Критериальное оценивание в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Шелковникова Татьяна Георгиевна

 Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание в начальной школе

 Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.        

Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, свои ведущие сенсорные восприятия, я стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы каждый ученик мог выполнить задание по своим силам. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин.  Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другими. Успешным будет тот, кто понимает за что он получит ту или иную отметку.

 Я в своей работе опираюсь на опыт таких педагогов как А.Б. Воронцов, Э.И.Александрова, А.К.Дусавицкий, Е.И.Матвеева и др. и реализую систему безотметочного обучения, неотъемлемой частью которой является критериальное оценивание. Считаю, что главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.

Не менее важно и то, что критериальное оценивание несёт в себе потенциал сохранения здоровья как учеников, так и учителей: ученик становится субъектом в учебном процессе, снижается его тревожность, учитель от роли судьи переходит к роли консультанта, помощника.

 В рамках системы критериального оценивания выделяем два его вида:

•формирующее (текущее),

•констатирующее (итоговое).

Я использую алгоритм формирования формирующего оценивания и работаю над разработкой методики организации констатирующего оценивания. Помогают нам «Волшебные линеечки», описанные Г. А. Цукерман, которые являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно (Приложение 2). Такая оценка:

 - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);

 - крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

 - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Первый этап связан с качественно - эмоциональным оцениванием. Он приходится на начало 1 класса. В первые дни обучения особое внимание уделяю созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. В классе появляется стенд «Достижения класса». Обучающиеся получают смайлики за активное участие в работе на уроке, интересный ответ, умение правильно организовать работу в паре и т. д. Таким образом, осуществляются первые шаги по формированию личностных и регулятивных универсальных учебных.

 Второй этап начинаю со второго месяца обучения. Он связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки. Контроль и оценку собственной работы ученик осуществляет под руководством учителя. В тетрадях учеников появляются «волшебные линеечки». Их появлению предшествует целенаправленная работа по формированию осознанного отношения к критериям оценки. На первых уроках, работая над этим, выясняем, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Обсуждаем, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминаю детям, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Так вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Происходит формирование ретроспективной самооценки.

Особое внимание уделяю и взаимооценке (работа над формированием коммуникативных универсальных учебных действий). Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации, советуют. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся: сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Яну, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Никита громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу посоветовать  Лере, чтоб она не торопилась и читала громко».

Со 2 полугодия 1 класса, обучающиеся переходят к третьему этапу формирования контрольно - оценочной деятельности. Инновационность данного этапа заключается в том, что включаются разные способы оценивания: выработка критериев, самооценивание по образцу (эталону), пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном, взаимоконтроль.

Критерии, эталоны фиксируются в Тетради достижений, которую ведут обучающиеся, начиная со 2 класса (критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися). Через Тетрадь достижений осуществляется обратная связь.

Таким образом, обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью

«Волшебных линеечек» (Г.А. Цукерман), цветных карандашей и т.д.

  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

 Тетрадь достижений – то средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть своё движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно приложить особые усилия или можно двигаться дальше. Родители также работают с Тетрадью достижений и владеют информацией об успехах своего ребенка.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагаю задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале  выясняем, что необходимо знать и уметь для достижения цели:

• знание парной согласной;

• умение выделять и находить корень;

• подбирать проверочные слова

Так  составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, соглашаюсь  или не соглашаюсь с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.

  В 1 - 2 классе, всё-таки,  ведущая роль принадлежит учителю. Предлагаю выбрать критерии из предложенных. Начиная с 3 класса, обучающиеся уже самостоятельно предлагают свои критерии.

Эти же критерии будут использованы при проведении констатирующего оценивания. Очень важно то обстоятельство, что критерии предлагаю ученику перед началом работы. Более того, все учащиеся активно обсуждают критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания (формирование регулятивных УУД).

Также, на уроках во 2 классе использую прогностическую и ретроспективную самооценку. Ребятам нравится такой вид оценивания. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляю следующим образом. Ученику предлагаю выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Третий этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Таким образом, использование критериального оценивания реализует основные требования к новой системе оценки знаний. При этом наблюдается не только положительная динамика качественной успеваемости из - за включённости обучающихся в учебный процесс, положительной учебной мотивации, эффективной организации управлением качеством обучения на уровне ученика и учителя, но и, достаточно важно, формирование УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе

Презентация, описывающая применение технологии критериального оценивания в начальной школе...

Критериальное оценивание в начальной школе.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образоват...

Критериальное оценивание в начальной школе

В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю контролировать самора...

«Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»

Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»...

Критериальное оценивание в начальной школе

Критериальное оценивание в начальной школе...