Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»
презентация к уроку на тему

Данный материал показывает возможность средствами УМК "Начальная школа ХХI века"  успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Филиал МБОУ «СОШ с. Святославка» в посёлке Передовой

Доклад

на тему:

«Реализация системно - деятельностного подхода средствами
УМК «Начальная школа XXI века»
 

                                                                Подготовила и выступила

                                                       учитель начальных классов

Шивырева Елена Геннадиевна

п. Передовой

 2015 год

Выступление на ШМО

Тема. Реализация системно - деятельностного подхода средствами
УМК «Начальная школа XXI века»

Слайд 1

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации, которая  требует новых способов её освоения.

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников актуальный  вопрос на сегодняшний день.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 2

Цель педагогов начальной школы  научить ученика учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. УМК "Начальная школа ХХI века", по которому я работаю пятый год,  позволяет успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности. 

Слайд 3

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Давай подумаем», «Тайны языка», «Из истории языка» (учебник «Русский язык», автор С.В. Иванов), «Давай обсудим», «Сообрази» («Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

Слайд 4

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Задачу по формированию  учебной деятельности необходимо начинать решать с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который нужно найти ответ. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Вот несколько примеров.

Слайд 5

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают мнения, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока русского языка "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. повторить знания об имени прилагательном;
  2. определить, с какими частями речи сочетается;
  3. изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
  4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Для урока окружающего мира на тему «Чем грибы отличаются от бактерий?» дети приходят к следующему плану действий:

  1. вспомнить кто такие бактерии, их место обитания;
  2. повторить знания о грибах;
  3. определить в чём сходство и различие;
  4. сделать вывод.

Большинство тем в учебниках УМК «Начальная школа ХХI века" представлены именно в виде вопроса.

Слайд 6

Проблемное решение

Детям предлагается решить примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. Решают примеры, проговаривают алгоритм. Далее следует практическое задание на новый учебный материал. Учащиеся фронтально решают пример: 400 – 172, работая на листочках.

После решения учащиеся называют разные ответы. Возникает вопрос «почему?» Для детей очевидно, что этот пример отличается от тех, которые решали на предыдущих уроках. В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель предлагает научиться решать примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. 

При работе в условиях малокомплектной школы, с малым количеством детей, где не всегда можно получить разные ответы, использовать такой приём мне помогает учебник. На помощь приходят наши постоянные друзья Волк, Заяц и другие зверята из «Лесной школы».

Слайд 7

Во всех средствах обучения УМК предусмотрена  моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами,  таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс  работу  с моделями разного вида. В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия)

При изучении темы «Площадь прямоугольника» учитель просит выполнить необходимые измерения и найти площадь данной фигуры.

Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника $ = а.Ь. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказаны различные предложения: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представляется возможность найти свой способ решения задачи.

Группировка

Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

        

Эти и много других приёмов отработаны, они результативны, интересны и доступны моим ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит детей обдумывать свои действия и поступки, они учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение. И в этом мне снова приходят на помощь учебники.

Слайд 8

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие  реализации деятельностного подхода.

На практике убеждаюсь, что свои усилия  нужно направлять на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, а  правильного выполнения необходимого способа действия.

Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками - напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей. 

Помимо рабочих тетрадей по предметам, УМК «Начальная школа XXI века» предлагает дополнительные тетради для дифференцированного обучения и коррекции трудностей «Я учусь считать», «Я учусь писать и читать» для 1 класса, «Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок» для 2-4 классов, «Наблюдаем и трудимся», «Думаем и фантазируем»

для 1-3 классов.

Слайд 9

Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Необходимо уделять внимание заданиям, которые дети выполняют в парах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя.

В условиях малокомплектной школы, чаще всего это только одна, максимум две пары, но несмотря на это такая работа проводится.  

Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, занимают большее место в нашей работе. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  «Найди ошибку», задания «Сравни свой ответ с текстом»,  и др.  В рабочих тетрадях по окружающему миру  рубрика «Оцени свою работу»  дополнена  оценочными критериями  (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

Для развития теоретического уровня мышления, следуя авторским рекомендациям, использую специальные методические приёмы. Работая с заданиями  рубрики «Выскажи предположение» школьники учатся выдвигать  и обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с  высказываниями других выполняя задания «Давай подумаем», учимся отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделяем существенные признаки явления или объекта языка.

Также для удобства работы нельзя не оценить наличие тетрадей для проверочных и контрольных работ.

Слайд10

В УМК успешно решается ещё одна задача: усиление внимания к творческой деятельности.  Развитию творчества способствует работа с заданиями рубрики «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир», «Проба пера. Выполни творческое задание».

Работая по УМК «Начальная школа XXI века», убеждаюсь в  правильности   позиции   его авторов в том,  что  при систематической работе учителя по формированию компонентов учебной деятельности в процессе обучения,  ученики  «не только прибавляют в весе, вырастают,  взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению».  

Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди выпускников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

Слайды11

Таким образом, использование приёмов и методов, предлагаемых авторами комплекта, даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы по УМК «Начальная школа я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, на основном уровне неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

Считаю, что правильное использование системно - деятельностного подхода  обучения на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной.

Список используемой литературы

  1. Учебно - методический комплект «Начальная школа XXI века» 1-4 класс
  2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
  3. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников. Журнал «Начальная школа» №5, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. Коломиец Т. И. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе //http://russia-school.com/3047


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века» Учитель филиала МБОУ «СОШ с. Святославка» в поселке Передовой Шивырева Е.Г. 2015 г.

Слайд 2

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю » (Китайская мудрость)

Слайд 3

УМК «Начальная школа XXI века»

Слайд 4

мотив цель конкретные действия и операции контроль и оценка результата

Слайд 5

"Как изменяются имена прилагательные?" план действий: 1) повторить знания об имени прилагательном; 2) определить, с какими частями речи сочетается; 3) изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) определить закономерность изменений, сделать вывод. «Чем грибы отличаются от бактерий?» план действий: 1) вспомнить кто такие бактерии, их место обитания; 2) повторить знания о грибах; 3) определить в чём сходство и различие; 4) сделать вывод.

Слайд 6

1. Решите примеры: 367 - 143 534 - 216 328-174 2. Решите пример: 400 – 172

Слайд 7

Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

Слайд 8

Дополнительные рабочие тетради

Слайд 9

Тетради для проверочных и контрольных работ

Слайд 10

Рубрики «Путешествуем в прошлое» «Этот удивительный мир» «Проба пера. Выполни творческое задание»

Слайд 11

Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Доклад на тему «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий» (Из обобщения педагогического опыта)

Доклад на тему «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий» (Из обобщения педагогического опыта)...

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК  "Перспективная начальная школа""....

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...

Доклад на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на ос...