации младших школьников – это «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО» и «Программа формирования экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни», а для основной и средней (полной) общей ступеней образования – это «Программа воспитания и социализации на ступени ООО» и «Программа воспитания и социализации на ступени С(П)ОО».

В качестве нормативных и документальных оснований для проектирования Программ воспитания и социализации школьников на разных ступенях общего образования, кроме ФГОС ОО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и примерных программ воспитания и социализации, следует учитывать и другие документы, определяющие стратегию и тактику развития системы образования, например:

– «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

– «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761);

– «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утверждена Президентом РФ 03.04.2012 г.);

– «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106);

– «Методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования» (Письмо МОиН РФ от 09 июня 2012 г. № 03-470);

– «Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» (Письмо Департамента общего образования МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296).

– Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».   

Разрабатывались материалы концептуального и программного характера по российскому патриотическому, гражданскому воспитанию. Параллельно во многих регионах инициативно, «снизу» расширялась практика духовно-нравственного воспитания школьников в разных формах как направления воспитания, ориентированного на исторические и культурные ценности нашего общества, народов России, традиционных российских религий.

В «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" говорится о том, ….что развитие воспитания в системе образования предполагает:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально- экономического профилей.  

Основная образовательная программа начального общего образования содержит такие предметные области как, филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (Окружающий мир), основы духовно- нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура.  

Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке и осуществляется через все предметы. Начальная школа ориентирована на работу по УМК «Перспектива» . Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны.

  Воспитание  осуществляется в школе на всех уроках. И в этом отношении нет «главных и неглавных» предметов.

Софья Николаевна Лысенкова  в книге « Когда легко учиться» говорит: «Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается прежде всего на уроке. Урок чтения, урок грамматики, урок математики - воспитание постоянно. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответы ученика, действия учителя, действия ученика.

Учение школьника - его главный труд. Поэтому методика обучения детей - это и методика их воспитания

Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.

Разумеется, интерес к уроку зависит и от выбора учебного материала. Он должен быть интересный, живой и разнообразный, чтобы можно было поговорить, поразмышлять на самые разные волнующие детей проблемы их повседневной жизни: о дружбе и товариществе, об отношении к труду, людям, природе, событиям в жизни класса, школы, страны. И говорить об этом нужно не от случая к случаю, а на каждом уроке. Повод для такого нравственного разговора-беседы (пусть и короткой) всегда найдется.»

Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала ,урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?» И все-таки воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, - методических приемов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.  Воспитывает себя и сам ученик.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» сохраняет тесную связь лучших традиций классического школьного российского образования и современных достижений в области психологии и педагогики.

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения и воспитания результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы».

«Я в мире и мир во мне» (формирование Я-концепции

«Хочу учиться

«Я общаюсь, значит, я учусь». Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных общений.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

Авторы УМК

Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН – научный руководитель УМК «Перспектива», автор концепции.

Людмила Федоровна КЛИМАНОВА — хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.
Андрей Анатольевич ПЛЕШАКОВ — известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру.

В УМК используется единая система навигации. Видя эти обозначения, учитель, а при определенной системе работы с детьми и ученик, может понять, на развитие каких УУД направлено то или иное задание.

В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Учебно-методический комплект «Литературное чтение»

авторы: Л.Ф Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий

Основная задача УМК «Литературное чтение» – формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Обучение детей строится на коммуникативно-деятельностной основе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга- это открытие мира.». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом старших, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в Культуру? Все цели и задачи , в том числе и воспитательные мы найдем в программе предмета.  Нужные произведения в книге «Литературного чтения» , которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Литературное  чтение» в начальной школе:

:

• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра .Ценность общения Ценность природы Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.

Ценность истины Ценность семьи Ценность труда и творчества. Ценность гражданственности и патриотизма 

Содержание учебного предмета складывается из видов речевой и читательской деятельности. (Аудирования, чтения вслух, чтения про себя, работой с разными видами текста, работой с художественным произведением, работой с учебными, научно-популярными и другими текстами, умения говорить (культура речевого общения), библиографической культуры, письма (культура письменной речи).

При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1 - 4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Воспитательную функцию несет каждая книга, раздел, тема. Такие темы , за которые говорит название, дети изучают по учебнику «Литературное чтение»: «Люблю все живое», «Хорошие соседи, счастливые друзья», « Край родной, навек любимый», « Мы — друзья»,  « Мои самые близкие и дорогие»,  «Жизнь дана на добрые дела»,  « Картины родной природы»,  « О Родине, о подвигах, о славе», и.т.д.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что- то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. На примере поступков героев художественных произведений ученики младших классов усваивают понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, учатся их различать. Дети видят проявление нравственных качеств в жизни, различают добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищей.

Я использую примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть

школьникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно- они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение учеников, их интересная совместная деятельность помогает сплочению коллектива.

Я использую в своей практике такие формы организации учащихся:

-разные виды анализа текста

-творческие пересказы

-дописывание сюжета

-отзывы, рецензии

-инсценировки

-мультфильмы и т.д.

Результат: учащиеся должны получить

-навыки анализа художественного текста

-нравственные понятия

-навыки создания собственного текста

Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети

думали над прочитанным;

сопереживали героям;

оценивали их поступки;

осмысливали их проблемы;

соотносили их жизнь со своей жизнью;

старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Авторы курса литературного чтения видят цель уроков в том, “чтобы научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя. Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит не только формирование читательской самостоятельности, но и будет способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных качеств:

героизм, отвага, верность, долг, милосердие ответственность ,коллективизм, совестливость, дружба, забота и помощь в семье.

Практическая творческая направленность, интересный учебный материал, структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных, думающих над книгой юных читателей.

На уроках использую разнообразные приёмы работы. Остановлюсь на некоторых из них.

Например, для более глубокого осмысления читаемого текста, -

приёмы прогнозирования т.е. смысловой догадки,

«чтение с остановками»,

При использовании этих приёмов наблюдается высокая интеллектуальная активность, текст осмысливается глубоко и критически.

В своей работе применяю разные формы проведения уроков литературного чтения:

КВН,игра, урок – викторина,урок- отчёт и т.д.

Эти уроки позволяют детям сдружиться, проявить свой творческий потенциал, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую.

Есть и внеклассные занятия и внеурочной деятельности.

Конкурсы сочинений и рисунков.

Участие в конкурсах рукописной книги.

Конкурсы чтецов стихотворений.

Театр

Работа с родителями.

Посещение библиотеки.

 Ряд текстов для чтения посвящены воспитанию в детях доброты и справедливости, после прочтения которых дети задумываются над тем, почему люди должны быть внимательны друг к другу и окружающим,, почему надо прийти на помощь людям, когда в ней нуждаются. Много произведений в программе по чтению посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. Эти произведения вызывают у детей желание оберегать растительный и животный мир.

Вопросы к текстам для чтения направлены на выявление нравственной стороны произведения. Я стараюсь избегать постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения текста, не заставляющих думать.

Самым важным в беседе считаю выявление отношения школьников к прочитанному, предлагаю им высказать свое мнение, обосновывать свой ответ, заставляю ребят вдумываться в прочитанное, оценивать поступки персонажей художественного произведения, вспоминать и о своем личном опыте, побуждаю их отвечать на вопрос полным ответом. Ставлю перед учащимися вопрос, наблюдали ли они в жизни что- нибудь похожее на данный случай. Беседу веду так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и помогает лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Уроки чтения провожу в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Уроки сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Достучаться до детских сердец помогает эмоциональный настрой учителя. Стараюсь показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Добиваюсь, чтобы дети сами стали пропагандистами книг, рекомендую учащимся литературу для самостоятельного чтения и использую ее в беседах с детьми.

Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить, занять собственную позицию, сделать выбор принять решение.

Литература способна внешние по отношению к читателю социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце.

Учебно-методический комплект «Окружающий мир»

авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир»,( авторы учебника Плешаков А.А., Крючкова Е.А), в начальной школе:


  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; 

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. 


Воспитательную функцию несет каждая книга, раздел, тема. Такие темы , за которые говорит название, дети изучают по учебнику «Окружающий мир»: «
В поисках Всемирного наследия»,  « Мы – граждане единого Отечества», « По родным просторам», « Путешествие по реке времени». Говорят за себя темы уроков в начальной школе: «Дом как мир», « Как сохранить богатства природы»,  «Родной дом – уголок Отчизны»,  « Свой дом – свой простор»,     « На свет появился – с людьми породнился»,  « Муж и жена – одна душа»,  «Святость отцовства и материнства», « Добрые дети – дому венец» и.т.д.


Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Я использую в своей практике такие формы организации учащихся: словесные методы(беседа ,рассказ), наглядные методы, практические методы(исследование, наблюдение и опыты).

 Практика работы показывает, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Использование данного метода в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. В процессе урока предлагаю детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Данная деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования. В процессе этой работы дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, делать схемы, задавать вопросы, отбирать нужный материал, работать с дополнительной литературой, видеть проблему и решать её, выявляя причину и следствие.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, я создаю в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

 Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе

Большой интерес в процессе обучения для детей представляют игры. Это и игры-исследования, ролевые игры, игры – путешествия. В своей работе с младшими школьниками использую метод проектов. Он позволяет повысить познавательный интерес к предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое действие.

Учебно-методический комплект «Русский язык»

авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева (1 класс),

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина (2-4 класс)

В УМК «Перспектива» система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую с ним коммуникативно-речевую, познавательную и духовно-нравственную направленность. Особенность курса — целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Авторы учебника «Русский язык» Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.  Издательство «Просвещение»

На уроках русского языка в качестве развития учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: «Что значит воспитанный человек?», « Я и мои товарищи», « Если был бы я волшебником». В целях нравственного воспитания использую короткие изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Детям предлагаются 1-2 варианта решения задачи и учащиеся должны выбрать наиболее рациональный.

Учебно-методический комплект «Технология»

авторы: Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова

Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы на компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

Уроки труда также таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща. Творческое отношение к труду. Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило, эти изделия должны иметь определенную практическую ценность. Приносить пользу самим школьникам или другим людям. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться, и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.

Учебно-методический комплект «Математика»

авторы: Петерсон Л. Г.

 Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике.

 Реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем и в жизни.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся. С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:

  • задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность;

  • задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей;
  • задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции;
  • задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;
  • задачи о связи с жизнью, участии в общественных мероприятиях.

В современных условиях процесс воспитания, как говорилось выше, направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. На мой взгляд, такие условия созданы на занятиях внеурочной деятельностью. Возьмём, к примеру, модуль «Милосердие». Одной из центральных категорий этого модуля является «нравственная ценность». Она включает в себя такие качества личности, как милосердие, доброта, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя начальных классов Новолядинской средней школы Зубовой Галины Дмитриевны. (Победители в номинациях II этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2013 г.Номинация: Лучший издательский проект)

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

Цели и задачи

Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи:

• Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.

• Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

• Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.

• Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

• Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.

• Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.

• Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

• Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.

Описание ценностных ориентиров, содержания учебного предмета

Ценность жизни, природы, человека , добра, ,истины , семьи ,труда и творчества, социальной солидарности, гражданственности ,патриотизма ,человечества.

Темы занятий: «Родители и дети», «Род», « Забота о старших», «Братья и сестры», «Друзья», «Рождество Христово», « Светлая Пасха», « Милосердие к слабым, больным», «Бережное отношение к растениям», «Счастлив человек, который и животных милует».

Требования к результатам

Личностные результаты будут сформированы у обучающихся:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков

милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение»

образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать,

осваивать, усваивать добро. Для чего человеку нужно ведать добро? Для того,

чтобы стремиться к добрым поступкам и уклоняться от зла.

Сразу и в полном объёме решить эту задачу невозможно. С чего же

начинать? Начинать следует с воспитания у школьников добросовестности,

благожелательности и, прежде всего, благодарности. В учебном пособии представлены следующие жанры художественной

литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.

Рассказы и стихи отечественных поэтов и писателей помогают научить детей

быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к

сопереживанию, милосердию, состраданию в соответствии с христианскими

заповедями.

Велика роль пословиц в нравственном воспитании. Роль сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок,

насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и

возвышает душу слушающих. Важным опорным материалом духовно-нравственного воспитания являются

притчи. Притча – это не просто поучительный рассказ, в ней мудрость веков. В содержании курса представлены жития и деяния особо почитаемых на

Руси православных святых людей. В программе «Уроков милосердия» предусмотрено знакомство с главными

православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова -

Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов. «Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в

себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и

музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые

разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное

творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и

вытекает из хода занятия, применяется проектная деятельность и коллективное

творческое дело. Уроки милосердия предполагают постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работв виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей,

праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в

благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам,

ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Например : 1 класс

Блок 1. Милосердие в семье

Содержательная часть учебного материала. Милосердие в семье.

Как рождается семья? Что созидает семью? – любовь, терпение, уважение,

взаимопомощь, нежность. Семья – это остров любви, послушания, доверия.

Семья – это наша защита, крепость и сила. Что разрушает семью? – Ссора,

непослушание, неправильные поступки, обиды, лень. Семья – это остров

братской любви. Класс – школьная семья. дружба. Лучше ссоры избежать,

чем её прекращать. Как погасить вспыхнувшую ссору.

Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Признание»,

«Посидим в тишине», Е. Благинина, «Колыбельная песенка», «Дружно»,

«Бабушка», А. Майков, «Зимний вечер», А.И. Плещеев, «Сиротка» К.

Лукашевич, «Снеговик», «Тряпичная кукла», «Мы – разные», Е. Екимова,

«Голос ангела», М. Пожаров, «Урок», Е. Санин, «Лучше папы друга нет», М.

Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, «Вовка – добрая душа» А. Барто;

рассказов: «Дед и внук», «Брат и сестра», К.Д. Ушинского, «Горе», «Ёлка»,

«Нельзя перебивать», «Плохо быть жадной», «Подарок для мамы», «Не

нужно ссориться» В. Музыкина, «Дед, баба и Алеша», Ю.Коваль, «Мальчик и

бабушка», монах Симеон, «Ёлка», «Сила – не право», К. Лукашевич»,

«Серьёзные размышления», Б. Ганаго.

Зрительный ряд. П. В. Покидышев – «Уютная Колыбель», Ю. П. Кугач

– «У колыбели», К. П. Брюллов – «Семья итальянца», К.Е. Маковский

«Дети, бегущие от грозы», А.Г. Венецианов – «Жнецы».

Музыкальный ряд. Записи колыбельных песен. «Русская народная

песня» в обр. Н. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька по борочку».

«Русская народная песня» в записи П.И. Чайковского, П.И. Чайковский

«Детский альбом», «Камаринская», «Утёнушка луговая», в обр. И.Берковича

«Русская песня», С. С. Прокофьев «Детская музыка», «Сказка».

Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме,

дедушке, бабушке. Рисование портрета мамы, ёлочных игрушек, которые

подарят близким. Раскрашивание пасхальных яиц. Посещение старых

одиноких людей вместе с родителями. Проигрывание и анализ ситуаций.

Раскрашивание рисунков. «Семья у колыбели», «Помощь брата»,

«Корзинки с ягодами», «Семья деревьев», «Кукла», «Девочка с лукошком»,

«Гуси-лебеди», «Яблонька», «Дети в саду», «Мама отдыхает», «Морозко»,

«Аленький цветочек», «Конфеты», «Букет», «Девочка делает подарок»,

«Папа и дети», «Мальчик и щенок», «Кай и Герда», «Детские летние игры»,

«Игрушки», «Дети на горке», «Мальчик на лыжах».

Проекты. «Солнышко для мамы», «Коробочка для друга»,

«Рождественское чудо», «Пасхальная радость».

Воспитание  происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

«Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания. Сегодня психолого-педагогическая наука отмечает: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. В воспитании через общение я выделяю главное: урок. Я убеждена, что воспитание в школе надо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности и нравственности».

http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1844

https://studwood.ru/1067039/pedagogika/formirovanie_duhovno-nravstvennyh_tsennostey_podrostkov_i_molodezhi_v_sisteme_vospitaniya_i_obrazovaniya

https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-6/vospitatelnyj-komponent-fgos-oo

https://multiurok.ru/files/dokladna-tiemu-sovriemiennyie-modieli-vospitatiel-.html

https://infourok.ru/osobennosti_uchebno-metodicheskogo_kompleksa__perspektiva-375481.htm

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st003.shtml

https://multiurok.ru/blog/vospitatiel-nyie-vozmozhnosti-uroka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

В последнее время можно часто услышать о необходимости роста социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетности задач духовно-нравственного развития личности, усилении вос...

Панорама работы классного руководителя в рамках реализации воспитательной компоненты, формирование чувства патриотизма младших школьников

Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.Одним из характер...

" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство....

Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающий компонент в преподавании предметной области «технология»»

Коррекционно-развивающий потенциал профильного трудового обучения трудно переоценить, поскольку оно является действенным средством при коррекции нарушений:- развивается мотивационно-ценностная с...

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...

Доклад "Реализация воспитательного потенциала на уроках в начальной школе"

 Процесс воспитания в начальной школе осуществляется на всех учебных предметах.  Воспитывающий аспект урока должен быть направлен на формирование правильного отношения к общечеловечес...