«Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»
статья на тему

Долгошеева Елена Васильевна

Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutriklassnoe_kriterialnoe_otsenivanie.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода.

Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения  - предметные результаты, так и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), -  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

Оценивания без критериев не бывает! Как формирующее, так и суммирующее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

 Критериальное оценивание подразумевает ряд  установок:

1.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому мы можем использовать его  и при традиционном «пятибалльном» оценивании).

3. Эталон известен учащимся заранее;

  • Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;    
  • Критерии не должны быть спущены сверху;
  • Они должны быть четкими, ясными, понятными;
  • На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

-Что будем оценивать?

-Как будем оценивать?

-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

-Кто смог себя оценить?     

Так для проверки домашнего задания  на уроках чтения дети сами вырабатывают критерии для выразительного чтения, для пересказа, для чтения наизусть итд. Важно чтобы дети понимали о чем идет речь, также на начальном этапе записывать те критерии, которые предлагают дети. На моих уроках чтения дети оценивают себя на волшебных линеечках, на уроках математики и русского языка иногда применяю таблицы. Таблицы вклеиваю в тетрадь самооценки, в которой дети себя оценивают знаками  +, - , ?. Этой тетрадью дети пользуются не только на моих уроках, но и на уроках музыки. После того, как я провела родительское собрание и познакомила родителей с критериальным оцениванием, показала тетради самооценки, вопросов по поводу: «Почему у нас сегодня 3, он все правильно дома рассказал?» -нет, тк дети дома сами рассказывают какие критерии были на высоком уровне, а какие западали. Когда родители приходят поговорить с учителем об успехах своих детей, то теперь в первую очередь они просят показать тетрадь самооценки. Порой даже вопросов не возникает, а только просьба: «Подскажите как исправить». Это очень облегчило мою задачу с вводом оценки во втором классе.  

Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению   задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять ? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий. Приведу пример:

Урок ИЗО. Вводится понятие «Открытое пространство и архитектура», после дети должны нарисовать домик сказочного героя. Перед началом работы обговариваем критерии, по которым будем оценивать работу. выявили всего два критерия: соответствие характеру героя (если это гномик, то домик не должен быть огромным итд), наполненность листа (домик не должен быть на пустом листе, домик должен быть нарисован в каком-то окружении)

Если на уроке не был введен критерий аккуратность, а дети увидели что рисунок неряшливо выполнен и снижают оценку, то этот критерий вводится с согласия всех детей, либо по этому критерию не оценивают.

Зачем вводятся критерии?

Ну, конечно,  для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник,  как никто другой,  должен испытать ситуацию успеха.

Для многих моих детей критерии по чтению стали отправной точкой в успешности. Я могу!!! У меня получается!!!

Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев,  учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и  первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила. 

Урок по теме: «Безударные гласные в корне слова» 2 класс.

Цель: научиться подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне слова

Оценочный лист по теме «Безударные гласные в корне слова»

            дата

Критерии

я

учитель

я

учитель

я

учитель

я

учитель

я

учитель

Умею ставить в словах ударение

Умею находить безударную гласную

Умею находить проверочное слово

На эту тему отводится несколько уроков. Критерии вводятся постепенно за 2-3 урока. Дальше можно использовать эту таблицу, в конце темы ребенок увидит свой результат. Это очень наглядно для детей и  их родителей.

     Таким образом,  ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу.

Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком.

- Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением.  Он будет выступать в роли учителя.

- Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений.

- Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.

Взаимоконтроль

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

 Такая оценка  позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;  носит информативный характер;  способствует формированию позитивной самооценки.                  

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

Умение прочитать стихотворение

1.Все слова должны  быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

4.Плавность чтения.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. Передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует  ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

Критериальное оценивание  позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Критерии оценки работы в группе

  1. Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)
  2. Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
  3. Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)
  4. Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)

Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.  

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования.

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

 Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).

 

 Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010.-31с. – (Стандарты второго поколения).

3. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011

3.Цукерман  Г.А. «Оценка без отметки», -Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601

4. М.А. Пинская «Формирующее оценивание: оценивание в классе»,- Москва • Логос • 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе

Презентация, описывающая применение технологии критериального оценивания в начальной школе...

Критериальное оценивание в начальной школе

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатам...

Критериальное оценивание в начальной школе.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образоват...

Критериальное оценивание в начальной школе

В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю контролировать самора...

Критериальное оценивание в начальной школе

Критериальное оценивание в начальной школе...