Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
статья на тему
Модель организации обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Пропедевтический этап (1 кл.) Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества с библиотеками. Формы работы: - коллективные творческие дела, классные часы; - свободные уроки. | ||||||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа | |||
- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию сотрудничества с библиотеками; - организация пробных исследовательских действий с участием родителей. - оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты; - проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов; | Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей. Учащиеся: исполняют, выбирают | - знакомятся с книгой, со способами получения информации; - овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); - учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов; - с помощью родителей выполняют мини-проекты; - под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков; - учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям). | Познавательные: - умение наблюдать; - находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников; - сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное; -составлять небольшие сообщения по изучаемой теме; - представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели. Регулятивные: -способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации; - способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль; - сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта; - обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками. Коммуникативные: - умение услышать другое мнение; -отстаивать свою точку зрения без конфликтов; - делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение); | |||
Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать: -появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера; -приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учителями; -опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью учителя, родителей. | ||||||
Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2кл.) Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений. Формы работы: -коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования; -организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов; -специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках. | ||||||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа | |||
- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов; - формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; - работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов; - выход учащихся за пределы класса школы с результатами работ | Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: Выбирают, инициируют. | -осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы; - сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов; - самостоятельно осуществляют мини-проекты; - совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; - участвуют в школьной конференции с результатами своих работ. | Познавательные: - с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы; - искать и анализировать доступную информацию; -представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей; -совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта. Регулятивные: -выбирать учебную цель, планировать её реализацию; -участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации; -осуществлять взаимооценку действий и результатов коллективной работы, оценивать свой вклад в неё; Коммуникативные: -консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы; -вести учебный диалог с учителем, одноклассниками; -строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала; -способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы. | |||
Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами; формулировать вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы) | ||||||
Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 и 4 кл.) Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану. Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект; овладение способами организации индивидуального исследования | ||||||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа | |||
- формирование более сложных проектно-исследовательских умений; - овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект); -организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена. | Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: инициируют, выбирают. | - осуществляют поиск информации в источниках разного типа; - анкетируют других детей и взрослых; -осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; - с помощью учителя осуществляют образовательные проекты; - овладевают навыками социального проектирования; - оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям; - участвуют в конференции с результатами своих работ. | Познавательные: -формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы; -выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение, интервьюирование и др.); -творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.; -формулировать выводы и заключения. Регулятивные: -инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации; -распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта; -осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта. Коммуникативные: -аргументированно отстаивать свою точку зрения; -сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров; -инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов; -представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области. | |||
Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, приобретение опыта разных видов проектирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...