«Информационно- образовательная среда в современной школе»
консультация (1 класс) на тему

"Мир деятельности" надпредметный курс 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

« Мир деятельности» надпредметный курс (1 класс)

Тема выступления

«Информационно- образовательная среда в современной школе»

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1319

Романько М.Г. (2014 г.)

   Изменившиеся условия жизни нашего общества заставили нас, педагогов, полностью пересмотреть свое отношение к формам и методам работы с учениками.

  Целью нового образования должно стать общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

  В основе этой идеи лежит системно- деятельностный подход. При системно- деятельностном подходе в организации процесса обучения, на первый план выходит проблема самоопределения ученика. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

   УУД формируются тем же способом, что и другие умения.

Выделяют следующие этапы формирования УУД:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

  Однако, на практике второй и третий этапы пропускаются. Происходит это потому, что в современной школе нет образовательного пространства, где дети знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий.

  Исключаем начальную школу, т.к. Л. Г. Петерсон со своей командой создала такой надпредметный курс «Мир деятельности».

  Это недостающее ключевое звено при формировании УУД и непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ- начальная школа. «Введение в школьную жизнь».

  Цель курса: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Другими словами «Научить детей учиться».

 Курс «МиД» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно методологических линий:

 

1. Организациооно- рефлексивная  

Основная цель:

Знакомство с шагами учебной деятельности

2. Коммуникативная

Основная цель:

Формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции

3. Познавательная

Основная цель:

Знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов

4. Ценностная

Основная цель:

Формирование нравственно- этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.

Примеры из работ.

  Еще одна основополагающая деятельностного метода- самооценка.

В «МиД» она выглядит как «Лесенка успеха». «Лесенка» состоит из двух разделов «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Примеры.

Основной системообразующей линией данного курса является организационно- рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

  Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

 Методический комплект для учителя состоит из:

- Программа курса

- Сценарии уроков

- Презентации к занятиям

- Демонстрационный и раздаточный материалы

Для ученика:

-Учебная тетрадь

-Разрезной материал + Наклейки

  К концу учебного года учащиеся познакомились с ролью учителя в учебном процессе, поняли необходимость постоянного использования двух ведущих шагов учебной деятельности, познакомились с понятием планирование учебной деятельности и правилами поведения на уроке, освоили правила работы в парах и группах, узнали какую роль играют в учебной деятельности личностные качества ученика (терпение, активность, уважение и терпимость), получили представление о том, что значит быть внимательным. Познакомились с понятием «Затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека и общества, учились правильно относится к затруднению в учебной деятельности и применять полученные знания в жизненных ситуациях. Познакомились с понятием алгоритм, научились им пользоваться и применять в процессе урока.

   Советую учителям 4-х классов обратить внимание на этот надпредметный курс. И запланировать ведение напредметного курса при работе с первоклассниками.

  В заключении важно отметить, по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив и успешен.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. (ноябрь 2013 год). Статья (из опыта работы).

Цель статьи: показать преимущества информационно-образовательной среды для подготовки современного урока....

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...

Обобщение опыта по теме "Создание информационно - образовательной среды в МБОУ «Гимназия №5»: традиции, современные подходы, практика в рамках работы над проблемой профилактики ДДТТ"

В данном пособии, в котором наряду с основными нормативными документами, планами, методическими рекомендациям по организации работы образовательного учреждения  в рамках направления профилактики ...