Критериальное оценивание в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию.

Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание в начальной школе.

Способность к приобретению знаний – величайшее  преимущество .

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания, сформированная в рамках знаниевой парадигмы образования, отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию.

Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Не менее чем за неделю до контрольной работы, как правило, являющейся итоговой по данной теме, школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.

При выполнении контрольной работы каждый ученик получает лист с критериями  для оценивания. Он  снабжен подробными рубриками-дескрипторами, которые последовательно описывают, как все должно быть выполнено, чтобы получить по данному критерию максимальный балл. Такие дескрипторы конкретизируют общие предметные критерии применительно к каждой конкретной работе, делая ее оценку более легкой и прозрачной.

Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Смысл критериального оценивания  заключается не в отказе от отметки.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную

деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.

Формирующее оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться  сам  ставить перед собой учебную задачу, найти способы её решения и оценить собственные действия и достижения.

Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу.

Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.

Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников в начальных классах.

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.

Ещё одним  способом  получения обратной связи  может стать заполнение в течение урока следующей  таблицы.  (Слайд   )

Таким образом, эффективная обратная связь должна:

ƒ. обуславливать взаимодействие учителя-ученика;

ƒ. позволять оценивать ход учебной деятельности с тем, чтобы дать возможность учителю корректировать свои действия, определяя недостатки и рациональность тех или иных приемов и работ;

ƒ. не только позволять учащимся оценивать свою работу, но и вызвать чувство удовлетворенности  своими достижениями, мотивируя дальнейшее взаимодействие и интерес к учебе.

ƒ. способствовать успеху и оптимизации процесса обучения;

Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага: работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку).

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.

При этом оценивается приращение: «Ты что-то сделал, пусть немного, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу...» Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля.

Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.

Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.

Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы.

Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

“Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

 Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим  для качественного обучения.”

Такая система позволяет учителю делать на акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться, все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.

Все это помогает снять главный вопрос «ЗА ЧТО?» (фото ученика 3а).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе

Презентация, описывающая применение технологии критериального оценивания в начальной школе...

Критериальное оценивание в начальной школе

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатам...

Критериальное оценивание в начальной школе

В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю контролировать самора...

«Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»

Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»...

Критериальное оценивание в начальной школе

Критериальное оценивание в начальной школе...