Доклад "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бирюкова Фарида Махмутовна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности младших школьников

в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

До введения ФГОС второго поколения все мы, учителя, работающие с детьми, не имели возможность заниматься внеучебной деятельностью в том количестве, в котором мы могли, и хотели ребята. В лучшем случае вели только 1 кружок, а вся остальная внеучебная деятельность организовывалась за счёт своего личного времени без всякой оплаты.

Совместно с родителями будущих первоклассников, администрацией школы нашли возможность изменить такую, на мой взгляд, плачевную ситуацию. Вот уже более много лет мы работаем над «полезной» организацией свободного времени детей после уроков (поэтому для меня и ребят моих классов эта система не нова). Об опыте организации и осуществления такой деятельности и хочу рассказать.

Анализируя свой опыт организации внеучебной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни.

Поэтому совместно с психологом и педагогами дополнительного образования рассмотрели целесообразность введения дополнительных образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа, занятий  с тренером лыжной секции, занятий каратэ. При этом рассматривали ожидаемые результаты внеурочной деятельности (они теперь чётко прописаны в стандарте). Таким образом, выявлялись оптимальные условия развития обучающихся данного класса с учётом их индивидуальных особенностей.

Наша система внеурочной деятельности складывалась годами, и теперь она выглядит следующим образом.

Набираю первый класс. У меня он сформирован уже к середине марта. Психолог проводит комплексное диагностическое обследование будущих первоклассников на предмет готовности к школе. С результатами знакомят не только меня, как учителя, но и родителей (на родительском собрании и индивидуально).

На основе данных психолого-педагогического обследования детей вместе с родителями решаем: чем и где будут заняты ребята после уроков, как организовать наиболее благоприятно и безопасно передвижение детей из одного учреждения в другое и т.д.

Так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно ФГОС для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно- полезная  и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Следовательно, все направления внеурочной деятельности рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на видах деятельности. Таким образом, формируется второе расписание для ребят – «Расписание внеурочных занятий», которое соответствует и ФГОС второго поколения.

Актуальность программ обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей названных программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Кроме того, одним из активных инструментов учебно-познавательной и проектной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ используются для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начинают осваивать ИКТ-средства, приобретают навыки работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций), с различными мультимедийными источниками, с некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).

Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью, изучение возможностей офисных компьютерных программ, позволяющих расширить пространство для исследований и представления результатов.

3. Спортивно-оздоровительное направление реализуется через занятия в лыжной секции и в секции по каратэ. Цель занятий физкультурой: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

4. Гражданско-патриотическое направление осуществляется в кружке «История родного края». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Направление кружка «Я – пешеход и пассажир» ориентировано на расширение кругозора и знаний, развитие у детей правили дорожного движения, формирование у них способности правильно ориентироваться на дороге. Формы организации занятий разнообразны: тематические праздники, смотры агитбригад, викторины, конкурсы и т.д.

В течение периода обучения (4 лет) это расписание кружков варьируем в зависимости от рекомендаций психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми, возможностями учреждения.

Конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой многолетний опыт работы в таком режиме, могу смело говорить о том, что перегруженности у детей не наблюдается. Этот факт подтверждён данными диагностических исследований, проведённых психологом. Данные диагностики свидетельствуют, что такая система организации внеурочной деятельности к концу дня не уменьшает, а наоборот увеличивает активность ребят. Причиной этому служит следующее.

Во-первых, между уроками в школе и дополнительными занятиями 45-60 минут. За это время мы гуляем на свежем воздухе.

Во-вторых, проводя 2-3 дополнительных занятия (их количество зависит от интенсивности и насыщенности, а так же физических нагрузок), работаем  учащимися в группах.

В-третьих, после двух дополнительных занятий проводим динамическую паузу, содержание которой зависит от вида деятельности ребят на дополнительных занятиях (например, если занятия были направлены больше на физическую нагрузку, то динамическую паузу организуем в кабинете с настольными играми; если занятия были направлены на интеллектуальную деятельность, то динамическая пауза активна – прогулки на воздухе или подвижные игры.

Таким образом, такая форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:

  • Ребята получают дополнительное развитие тех психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), участвуют в конкурсах, концертах. Для них организуются праздники, посиделки, мастер-классы и другие воспитательные мероприятия. Поэтому дети очень отличаются от своих сверстников, которые предоставлены сами себе после уроков (данные психологического исследования).
  • У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом, под присмотром классного руководителя, сыты, были на свежем воздухе.
  • Для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, индивидуально, идёт сплочение классного коллектива.
  • Присутствует наполняемость кружков, занятость руководителей творческих объединений, помощь родителей в благоустройстве территории и кабинета для занятий.
  • Для городской детской библиотеки – увеличение числа постоянных читателей.

Кроме того, интеграция учебной и внеучебной деятельности взаиморасширяет образовательные возможности уроков и дополнительных занятий вне их. Например:

  • урок - наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность;
  • заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение - обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;
  • чтение и слушание на уроке – посещение библиотеки школы – городская детская библиотека – произведения собственного сочинения;
  • знакомство с новым научным материалом – опыт – экскурсия – мини-доклад, мини-реферат;
  • урок - исследование - анализ – обсуждение – мини–конференция;
  • урок – сказка - Детская музыкальная, художественная школы – посещение театра – свой мини-спектакль.

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики  - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня: Всемирных детских творческих конкурсов, олимпиад, викторин. Обучающиеся также активные участники, победители и призеры учебно-исследовательских.

Их работы опубликованы в рамках всероссийского проекта для одарённых детей социальной сети работников образования «Алые паруса» (2015-2016 г.)

Таким образом, образовательное пространство отдельно взятого классного коллектива и школы в целом связано с социальной средой.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе и в центре дополнительного образования обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Литература

  1. Ивакина Е. А. «Информационно-коммуникативные технологии – инструментарий универсальных учебных действий и деятельностный подход в предметах начальной школы». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/187-1-0-15493
  2. Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/
  3. Молоднякова А.В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost
  4. Молоднякова А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913
  5. Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
  6. Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Доклад- презентация на тему "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеуро...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализациисовременной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественн...