Критериальное оценивание в начальной школе
опыты и эксперименты на тему

Мазуренко Мария Александровна
В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю контролировать саморазвитие ребёнка. А учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей». Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Учителя начальных классов в своей практике используют формирующее оценивание как средство повышения качества знаний каждого отдельно взятого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazurenko_m.a._vystuplenie_formiruyushchee_otsenivanie.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание в начальной школе

          В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю  контролировать саморазвитие ребёнка. А учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

             Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей». Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

           Прослушав  сейчас предыдущее выступление могу сразу сказать, что  возможно я сейчас в чём-то повторюсь, но это только говорит о том, что учителя начальных классов в своей практике используют формирующее оценивание как средство повышения качества знаний  каждого отдельно   взятого учащегося.

           Так допустим уже в 1 классе мы приучаем детей к самооценке своей деятельности на уроке. 

           Первый этап связан с качественно - эмоциональным оцениванием. Он приходится на начало 1 класса. В первые дни обучения особое внимание уделяем созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. Обучающиеся получают смайлики за активное участие в работе на уроке, интересный ответ, умение правильно организовать работу в паре и т. д. Таким образом, осуществляются первые шаги по формированию личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

           Следующий этап связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки.

Для формирования адекватной самооценки первоклассников мы используются такие техники как: «Светофор», «Цветовые дорожки», «Лесенка успеха» Ну а на первом этапе это Волшебные линеечки» описанные Г. А. Цукерман, (слайд 2) С помощью линеечек можно измерить все что угодно Такая оценка:

 - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);

 - крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

 - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Конечно, этому предшествует определённая работа. На первых уроках говорим  детям о том, что  все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Так вырабатывается первый критерий аккуратность. Далее при обучении письму мы оцениваем свою каллиграфию, успешность которой складывается из нескольких критериев (А- аккуратность В-высота, Н-наклон. П-правильность)(слайд2-4)

Используем  сигнальные жетоны (на разных этапах урока)-  :Н-р:

-Кому нужна дополнительна помощь? Просигнальте. (На столах у всех лежат  сигнальные карточки двухсторонние: с одной стороны красная, с другой стороны зеленая. Если ребёнок затрудняется, то показывает красный цвет.) или трёхцветные(слайд 5-7)

 Технология как лесенка (чтобы определить свою деятельность на уроке)

_Я доволен своей работой______

 _Мне надо разобраться в некоторых вопросах______

 _У меня много ошибок

(Обучающиеся прикрепляют смайлики, или рисуют на ту лесенку, которая ему соответствует) (слайд 8).

           В 1 классе дети учатся учитывать свои знания по изученной теме. Например, так выглядит лист самооценки Учёт знаний по теме «Числа от 1 до 10»  (слайд 9)

           Конечно на первом этапе дети не могут быть к себе достаточно объективны и критичны. Каждый из них желает видеть себя только на высоком уровне. Поэтому на данном этапе перед учителем  стоят определённые задачи. Мы учим детей думать, рассуждать, анализировать и давать правильную объективную оценку своей работе. Учим их  соотносить результаты своей деятельности с намеченными целями, выявлять трудности и намечать пути их преодоления. В этом во многом и формируется мотивация к учебной деятельности у учащихся. И это на протяжении всех четырёх лет обучения.

           Уже во втором классе, например,  на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное», мы можем фиксировать промежуточные достижения. Используя вот такие листы самооценки (слайд 10) Учащиеся учатся и уже способны  самостоятельно определять критерии учебной деятельности, определять границу своих возможностей, границу своего  «знания» и  «незнания».

             В 3-4 классах, когда дети уже умеют прогнозировать результаты своей деятельности. Здесь учитель вместе с каждым отдельно взятым учащимся могут наблюдать  и оценивать своё продвижение на одном отдельно взятом уроке или на  протяжении изучения какой-либо темы.  

В своей работе мы  используем такие листы самооценки. ___ (слайд 11-13)

1) на уроках изучения нового материала

На партах у каждого  лежит листок самооценки, На каждом этапе урока дети оценивают свою работу. (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит минус Учитель, собрав листы, видит – над каким вопросом надо поработать ещё раз и кому какую индивидуальную помощь надо оказать.

Также, посмотрев на свои листы самооценки, дети оценивают свою работу на уроке.

        После выполнения работы учащиеся занимаются самооценкой по плану:

  1. Внимательно сравни с образцом – ответом на доске каждое задание, оцени свой ответ по нашим критериям.
  2. Сравни полученный тобою балл и максимальный балл за каждое задание.
  3. Сложи все баллы и определи уровень выполнения работы. (слайд 14)

Критерии должны быть чётко прописаны и известны детям. (слайд 15- 16)

На  уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они критерии:

1. Красиво и аккуратно списан текст. 
2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 
3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения. 
На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 
1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 
2. Верно в решении выбран арифметический знак. 
3. Точно произведено вычисление. 
4. Безошибочно записан ответ. 

Используются листы оценивания и на уроках чтения.(слайд 17)

Например, при чтении наизусть

Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-

Листы оценивания при выполнении проектных работ  (работа в паре, группе (слайд 18)

Приёмы, которые часто используются  (слайд 19)

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение сопоставлять свои действия по образцу);

- прием «составление задачи, подобной данной»;

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

-приём взаимопроверки с использованием ключа(ответы) на этапе закрепления при выполнении тестовых заданий.

-самоконтроль (на этапе выполнения самостоятельной работы)(на доску крепятся ответы, дети себя проверяют, получают жетоны или ставят себе соответствующий смайлик

-приём-  Игра «Учитель»

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, самостоятельно проверяют предложения, находят и исправляют ошибки. Затем сравнивают свою работу по образцу, данному учителем. На полях тетради ставят себе значок (если всё правильно +, если есть ошибки ?).

                 На этапе подведения итогов урока ( рефлексии) мы часто используем приём :.«Закончи предложение»: дети заканчивают предложения: (рефлексия)

 Я   узнал, что … Я запомнил … Я  смог … Я  знаю … Мне было трудно… Мне было интересно… Могу себя похвалить за (слайд 20-21) или

Рефлексия.

-Как  вы считаете,  достигли ли мы  цели нашего урока?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Что больше всего понравилось?

-Какой вид работы вы бы хотели продолжить на следующем уроке?

-Что вы считаете самым важным  в нашем уроке?

            В 4 классе при подготовке к ВПР мы используем вот такие рабочие тетради на печатной основе, куда включены тренировочные задания, проверочные мини-работы по каждому разделу программы и в конце тетради дана карточка самопроверки с образцом оформления решений, заданий, ответов.

Мы для себя вместе с учащимися разработали ещё такие листы самоконтроля, где дети отмечают задание или тему, которая вызвала у них затруднения. (слайд 22-23) Педагогу следует своевременно делать необходимые комментарии, замечания, советы, указания. процессе выполнения.

Это позволяет на последующих занятиях скорректировать работу по отработке тех умений и действий, которые были отмечены сигналом чаще всего это индивидуальная работа.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...

Критериальное оценивание в начальной школе

Презентация, описывающая применение технологии критериального оценивания в начальной школе...

Критериальное оценивание в начальной школе

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатам...

Критериальное оценивание в начальной школе.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образоват...

«Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»

Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»...

Критериальное оценивание в начальной школе

Критериальное оценивание в начальной школе...