Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе
статья на тему

Доклад "Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Системно - деятельностный подход

на уроках в начальной школе

 

Системно - деятельностный подход  на уроках в начальной школе

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Мы уже отмечали тот факт, что одним из принципов системно-дидактического подхода является принцип непрерывности. Основываясь на нем, мы отметим, что первая ступень деятельностного обучения - 1 класс.  Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах).  Конечно же они еще не погружены  полностью в эту систему, они лишь начинают свое путешествие по ее безграничным возможностям. А основной способ приобретения опыта творческой и учебной  деятельности учащихся, это активное погружение в образовательную среду. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода  

«Школа 2100…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Я работаю именно в 1 классе, по образовательной системе «Школа 2100». Эта система предлагает широкий спектр возможностей для реализации системно-деятельностного подхода. Сегодня я хочу показать Вам лишь фрагмент урока, разработанного по принципам системно-деятельностного подхода.

 )Тема урока: Число восемь, цифра 8

Цель урока: познакомить учащихся с  числом и цифрой 8.

Задачи:

1.Формировать представление о числе 8 и умение обозначать число на письме с помощью цифры 8.

2. Познакомить учащихся с составом числа 8.

3. Формировать умение изображать число 8 на числовом отрезке.

4. Тренировать способность к составлению выражений по рисункам.

5. Закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями.

6. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

7. Развивать речь учащихся.

8. Воспитывать аккуратность.

Формы работы:

- фронтальная, коллективная, самостоятельная, дифференцированная

Методы: наглядный, словесные (диалог, беседа), методы письменного и устного контроля и самоконтроля (практическая работа, самостоятельная работа)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма: Классно – урочная.

Технологии: технология системно - деятельностного обучения, развивающая, личностно – ориентированная, здоровье – сберегающая.

Этапы урока  

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фрагмент урока

1. Мотивирование к учебной деятельности

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что здесь вы видите? (Цифры) Ребята, скажите, а зачем нам цифры? Нужно ли нам знать их? Уметь работать с ними в нашей обычной жизни? Где мы можем увидеть цифры в  жизни? Давайте сделаем вывод, нужно ли нам с вами учить математику?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Скажите, а что особенного в этом ряду цифр? Как они расположены? (Не по порядку). Расставьте числа в порядке возрастания. Как будем расставлять? Какую цифру мы поставим первой? А какую последней? Давайте проговорим хором правильным этот ряд.  Ребята, а давайте мы с вами перевернем эти карточки. Какое слово получилось? Давайте попробуем прочитать. Ребята, а что это за волшебная страна, Циферия? Кто проживает в этой стране? Верно, ребята, чтобы отправиться в путь и познакомиться там с новым числом и цифрой, нам необходим транспорт. Отгадайте загадку и вы узнаете, что это за транспорт.

Далеко-далеко

По железному пути,

Может этот молодец

Весь посёлок увезти.

Да, это верно, поезд.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Сколько вагонов у нашего поезда? (7)Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня. Я думаю, мы все не поместимся в эти 7 вагонов. Давайте с вами присоединим еще один вагон. Ребята, какое выражение мы можем записать, чтобы узнать, сколько вагонов всего в поезде. Ребята, можем ли мы сказать, сколько это? Давайте мы поработаем в парах. Чтобы определить вашу пару для работы, возьмите за руку своего соседа по парте. Это ваша паря для этой работы. Перед вами на столах лежит листок бумаги. Он абсолютно чист. Давайте на этом листе бумаги, каждая пара напишет ту цифру, к которой, по вашему мнению, мы сегодня отправляемся в путь. (Работа в паре). Ребята, поднимите свои листки вверх. Давайте теперь посчитаем все вместе. Верно это 8.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Итак, мы с вами предположили, к какому числу мы отправились в гости. Что же это за число? Давайте еще раз проверим, пересчитав вагончики для пассажиров. Тогда скажите, как называется тема нашего урока? (Число 8, цифра 8). Ребята, скажите, а у всех получилось написать цифру 8?Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем и чему научимся? Научимся ли мы писать цифру 8? А узнаем ее состав? Как вы думаете, а с чего мы начнем? (Написание). А когда мы научимся писать, сможем ли составлять выражения, чтобы узнать состав числа 8? (Да). Итак, что же мы будем делать сначала? Ребята, скажите, а мы можем сразу выполнить это задание, написать цифру 8? Что нам необходимо, какие школьные принадлежности нам помогут научиться писать? Давайте приготовим их. Но прежде чем начать писать, нам необходимо с вами сделать небольшую физкультминутку.

Таким образом, благодаря использованию приемов технологии системно-деятельностного подхода дети самостоятельно смогли сформулировать тему урока, задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Данный материал показывает возможность средствами УМК "Начальная школа ХХI века"  успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...