Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС
статья (3 класс)

Иванисова Анна Александровна

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в начальной школе:

-  Личностные

-  Регулятивные

-  Познавательные

-  Коммуникативные

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании

 в условиях реализации ФГОС   

 

 

 

             Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в начальной школе:

  Личностные

  Регулятивные

  Познавательные

  Коммуникативные

             Системно-деятельностный подход - это организация учебного и воспитательного процессов, в которых главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Реализация деятельностного подхода в практической деятельности обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

       Основная идея деятельного подхода в воспитании заключается не в самой деятельности как таковой, а в деятельности как способе становления и развития субъектности ребенка.

      Смысл воспитания с точки зрения деятельностного отношения заключается в том, что в центре внимание находится совместная деятельность детей и взрослых по выполнению совместно выработанных целей и задач. Педагог не дает готовых образцов нравственной и духовной культуры, а создаёт, вырабатывает их вместе с учащимся.

      Для того чтобы организовать воспитание и социализацию школьника, системно- деятельностный подход имеет свои особенности.

  Во-первых, это то, что воспитание как деятельность не может быть сведено к какому бы то ни было одному виду. Для этого оно должно охватывать все виды образовательной деятельности – учебной (в том числе в рамках разных учебных дисциплин), учебно-трудовой или учебно-просветительской, учебно-спортивной, культурно-досуговой и другие.

  В этом заключается вторая особенность – на ребенка оказывают сильное воспитательное и социализирующее влияние не всегда позитивно настроенные СМИ, интернет, телевидение, иные средства массовой информации, молодежные сообщества и др., а также другие источники информации, молодежные сообщества и т.д. В старшем школьном возрасте растущий человек уже включается в различные виды социальной, информационной, коммуникации, общения, взаимодействия, мы должны помочь ребенку разобраться во всем этом многообразии.

Правила деятельностного подхода:

•      Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.

•      Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.

•      Будь не «над», а «рядом».

•      Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

•      Учи анализировать каждый этап работы.

•      Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

 

Формы работы в системно – деятельностном подходе в воспитании:

•          Проектная и исследовательская деятельность

•          Деловые игры

•          Коллективные творческие дела

•          Самоуправление

     Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации системно - деятельностного подхода, обеспечивают включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

     Деловая игра способствует моделированию проблемы и дает возможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективные пути решения, обучает прогнозированию. Обучает коллективной мыслительной и практической работе. Формирует умения и навыки социального взаимодействия и общения. Воспитывает ответственное отношение к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

    Влияние коллектива на ученика многоаспектно. Поэтому важно знать уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

     Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

  Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

    Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

 

      Деятельностный метод воспитания учитывает характер и законы смены типов ведущих деятельностей в формировании личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей. Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.

      Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, системно-деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....

Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школев условиях реализации ФГОС»...