Особенности оценки метапредметных результатов
статья ( класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Оценка метапредметных результатов в начальной школе – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кеваева Анна Юрьевна

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Учитель начальных классов

Особенности оценки метапредметных результатов

Начальная школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и  требования к достижению новых образовательных результатов.     Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Метапредметные результаты образовательной         деятельности – это способы деятельности,         применимые как в рамках образовательного         процесса, так и при решении проблем в         реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или         всех учебных предметов.

Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам учащихся, освоивших ООП НОО, включающим

  • освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
  • обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
  • и межпредметными понятиями.

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании  процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?  Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких УУД  учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Формы оценки:

  • индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: лист самооценки, карта наблюдений, комплексные диагностические работы

В рамках программы формирования УУД проводится  мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

                Мониторинг проводится с 1 по 4 классы. Он представляет собой  исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования, динамики класса, параллели, учащихся начальной школы.

Мониторинг оценивания  метапредметных УУД начинается с первого класса, включая:

- диагностические работы (используются «Комплексной диагностической работы»  авторов В. Богданова, Н. Разагатова, О. Ушакова.  – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2014). 

Распределение  заданий  на определение  уровня сформированности  РУУД  и ПУУД в комплексных  диагностических работах на межпредметной основе представлена в виде таблицы по классам:

Класс

Количество  заданий уровня сформированности РУУД

Количество заданий уровня сформированности ПУУД

Входная диагностическая работа

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая диагностическая работа

Входная диагностическая работа

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая диагностическая работа

1

3

15

12

17

2

3

4

3

17

10

19

3

3

3

3

13

15

16

4

5

9

10

16

13

15

Уровень сформированности РУУД   расчитывается по сумме баллов  за выполнение определённых заданий

1.Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

-умение грамотно списать предложение, проверить, исправить допущенные ошибки

-умение разделить слова на слоги для переноса и поставить ударение в словах

-умение производить звуко-буквенный анализ слова

2.способность принимать и сохранять цели, планировать свои действия

-умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, ориентироваться в тексте в поисках нужной информации

-умение находить в предложении главные члены, ориентироваться в тексте в поисках нужной информации

3. Определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

-умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные

-умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их (литер чтение)

-умение правильно объяснить значение слова и грамотно записать его значение

- умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию (русский язык)

-умение находить в перечне слов или тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовывать их в начальную форму

-умение находить в тексте имена собственные, определять падеж имени существительного

-умение находить информацию в тексте, переводить единицы измерения (математика)

-умение решать задачи на пропорциональную зависимость (математика)

- умение выстраивать последовательность действий (окружающий мир)

-умение записать математическое выражение со скобками, находить значение выражения(математика)

-умение определять закономерности при нахождении разности чисел (математика)

Например:

1.Задание: Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Парный по звонкости/ глухости согласный в конце/ середине слова

  • выписал 4 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 6 баллов
  • выписал  3 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 5 баллов
  • выписал 2 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 4 балла
  • выписал 1 слово, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 3 балла
  • выписал 4 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 4 балла
  • выписал 3 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 3 балла
  • выписал 1-2 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 0 баллов

2.Задание: Отметь         строку, в которой записаны слова, в которых все согласные мягкие.

       Соболь, зверёк, блестящий

       Росомаха, пожар, корм

       Семь, день, хищники

       Черёмуха, рябина, голубика

  • выделено правильно – 1 балл,
  • задание не выполнено – 0 баллов

3.Задание: Изучи таблицу и заполни её

Название

Масса съеденной пищи ( в граммах)

За сутки

4 суток

7 суток

Соболь

1000г

Белка

3200г

Куница

6300г

  • выполнено правильно (за каждую строку) – 3 балла,
  • за две правильные строки – 2 балла,
  • за одну правильную строку – 1 балл,
  • задание не выполнено – 0 баллов

Уровень сформированности  ПУУД  расчитывается по сумме баллов  за выполнение определённых заданий:

1.Осознанное и произвольное построение высказывания в письменной форме

-умение продолжить предложение, используя информацию из текста

-умение сформулировать правила поведения человека в природе (окр мир)

- умение правильно строить речевое высказывание в письменной форме (окружающий мир)

-умение обобщать полученную информацию для высказывания своей точки зрения (окр мир)

-умение письменно составлять небольшого монологического высказывания по заданному вопросу

2.Знаково- символическое моделирование

-умение составить задачу на сравнение по схеме и решить её

-умение записывать   цифрами многозначные числа

-умение соотносить текст задачи с её схемой, представлять одну и ту же информацию разными способами

-умение работать с диаграммой

-умение пользоваться календарём для решения учебно- практической задачи

-умение различать запрещающие знаки дорожного движения, используя знания и собственный опыт

-умение соотносить описание объекта с его изображением, используя полученные знания

-умение моделировать объекты

3.Анализ и синтез

-умение разбирать слово по составу

-умение находить однокоренные слова

-умение озаглавить смысловые части текста

-умение сформулировать вопрос к задаче, оформлять условие в виде схемы

-умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, переводить единицы измерения

-умение найти площадь фигуры, зная его свойства и периметр

-умение находить верные утверждения

4.Структурирование информации

-умение дифференцировать части речи

-умение читать, заполнять несложные готовые таблицы

-умение дополнить схему своими примерами, опираясь на полученные знания

-умение соотносить условие задачи с выбором действия, которым эта задача решается

-умение ориентироваться на местности по компасу

-умение различать места обитания животных, опираясь на знания и собственный опыт

-умение ориентироваться в избыточной информации для выбора правильного ответа

Например:

1.Задание: Внимательно посмотри на схему. Дорисуй планету Земля.

 

Юпитер

Солнце

Нептун

Земля

  • смоделировано верно – 3 балла,
  • неверно – 0 баллов

2.Задание: С планеты Земля стартовало два космических корабля по 15 человек в каждом и три ракеты по 4 человека в каждой. На сколько больше человек находилось в космических кораблях, чем в ракетах?

Выбери правильное решение и запиши его номер в окошке. Произведи вычисления и запиши правильный ответ.

  1. 15 * 2 + 4 * 3=      (чел)
  1. 15 * 2 - 4 * 3=      (чел)
  1. 15 * 2 + 4 =      (чел)
  1. 15 * 2 - 4=      (чел)

Верное решение- №                Ответ:___________________

  • Найдено верное математическое выражение по условию  задачи, вычисления верные, записан ответ – 3 балла
  • Найдено верное математическое выражение по условию  задачи, ошибка в вычислениях, записан ответ – 2 балла
  • Найдено верное математическое выражение по условию  задачи, ошибка в вычислениях,  не записан ответ – 1 балл

3.Задание:Заполни таблицу данных о детёнышах соболя

Сколько детёнышей рождается?

Какими рождаются?

Чем питаются?

Когда становятся самостоятельными?

  • Балл выставляется за каждую правильную строку – всего 4 балла

4.Задание:Подчеркни названия явлений природы, характерных для осени в средней полосе России

   Ледоход, таяние снега, листопад, прилёт птиц, уменьшение продолжительности дня, похолодание.

  • Верно названы все явления – 3 балла
  • Балл выставляется по количеству правильных ответов

5.Задание:Муравей может пробежать за 1 минуту 6 дециметров. Сколько сантиметров он пробежит за 2 секунды? Запиши решение и ответ.

  • Решил задачу правильно – 2 балла
  • Решил неверно – 0 баллов

6.Задание:Выбери схему к задаче, обведи букву правильного ответа.

С турбазы вышли одновременно, и пошли в противоположных направлениях два туриста. Первый турист каждый час проходил 4 км, а второй- 5 км. Какое расстояние будет между туристами через 3 часа?

               

  • Выбрал правильно – 1 балл
  • Неправильно – 0 баллов

    Уровень сформированности РУУД   расчитывается по сумме баллов  за выполнение определённых заданий базового и повышенного уровня, указанных в кодификаторе тем.

Полученные данные заносятся в таблицу, сделать вывод об уровне сформированности предметных умений и УУД обучающегося (перевести баллы в уровни)    

      Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения

     Оценка метапредметных результатов в начальной школе – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности оценки метапредметных результатов Подготовила: Кеваева Анна Юрьевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово , м.р . Сызранский , Самарской области 2016

Слайд 2

Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам учащихся, освоивших ООП НОО, включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями . Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких УУД учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Слайд 3

Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки). Формы оценки : индивидуальные, групповые, фронтальные; устный и письменный опрос. Инструментарий контроля : комплексные диагностические работы

Слайд 4

В рамках программы формирования УУД проводится мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов. Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Мониторинг оценивания метапредметных УУД начинается с первого класса, включая диагностические работы (используются «Комплексной диагностической работы» авторов В. Богданова, Н. Разагатова , О. Ушакова. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой,2014)

Слайд 6

Распределение заданий на определение уровня сформированности РУУД и ПУУД в комплексных работах на межпредметной основе представлена в виде таблицы по классам: Класс Количество заданий уровня сформированности РУУД Количество заданий уровня сформированности ПУУД Входная диагностическая работа Промежуточная диагностическая работа Итоговая диагностическая работа Входная диагностическая работа Промежуточная диагностическая работа Итоговая диагностическая работа 1 3 15 12 17 2 3 4 3 17 10 19 3 3 3 3 13 15 16 4 5 9 10 16 13 15

Слайд 7

Уровень сформированности РУУД расчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий: 1.Принятие учебной задачи, контроль, коррекция -умение грамотно списать предложение, проверить, исправить допущенные ошибки -умение разделить слова на слоги для переноса и поставить ударение в словах -умение производить звуко -буквенный анализ слова 2.способность принимать и сохранять цели, планировать свои действия -умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, ориентироваться в тексте в поисках нужной информации -умение находить в предложении главные члены, ориентироваться в тексте в поисках нужной информации 3. Определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий -умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные -умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их (литер чтение) -умение правильно объяснить значение слова и грамотно записать его значение - умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию (русский язык) -умение находить в перечне слов или тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовывать их в начальную форму -умение находить в тексте имена собственные, определять падеж имени существительного -умение находить информацию в тексте, переводить единицы измерения (математика) -умение решать задачи на пропорциональную зависимость (математика) - умение выстраивать последовательность действий (окружающий мир) -умение записать математическое выражение со скобками, находить значение выражения(математика) -умение определять закономерности при нахождении разности чисел (математика)

Слайд 8

1.Задание: Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши . * выписал 4 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 6 баллов * выписал 3 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 5 баллов * выписал 2 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 4 балла * выписал 1 слово, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, подобрал свои примеры – 3 балла * выписал 4 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 4 балла * выписал 3 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 3 балла * выписал 1-2 слова, определил орфограммы, подобрал проверочные слова, не подобрал свои примеры – 0 баллов Проверяемые безударные гласные в корне слова Парный по звонкости/ глухости согласный в конце/ середине слова

Слайд 9

2.Задание : Отметь строку, в которой записаны слова, в которых все согласные мягкие. Соболь, зверёк, блестящий Росомаха, пожар, корм Семь, день, хищники Черёмуха, рябина, голубика * выделено правильно – 1 балл, * задание не выполнено – 0 баллов

Слайд 10

3.Задание: Изучи таблицу и заполни её * выполнено правильно (за каждую строку) – 3 балла, * за две правильные строки – 2 балла, * за одну правильную строку – 1 балл, * задание не выполнено – 0 баллов Название Масса съеденной пищи ( в граммах) За сутки 4 суток 7 суток Соболь 1000г Белка 3200г Куница 6300г

Слайд 11

Уровень сформированности ПУУД расчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий: 1.Осознанное и произвольное построение высказывания в письменной форме - умение правильно строить речевое высказывание в письменной форме (окружающий мир) -умение обобщать полученную информацию для высказывания своей точки зрения ( окр мир) -умение письменно составлять небольшого монологического высказывания по заданному вопросу 2.Знаково- символическое моделирование -умение соотносить текст задачи с её схемой, представлять одну и ту же информацию разными способами -умение работать с диаграммой -умение пользоваться календарём для решения учебно- практической задачи 3.Анализ и синтез -умение озаглавить смысловые части текста -умение сформулировать вопрос к задаче, оформлять условие в виде схемы -умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, переводить единицы измерения 4.Структурирование информации -умение читать, заполнять несложные готовые таблицы -умение дополнить схему своими примерами, опираясь на полученные знания -умение соотносить условие задачи с выбором действия, которым эта задача решается -умение ориентироваться на местности по компасу -умение различать места обитания животных, опираясь на знания и собственный опыт

Слайд 12

1.Задание: Внимательно посмотри на схему. Дорисуй планету Земля . * смоделировано верно – 3 балла, * неверно – 0 баллов Юпитер Солнце Нептун Земля

Слайд 13

2 . Задание : С планеты Земля стартовало два космических корабля по 15 человек в каждом и три ракеты по 4 человека в каждой. На сколько больше человек находилось в космических кораблях, чем в ракетах? Выбери правильное решение и запиши его номер в окошке. Произведи вычисления и запиши правильный ответ. * Найдено верное математическое выражение по условию задачи, вычисления верные, записан ответ – 3 балла * Найдено верное математическое выражение по условию задачи, ошибка в вычислениях, записан ответ – 2 балла * Найдено верное математическое выражение по условию задачи, ошибка в вычислениях, не записан ответ – 1 балл 15 * 2 + 4 * 3= (чел) 15 * 2 - 4 * 3= (чел) 2. 15 * 2 + 4 = (чел) 4. 15 * 2 - 4= (чел) Верное решение- № Ответ:___________________

Слайд 14

3.Задание:Заполни таблицу данных о детёнышах соболя * Балл выставляется за каждую правильную строку – всего 4 балла Сколько детёнышей рождается? Какими рождаются? Чем питаются? Когда становятся самостоятельными?

Слайд 15

4.Задание : Подчеркни названия явлений природы, характерных для осени в средней полосе России Ледоход , таяние снега, листопад, прилёт птиц, уменьшение продолжительности дня, похолодание . * Верно названы все явления – 3 балла * Балл выставляется по количеству правильных ответов

Слайд 16

5.Задание : Муравей может пробежать за 1 минуту 6 дециметров. Сколько сантиметров он пробежит за 2 секунды? Запиши решение и ответ. * Решил задачу правильно – 2 балла * Решил неверно – 0 баллов

Слайд 17

6 .Задание:Выбери схему к задаче, обведи букву правильного ответа. С турбазы вышли одновременно, и пошли в противоположных направлениях два туриста. Первый турист каждый час проходил 4 км, а второй- 5 км. Какое расстояние будет между туристами через 3 часа? * Выбрал правильно – 1 балл * Неправильно – 0 баллов

Слайд 18

Уровень сформированности РУУД расчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий базового и повышенного уровня, указанных в кодификаторе тем. Полученные данные заносятся в таблицу. Сделать вывод об уровне сформированности предметных умений и УУД обучающегося (перевести баллы в уровни) Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения Оценка метапредметных результатов в начальной школе – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов

Листы наблюдений( познавательные   УУД, регулятивные  УУД, коммуникативные УУД)...

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

Оценка метапредметных результатов

Материал разработан для мониторинга метапредметных результатов. Карта оценки личностных оснований социальной успешности школьников...

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.  Разработка системы оценки планиру...

Оценка метапредметных результатов

Формирование метапредметных результатов, а   именно универсальных учебных действий   (УУД) – качественно новая задача,   поставленная перед школой.  Метапредметные результаты образ...

"Особенности оценки метапредметных результатов"

В помошь руководителю методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на педсовете по теме:«Особенности оценки метапредметных результатов в 1-4 классах»

Оценка метапредметных результатов в начальной школе предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся....