" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Калмычёк Оксана Сергеевна

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1

Какова структура инновационных процессов, реализуемых или планируемых Вами в Вашей предметной (профессиональной) области? Какие этапы инновационного образовательного (воспитательного) процесса Вы реализуете в своей профессиональной деятельности?

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы.         

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально- пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Опыт работы в школе у меня не большой, всего лишь год, но я уже стараюсь в своей профессиональной деятельности  использовать следующие этапы инновационного образовательного процесса:

1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного

предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной

новации).

2. Проектирование (эскизное, затем детальное).

5. Создание и апробация опытной модели новшества.

6. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).

Использовать знания по формированию этапов инновационного процесса

можно при формировании научно-исследовательских процедур, развития

нового проблемного видения. Процесс научного исследования при получении

новых знаний получил название «процессуально-ориентированного» подхода к

обучению. Из приема обучения исследование становится его содержанием.

Модели систематического исследования разработали зарубежные ученые Бейер,

Джайс, Нельсон, Фентон, Зухман, Массиалас и др.

Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них общих

исследовательских процедур:

- выявление проблемы;

- формулирование (постановка проблемы);

- пояснение неясных вопросов;

- формулирование гипотезы;

- планирование и разработка учебных действий;

- сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);

- анализ и синтез собранных данных;

- сопоставление;

- подготовка и написание сообщения;

- выступление с сообщением;

- переосмысление после ответов на вопросы;

- проверка гипотез;

- построение обобщений;

Я считаю, что необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Очень важно самим участвовать в поиске, оценивании и выбирать новые идеи для освоения. Иначе  работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Задание 2

Применяете ли Вы технологический подход в Вашей профессиональной деятельности? Если да, то поясните, в чем он состоит. Если нет, то идентифицируете ли Вы предпосылки для его реализации? Какие?

Я думаю, что в своей педагогической деятельности на технологический подход опирается каждый преподаватель, так как именно последовательная технологическая цепочка учебных действий позволяет:

- достичь высокого качества обучения учеников на основе прогнозируемых результатов в условиях имеющихся, порой очень ограниченных, материальных ресурсов,

- выбрать оптимальные методы и приёмы обучения, соответствующие уровню знаний, умений и слабой мотивации обучающихся,

- управлять учебно-воспитательным процессом для гармоничного развития личности учащихся школы, а также оперативного решения некоторых социальных проблем.

Признаком, определяющим эффективность педагогической технологии, является её действенность, при этом каждый метод, методика и технология должны обладать системностью. Несмотря на довольно чёткие процедуры учебных занятий и строгую структурированность сценариев воспитательных мероприятий, технологический подход в образовании имеет творческий характер. Технологии обучения отличаются по конструктивной деятельности педагога, видам образования (светское, религиозное и профессиональное). В зависимости от путей решения педагогических задач технологии подразделяются:

- по формам (индивидуальные, групповые, внеурочные),

- используемым средствам (ИКТ, телекоммуникационные),

- направленности (развивающие, воспитательные).

Но все перечисленные педагогические технологии работают на повышение качества обучения. Селезнева Н.А., СубеттоА.И. характеризуют качество как «сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств образования, уровень компетентности выпускников».

По мнению многих авторов, педагогической технологией можно считать алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения. Какие технологии в своей ежедневной работе я чаще всего применяю? Игровые, компьютерные, проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления.

Для достижения разных целей подходит целый спектр образовательных технологий, хотя объединяют их общие критерии технологичности: научность, концептуальность, системность, структурированности, управляемость, эффективность и развивающий характер.

Выбор технологии исходит от конкретной педагогической задачи, которую нужно решить. По мнению Кузьминой Н.В., проблема возникает тогда, когда нужно перевести учеников из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать умения, навыки (не знал – узнал, не умел – научился, не понимал – понял) или же переделать одну систему знаний, умений, навыков в другую. 

Идентификация педагогических технологий проводится по разным принципам систематизации, например: отношение к факторам развития, изложение особенностей применения концепции, принадлежность к содержательной области, указание преобладающих видов образовательной деятельности, тип управления педагогическим процессом, воспитательная ориентация, преобладающие методы и средства обучения. Повышая учебную мотивацию обучающихся, технологический подход позволяет сделать занятия более результативными, обеспечивает креативность процесса обучения, способствует всестороннему эстетическому и нравственному развитию обучающегося.

Таким образом, я применяю универсальные методы, когда начиная с постановки проблемы, учащиеся  формируют цель, конкретизируют эту цель в задачах, находят решение, осуществляют самоконтроль и самооценку после коллективного обсуждения выводов. Для активизации мышления и познавательной потребности учащихся часто включаю в технологическую карту урока проблемные вопросы для совместного фронтального обсуждения.

Задание 3

Какие методы выбора, прогнозирования, поиска идей педагогических инноваций Вы считаете наиболее эффективными в Вашей предметной (профессиональной) области? Ответ обоснуйте.

По данным К. Ангеловски, основными мотивами 41 % учителей, применяющих новшества, являются «стремление стимулировать учеников к большей активности в учебно – воспитательном процессе». Я думаю, что я отношусь именно к этой категории педагогов.

Основными методами выбора инновационной политики, которые я чаще всего использую в своей педагогической практике, являются метод поиска идей инновации, написание сценариев и игры.

Сценарий внеклассного мероприятия представляет последовательность отдельных эпизодов, направленных на достижение разных учебно-воспитательных целей.

Достоинства сценария:

- это способ ослабления традиционного мышления;

- вынуждает заниматься инновацией;

- требует продумать детали и процессы;

- прием изучения будущей ситуации.

Формой проведения может быть игра.

Метод игр – это особый вид моделирования процессов. Каждый участник

имитирует свою роль, заданную или совершенно импровизированную.

Метод игр помогает моделировать процессы, которые бы способствовали развитию коммуникативных навыков в ситуациях, когда участник вынужден быть активным для командной победы, должен хорошо выполнять свою функцию.

Методы поиска идей инновации. Идея инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения замысла. В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление идеи), план идеи, реализация плана.

Наиболее распространенным и известным является мозговая атака,

состоящая в публичном представлении каждым своих идей, которые тут же

развиваются и дополняются другими.

Метод мозговой атаки применяется обычно при нехватке новых идей. Он

основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав

его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном

случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания.

Количество идей здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, на первый взгляд, даже самых бессмысленных, ибо в каждом из них может содержаться рациональное зерно.

Технология проекта рассматривается в учебном процессе как система обучения, позволяющая учащимся развивать компетенции планирования, организации, постепенного усложнения практических заданий, исследовательские, коммуникативные, работы в группе и др.

Технология предполагает обязательное решение проблемы с получением

результата и презентацию этих результатов.

Этапы разработки учебного проекта и их содержание.

1. Исходный: разработка задания (проблемная ситуация,

решение практических ситуаций, творческая работа, портфолио и т. д.)

1.1. Определение проблемы, выявление противоречий, обоснование

актуальности, формулирование темы проекта.

1.2. Цели и задачи проекта: образовательные, развивающие,

личностные, профессиональные.

1.3. Гипотеза достижения результата (педагог может выдвинуть сам,

можно провести мозговой штурм).

2. Разработка проекта, планирование работы.

2.1. Определение сроков выполнения части и целого проекта,

отчетности.

2.2. Обсуждение критериев оценки и качества проекта (полнота,

достижение цели, качество оформления, самостоятельность суждений,

значимость результата), способы оценивания.

2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта (Коллективное

обсуждение методов, изучение источников, педагог предлагает возможные

варианты).

2.4. Выбор способов работы над проектом: групповой, индивидуальный

и т. д. Распределение ролей: ведущий, координаторы, исполнители, эксперты.

2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентация

(Выступление перед аудиторией, защита, доклад на конференции, публикация,

выставка, неделя проекта и т. д.)

3. Реализация проекта.

3.1. Сбор, анализ, обобщение информации из различных источников.

3.2. Проведение исследования (Программа исследования

разрабатывается под руководством педагога).

3.3. Подготовка иллюстративного материала (рисунки, коллажи,

плакаты, схемы, видео, презентации, фотографии и т. д.)

3.4. Оформление презентации.

3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.

4. Завершение проекта и его оценка.

4.1. Общественная оценка.

4.2. Экспертная оценка.

4.3. Рефлексия.

Проектное обучение направлено на разрешение противоречий между

абстрактным характером обучения и реальной практической деятельностью.

Задание 4

Какие современные подходы к организации педагогического процесса, изложенные в разделе 7 курса, Вы планируете внедрить (или уже внедрили) в Вашу профессиональную деятельность?

Главной особенностью организации современного образовательного процесса для реализации ФГОС считаю широкое применение активных методов обучения, которые направлены на повышение самостоятельности, мотивации учащихся, развитие коллективного творчества и стимулирование обучающихся, даже независимо от их желания. Основными признаками познавательной активности учащихся являются естественное стремление к самообразованию и достижению учебного результата, положительное отношение к учёбе.

В течение всего занятия стараюсь поддерживать желание учиться за счёт создания ситуации успеха, поощрения нестандартных решений учащихся возникшей проблемы, использованием различных приемов обучения.

Для повышения уровня образованности учащихся использую универсальные методы:

1) постановка проблемы;

2) формирование цели;

3) конкретизация цели в задачах;

4) самоконтроль;

5) самооценка.

Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая менее сильных, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.

Работая над повышением образованности учащихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.

На ступени начального образования учащиеся должны:

- осваивать новую социальную роль ученика;

-овладевать учебно-познавательной деятельностью;

-вступать в новые социальные отношения со сверстниками по

классу, с учителями, с окружающей школьной средой.

Я использую следующие формы работы, повышающие уровень активности обучения:

- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая

игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный

урок и др.);

- Использование игровых форм;

- Диалогическое взаимодействие;

- Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные,

индивидуальные, фронтальные и др.);

- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый,

творческий и др.);

- Использование дидактических средств (тесты, терминологические

кроссворды и др.);

- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа

“Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и

т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

На разных этапах занятия учащиеся сталкиваются с необходимостью планировать и корректировать свои действия в соответствии с собственными возможностями, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

           Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Конечно, эти образовательные результаты трудно прогнозировать, можно только создавать условия для возникновения положительного эффекта обучения, повышения мотивации и предотвращения переутомления учащихся. Внедрение активных форм и методов обучения существенно затрагивает структуру образованности, которая представлена круг значимых проблем учеников, образовательным пространством, деятельным и когнитивным компонентами, включающими междисциплинарные и предметные знания.

Задание 5

Какие основные принципы, установленные ФГОС, Вы соблюдаете при формировании и/или реализации педагогических технологии в Вашей предметной области? На удовлетворение каких требований Стандарта направлены реализуемые Вами педагогические технологии?

В ФГОС по разным Основным профессиональным образовательным программам специальностей, реализуемые в нашей школе, указаны различные требования к результатам. Например, учитель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством.

7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

8. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Наши педагогические усилия, используемые технологии и методы обучения направлены на то, чтобы после освоения учебной дисциплины «Искусство» обеспечивалось достижение учащимися следующих результатов:

1.личностных: 

  -восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и        

характера;

  - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке,

чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

  - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам

музыкально-практической деятельности;

 - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для

детского восприятия музыкальными произведениями;

 - уважение к чувствам и  настроениям другого человека, представление о дружбе,

доброжелательном отношении к людям.

  - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции

слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

  - первоначальной ориентации на оценку  результатов собственной музыкально-

исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

2. метапредметных: 

-понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев

музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей

−осуществлять первоначальный контроль  своего участия в интересных для него

видах музыкальной деятельности;

− адекватно воспринимать предложения учителя.

−принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

−принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск

нужной информации (Музыкальный словарик);

− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи

(«Музыкальный домик»);

− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

− принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,

учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

        

3.предметных: 

−воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного

содержания;

−различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;

−выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;

-воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;

−отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;

 −вслушиваться в звуки родной природы;

−воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях,

импровизациях, пении простых мелодий, играх, импровизациях;

−понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и

кино.

− слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные

части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики,

настроения;

 Данные результаты указаны в примерных программах учебных дисциплин «Музыка» и «Изобразительное искусство», разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Разумное сочетание игровых, проектных, информационно–коммуникативных и других технологий позволяет нам добиться хороших результатов по овладению учащимися не только универсальных учебных действий, но и общих, а в будущем и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе О...