Эссе "Учить учиться"
статья ( класс) на тему

Малышева Татьяна Ивановна

Областной конкурс "Учитель года Дона -2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Учить учиться"23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс «Учитель года Дона – 2016»

Номинация «Учитель года»

Конкурсное мероприятие «Эссе»

Тема: «Учить учиться»

                                                 Выполнил: учитель начальных классов              

                               МБОУ Конзаводской СОШ

                         Зерноградского района

                                    Малышева Татьяна Ивановна

                        Стаж работы: 22 года,

                                                  высшая квалификационная категория.

2016 год

Эссе «Учить учиться»

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам, и счастливо через него человечество.

А. Дистервег

Меня судьба привела в школу. И вот уже 22 года я каждое утро спешу на работу. Я люблю приходить в школу рано утром, чтобы сосредоточиться, приготовиться к занятиям и с улыбкой встретить своих учеников. Через час школьные коридоры будут наполнены детскими голосами, а пока - тишина, которая настраивает на размышления. И всё чаще я задаю себе вопросы: «Каким же должен быть учитель? Как и чему учить детей в постоянно меняющемся современном мире?»

С одной стороны – всё просто: современный образовательный процесс регулируется множеством законов, стандартов, согласно которым каждый педагог должен быть профессионалом, знающим свой предмет, умеющим понятно и доступно преподнести его детям. Но, на мой взгляд, это второстепенно. На первый план выходит личность педагога, работающего по этим законам и стандартам. Считаю, что учитель – это личность, за которой хочется идти, которой безоговорочно веришь, которая зажигает своим оптимизмом. Таким образом, учитель должен «быть внутри стандарта» и «подняться над стандартом».

Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд. Эпоха накладывает на жизнь и характер человека свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, и учителю нужно для себя определить смысл своей работы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Все больше убеждаюсь в том, что школа – это то место, где не работают случайные люди. Дети сразу чувствуют фальшь, неискреннее отношение к себе.

Как учитель, я стараюсь создавать условия для того, чтобы ребенку было интересно самостоятельно добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. Главное в учебной деятельности маленького школьника – понимание того, что он изучает и того, для чего это ему нужно. Ведь именно с багажом, который дала ребёнку школа, ему придётся шагать по такой сложной и извилистой дороге, имя которой «Жизнь». Важно пробуждать в детях желание победить самих себя, подняться на ступеньку выше. Совместная деятельность учителя и его учеников, уважение к ученикам, взаимопонимание дают прекрасные результаты. Каждый ребенок ждет оценки своей деятельности, мечтает, чтобы учитель заметил его пусть даже небольшой шажок вперед.  Слова поощрения окрыляют учеников, вселяют в них уверенность.

Сейчас мои ученики четвероклассники.  Они все очень разные. Одни увлекаются спортом, другие – рисованием, вышиванием, вязанием, третьи  любят читать. Для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и обогатить мир его души.

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для меня как педагога? И всё больше  убеждаюсь в том, что главное - постараться сделать так, чтобы каждый из моих учеников стал, прежде всего, воспитанным, добрым, честным и отзывчивым Человеком. Чувствую на себе ответственность в развитии у моих учеников любви к Родине, уважения к людям, сохранения традиций. Стараюсь воспитывать достойных граждан нашего государства. У Андрэ Моруа есть замечательные слова: «Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам».  Это изречение стало моим педагогическим кредо. Я стремлюсь делом подтверждать это высказывание - нахожусь в постоянном творческом поиске, не останавливаюсь на достигнутом.

Для ученика, особенно начальных классов, учитель - это идеал, человек, который знает всё на свете, не имеет недостатков. Но любой учитель  - это простой человек, который может ошибаться, иногда проявлять негативные эмоции.  Как порою бывает стыдно за неумение сдержаться, за то, что повысишь голос на детей. И понимаешь, что нужно учиться подавлять в себе эти негативные эмоции, самосовершенствоваться как личность. Дети любят задавать множество вопросов, на которые порою не можешь сразу дать ответ.  Я не стыжусь признаться ученикам, что не знаю и не умею чего-то. Но позже обязательно   нахожу ответ на интересующий их вопрос. Я учу детей, а они учат меня. Как сказал древнеримский философ Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.

Хочется, чтобы мои ученики запомнили каждый свой школьный день как яркое событие, как встречу с новым, как радость познания. Поэтому я не ограничиваюсь рамками школьного урока. Со своими учениками мы много путешествуем (чаще виртуально, но при любой возможности отправляемся в реальное путешествие). За два года мы посетили Ростовский зоопарк, мемориал «Змиёвская балка», Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Атаманский дворец и Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Совместные поездки, походы учат детей общаться друг с другом в неформальной обстановке, способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность поделиться впечатлениями о поездке с друзьями, одноклассниками.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что не представляю себя без школы, без детей. Еще несколько столетий назад Иммануил Кант утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я люблю свою работу, я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня.

Завтра будет новый школьный день! Завтра я снова войду в класс и скажу: «Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть!». На меня будут с интересом смотреть девятнадцать пар внимательных и пытливых глаз, и я вновь почувствую себя счастливым человеком - ведь меня окружают дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. П...

Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"

Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...

Классный час "Учись учиться".

Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....

Учусь учиться

Модифицированная  программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...

Родительское собрание "Учимся учиться"

познакомить родителей с приёмами созданий благоприятных условий для повышения интереса учащихся к учебной дечтельности...