Методическая копилка
учебно-методический материал на тему

Ницевич Галина Петровна

Данная папка содержит методические материалы по реализации ФГОС в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный конструктор рабочих программ  по ФГОС

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.

Программа учебного предмета (курса) включает следующие компоненты:

Название предметной области Название учебного предмета (курса)

  1. Пояснительная записка
  1. Цели реализации программы:

Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

  1. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
  1. обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  2. создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
  3. создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально- профессиональных ориентаций;
  4. включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной  деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  5. создание в процессе изучения предмета условий для формирования у

обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;

  1. создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  2. знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  3. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  4. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  5. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

  1. Основные разделы программы учебного предмета, курса.
  2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды города.
  3. Перечень методов организации учебной деятельности, включая методы интенсивного обучения (из перечня в приложении № ), с обоснованием выбора методов.
  4. Описание связи с другими учебными предметами в части преемственности содержания элементов образования, формирования межпредметных понятий, обеспечения проектной деятельности, конвергентного образования, синхронизации учебных модулей и тем, включая предметы из других предметных областей.
  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане

  1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне основного общего образования.
  2. Указание классов или периодов обучения, в рамках которых планируется освоение учебного предмета, и количество часов в каждом из периодов обучения, отведенных на изучение предмета.
  3. Указание количества времени для организации промежуточной аттестации и итоговой аттестации по итогам освоения.
  4. Описание связи с содержанием предметов (курсов) по выбору обучающихся.
  5. Основания расчета часов на освоение учебного предмета (поддержка приоритетного направления обучения по выбору учащихся, организация системы предпрофильной подготовки и т. д.).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

  1. Личностные и метапредметные результаты
  1. Личностные результаты, формированию которых способствует изучение данного учебного предмета, раскрывающие и конкретизирующие содержание

Приложения № _          образования.


к   основной   образовательной   программе   основного общего

  1. Метапредметные результаты, формированию которых способствует изучение        данного        учебного        предмета,        раскрывающие        и        конкретизирующие

содержание Приложения № _          общего образования.


к основной образовательной программе   основного

Возможный вариант представления информации:

№ модуля

Образовательный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные

1.

Результат 1

Да

2. Познавательные

1.

Результат 1

Да

3. Коммуникативные

1.

Результат 1

Да

№ модуля

Образовательный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Личностные результаты:

1.

Результат 1

  1. Предметные результаты

  1. Предметные        результаты        освоения        учебного        предмета        (курса),

раскрывающие и конкретизирующие содержание Приложения № _          образовательной программе основного общего образования.

Возможный вариант представления информации:


к основной

№ модуля

Предметный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

I. Учащийся научится:

1.

Результат 1

Да

II. Учащийся получит возможность научиться:

1.

Результат 1

Да

  1. Содержание учебного предмета, курса

Возможный вариант представления информации:

I. Название раздела 1 (при необходимости деления на крупные разделы)

1. Название учебного модуля 1

  1. Тема 1

Элементы содержания образования

  1. Тема 2

Элементы содержания образования

  1. Тема 3

Элементы содержания образования

        

  1. Тематическое планирование

Возможный вариант представления информации:

Раздел 1 (при необходимости деления на крупные разделы) с указанием количества часов на его освоение

Модуль 1

Указание классов (или периодов обучения),

в рамках которых планируется изучение данного модуля

Темы

Количество часов

1

Тема 1

Количество академических часов  на изучение темы

Характеристика деятельности учащихся

Другой  возможный вариант:

№ урока

Примерные сроки

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

 (в том числе формирование УУД)

Результаты

Проектная деятельность

Форма контроля

личностные

метапредметные

предметные

Раздел (кол-во часов):

Раздел (кол-во часов):

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебно-методическое обеспечение
  1. Учебники
  1. Перечень учебников, рекомендуемых к использованию, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования.
  2. Перечень учебных пособий, изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные  программы общего образования образовательных организациях.

В разделе «Учебно-методические пособия» указываются применяемые в ходе изучения данного предмета рабочие тетради, задачники, практикумы, комплекты контрольно-измерительных материалов за исключением электронных образовательных ресурсов.

Возможный вариант представления информации:

Название

Авторы

Классы

Наличие электронного приложения

I. Учебники

1.

Название 1

Автор 1

Автор 2

Да

II. Учебно-методические пособия

1.

Название 1

Автор 1

Автор 2

Да

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Учебное оборудование и компьютерная техника

Описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, модульных  станков, наборов для робототехники, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, систем голосования, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото- и видеотехники и др.

Возможный вариант представления информации:

Наименование учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

I. Учебное оборудование

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

II. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

III. Спортивное оборудование

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

IV. Оснащение мастерских

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

V. Оборудование для организации дистанционного обучения

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

7.2.1. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса)

В разделе указываются применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, системы дистанционного

тестирования и др., позволяющие реализовать технологии электронного обучения.

Наименование учебного оборудования

Авторы

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

I. Электронные образовательные ресурсы

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …

II. Свободные образовательные Интернет-ресурсы

1.

Название 1

1.1., 1.6., 3.4., …



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке Портфолио,

обучающихся  по программе мастер-класса  

«Реализация ФГОС начального  общего образования»

Сущность Портфолио как технологии  аутентичного оценивания

I. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения обучающегося.

II. Особенностью Портфолио как технологии оценивания является то, что обучающийся является субъектом процесса оценивания, позволяющего учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.

Цель технологии Портфолио – отследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте. Портфолио позволяет увидеть конкретные образовательные результаты, продемонстрировать способности обучаемого в практическом применении приобретѐнных знаний и умений.

Содержание Портфолио учитывает: приложенные усилия; материализованные продукты учебно-познавательной деятельности; конкретные результаты.

Содержание и методика формирования Портфолио разрабатывается под конкретный замысел педагога.

Результат технологии представлен в форме индивидуального портфеля, который при защите или презентации демонстрирует «всѐ, на что способен» его владелец (развитие способностей и рефлексивных умений).

Педагогическая философия Портфолио предполагает:

 смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, курсу, дисциплине, виду деятельности;

 интеграцию количественной и качественной оценок;

 перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Основной смысл Портфолио - «дать возможность каждому показать все, на что он способен», создать для обучающегося «стимул роста».

Портфолио наделяют различными функциями:

 диагностическая – фиксирует изменения и рост образовательных достижений субъекта за определённый период времени;

 целеполагания – поддерживает образовательные цели субъекта;

 содержательная – раскрывает весь спектр выполненных работ;

 развивающая – обеспечивает непрерывность образовательного процесса;

 мотивационная – поощряет результаты деятельности обучающегося и педагога;

Портфолио рассматривается:

 как часть аутентичного оценивания (подлинного, истинного, настоящего, верного) образовательных результатов;

 является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию;

 дополняет традиционные контрольно-оценочные технологии.

Структура ПОРТФОЛИО

  1. Титульный лист (Приложение 1)
  2. Обязательные задания для Портфолио
  3. Методическая   копилка
  4. Лист Самоанализа (Приложение 2)

Обязательные задания для Портфолио

Обучение по  программе  предполагает обязательное выполнение  6  заданий, которые должны будут включены в индивидуальное Портфолио ( на сайте они обозначены так:  

I:\ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ\Мастер-класс  Реализация ФГОС НОО\Картинки\0_b60a0_1898ab00_XL.png

Задание 1. (Практическое задание 4)  Аннотированный список нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию ФГОС НОО.

При выполнении этого пункта задания необходимо создать нормативно-правовую базу, которая определяет деятельность учителя при реализации Стандарта начального общего образования.

Полученный результат удобнее оформить в таблице

Уровень документов

Название документа

Аннотация к документу (краткое описание)

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Образовательное учреждение

P.S.   Учитель может использовать любую форму представления результатов своей деятельности.

Задание 2.  (Практическое задание 5)   Разработка Пояснительной записки к  рабочей программе по учебному предмету (на выбор обучающегося).

При подготовке этого материала воспользуйтесь Конструктором рабочих программ.

Задание 3. (Практическое задание 6)  Анализ УМК  на соответствие ФГОС  (по выбору)

Следуйте указаниям, которые даны при формулировке задания. Воспользуйтесь предложенной таблицей.

Задание 4. (Практическое задание 9)  Разработка проекта урока.

Следуйте указаниям, которые даны при формулировке задания.

Задание 5. (Практическое задание 11)  Описание модели внеурочной деятельности.

Следуйте указаниям, которые даны при формулировке задания

Задание 6. (Практическое задание 12)  Разработка программы внеурочной деятельности.

Следуйте указаниям, которые даны при формулировке задания

Методическая копилка

   Это набор материалов по вопросу реализации ФГОС,  которые Вы нашли  на страницах Мастер-класса и считаете, что они обязательно пригодятся Вам  в Вашей практической деятельности.

 

Проверка Портфолио

Обучающийся формирует личное Портфолио, состоящее из четырех компонентов, которые имеют следующие названия:

1. Титульный лист Портфолио  (файл)

2. Обязательные задания для Портфолио (папка)

3. Личная методическая копилка (папка)

4. Лист самоанализа (файл)

 

Создаётся архив Портфолио и прикрепляется к  Практическому заданию № 14

При оценке выполнения задания будет оцениваться полнота представленного материала.

Для получения зачета  необходимо  выполнить не  менее 70 % заданий.

Приложение 1

Образец титульного листа Портфолио  

Титульный лист Портфолио  

Портфолио

Полное наименование образовательного учреждения по Уставу

Фамилия Имя Отчество (в род. падеже)

Должность

Приложение 2

Лист самоанализа

Уважаемые коллеги! Поместите данный лист самоанализа в свое Портфолио, заполнив представленный образец бланка.

ЛИСТ САМОАНАЛИЗА

Портфолио включает __________ заданий для самостоятельной работы, размещенных в методической копилке.

Я испытывал (а) наибольшие затруднения при выполнении

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я считаю, что эти затруднения я испытывал (а) по причине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На мой взгляд, Портфолио демонстрирует мой прогресс в образовательной профессиональной деятельности, так как

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но я буду более успешен(на), если буду формировать (развивать) в себе следующие качества личности: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и



Предварительный просмотр:

Глава 1 Моделирование

внеурочной  деятельности

в образовательном учреждении

Основания выбора моделей внеурочной  деятельности

Разработка и описание моделей организации внеурочной де- ятельности младших школьников в различных условиях реали- зации образовательного процесса производятся на основании нормативных документов федерального уровня и методических рекомендаций разработчиков Федерального государственного об- разовательного стандарта начального общего образования. Пере- чень нормативных документов и методических рекомендаций, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности, представ- лен  в  приложении 1.

При выборе общеобразовательным учреждением моделей ор- ганизации внеурочной деятельности младших школьников в раз- личных условиях реализации образовательного процесса инвари- антными  являются  следующие  позиции:

6 Программа реализуется образовательным учреждением через учебный  план  и  внеурочную  деятельность;

6 план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации Программы общеобра- зовательного  учреждения;

6 план внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивиду- альных особенностей и потребностей обучающихся через органи- зацию  внеурочной  деятельности;

6 план внеурочной деятельности общеобразовательного учреж- дения определяет состав и структуру направлений, формы орга- низации, объём внеурочной деятельности для каждого обучаю- щегося или группы обучающихся на ступени начального общего образования  (до  1350  ч  за  четыре  года     обучения);

6 общеобразовательное учреждение самостоятельно разраба- тывает  и  утверждает  план  внеурочной  деятельности;

6 внеурочная деятельность организуется общеобразовательным учреждением по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтел- лектуальное,  общекультурное);

6 внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,  олимпиады,  соревнования,  поиско- вые  и  научные  исследования,  общественно  полезные    практики;

6 при описании задач, выборе организационных и содержа- тельных моделей, создании условий, разработке программ реали- зации внеурочной деятельности общеобразовательному учрежде- нию целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства  образования  и  науки   РФ;

6 внеурочная деятельность  в  общеобразовательном  учрежде- нии должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отра- жённым  в  Программе,  воспитательной  системе   школы;

6 выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется общеобразовательным учреж- дением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации  образовательного  процесса.

Внеурочную деятельность в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) можно рассматривать как процесс вза- имодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно- урочной, и направленной на достижение планируемых результатов усвоения  Программы.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе по- зволяет  решить  целый  ряд  важных  задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучаю- щихся.

Очевидны и преимущества внеурочной деятельности для за- крепления и практического использования отдельных аспектов со- держания  программ  учебных  предметов,   курсов.

Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обу- чающихся с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов.

Внеурочная деятельность направлена на формирование лич- ностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных уни- версальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и   социально-педагогическую  направленность.

Алгоритм моделирования внеурочной  деятельности

Выбор общеобразовательным учреждением модели  организа- ции внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять  по  следующему  алгоритму:

  1. этап — определение целей, принципов внеурочной деятель- ности, их отражение в основной образовательной программе на- чального общего образования;
  2. этап — анализ предлагаемых моделей организации внеуроч- ной деятельности общеобразовательным учреждением;
  3. этап — анализ ресурсного обеспечения реализации  различ- ных моделей организации внеурочной деятельности;
  4. этап — выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии  с целя- ми, принципами внеурочной деятельности, ресурсными  условиями её реализации.

Взаимосвязь этапов алгоритма выбора образовательным учреж- дением модели внеурочной деятельности представлена на данной схеме:

IV.  Выбор  модели,  её  содер- жательное    описание,    вклю- чение  в  структуру  ООП  НОО

I.  Определение  целей,  прин- ципов   внеурочной   деятель- ности

II. Анализ образователь- ным учреждением пред- лагаемых  моделей

III. Анализ ресурсного обеспечения реализации различных  моделей

Следование алгоритму позволит общеобразовательному учреж- дению наиболее эффективно реализовать ту часть основной обра- зовательной программы, которая в большей степени определяется социальным  заказом  школе  и  обеспечивает  оптимальное использо-

вание внутренних и внешних ресурсов общеобразовательного уч- реждения для создания необходимых условий успешного введения ФГОС  НОО.

На I этапе определяются цели и принципы внеурочной деятель- ности,  отражённые  в  Программе.

Определение целей внеурочной деятельности является ком- петенцией общеобразовательного учреждения. Основу данных целевых ориентиров составляют требования ФГОС  НОО,  интере- сы и потребности обучающихся, запросы родителей (законных представителей) и целевые установки деятельности общеобра- зовательного учреждения, отражённые в таких частях его Про- граммы,   как:

6  пояснительная  записка;

6  планируемые  результаты   усвоения  обучающимися   Программы;

6 программа духовно-нравственного развития, воспитания об- учающихся на ступени начального общего  образования;

6 программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

6  программа  коррекционной  работы.

Совершенствование и развитие содержания,  организационных

форм реализации внеурочной деятельности будут осуществляться более  эффективно  при  соблюдении  следующих    принципов:

  1. Принцип гуманистической направленности, предполага- ющий отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер от- ношений, оказание психолого-педагогической поддержки в само- познании, самоопределении и самореализации личности.
  2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаи- мосвязь между:

6 основными компонентами организуемой деятельности (це- левым, содержательным, процессуальным, технологическим и ре- зультативным);

6  урочной  и  внеурочной  деятельностью;

6 всеми участниками внеурочной деятельности (педагогами, обучающимися, родителями, социальными партнёрами и  др.);

6 региональной, муниципальной, общешкольной, классной, ин- дивидуальной системами воспитания и дополнительного образо- вания.

  1. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации  деятельности,  направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

  1. Принцип добровольности, предполагающий свободу вы- бора обучающимся различных видов деятельности, добровольное участие в них, возможность проявления инициативы  в  выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятель- ности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
  2. Принцип успешности и социальной значимости, направ- ленный на формирование у обучающихся потребностей в достиже- нии личностно значимых и коллективных результатов, на создание ситуаций успеха в личностной и общественно значимой деятель- ности.

На II этапе анализируются предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации об- разовательного процесса в образовательном учреждении постав- ленным  целям,  отражённым  в  его  Программе.

Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и пер- вичного анализа предлагаются модели внеурочной деятельности, основание  выбора  и  примерные  названия  которых    представлены в  таблице  1.

Таблица 1

Моделирование   внеурочной  деятельности

Основание выбора моделей

Модели внеурочной деятельности

Условия организации

Модель  организации  общеобразовательным

образовательного

учреждением  внеурочной  деятельности  само-

процесса  в обще-

стоятельно  на  базе  самого образовательного

образовательном

учреждения   (внутришкольная).

учреждении, соот- ветствующие целям внеурочной деятель- ности

Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (учреждения до- полнительного  образования,  культуры   и

спорта) во взаимодействии с  учреждениями

дополнительного образования (внешняя).

Модель  организации  внеурочной  деятельности

на  базе  общеобразовательного  учреждения

(отдельные направления) и внешних  учрежде-

ний (смешанная)

Внутришкольная модель организации внеурочной деятельно- сти реализуется в общеобразовательном учреждении самостоятель- но при  наличии  комплекса  необходимых  ресурсов,  разрабатывает и  осуществляет  механизм  координации,  определяет  из  числа   сво-

их работников участников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рас- считывает источники финансирования внутри фонда оплаты труда. Внешняя модель организации внеурочной деятельности реа- лизуется в общеобразовательном учреждении при отсутствии соб- ственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного  или  нескольких  учрежде- ний — социальных партнёров. Механизмами координации вне- урочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совмест- ной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку  реализуемые  за его  пределами  программы  внеурочной  деятельности  должны  обе-

спечивать  выполнение  Программы  данного  учреждения.

Смешанная модель практически будет самой распространён- ной, поскольку многие общеобразовательные учреждения, с од- ной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой — заинтересованы в со- хранении и развитии традиционных связей с учреждениями до- полнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учрежде- ний, на основе чего и разрабатывает механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной де- ятельности.

Представленная классификация организационных моделей вне- урочной деятельности в зависимости от условий организации об- разовательного процесса позволяет общеобразовательному учреж- дению сделать обоснованный выбор той модели, которая наиболее полно соответствует целям и планируемым результатам реализации его  Программы.

Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в  Письме  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при  введении  Федераль- ного государственного образовательного стандарта общего обра- зования»:

— модель дополнительного образования (на основе институ- циональной  системы  дополнительного   образования);

  • модель школы полного дня;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех вну- тренних ресурсов общеобразовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель;
  • модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Для понимания сущностных характеристик моделей предлага- ем их описание по следующей структуре: механизм координации, участники организации и проведения внеурочной деятельности, оптимальные формы реализации внеурочной деятельности, ис- точники финансирования. Сравнительный анализ организационных моделей внеурочной деятельности, представленных в указанном Письме «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта обще- го  образования», дан в таблице   2.

Модель дополнительного образования опирается на преиму- щественное использование потенциала школьной системы допол- нительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием при создании условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, тех- ническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и допол- нительным образованием являются такие формы  её  реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения про- фессиональной  направленности, учебные  курсы   по  выбору.  Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО направлена в первую очередь на достижение планируемых резуль- татов освоения Программы. А дополнительное образование предпо- лагает прежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной являются цели и задачи этой деятельности, а также её содержание и методы работы. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной де- ятельности и дополнительного образования, осуществление пере- хода  от  управления  общеобразовательным  учреждением  к   управ-

лению  образовательными  программами.

Преимущества модели дополнительного образования заключа- ются в привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов дополнительного образования, а  также  в  организа- ции образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной  основе,  присущей  дополнительному   образованию.

Таблица 2

12

Сущностные  характеристики  организационных  моделей  внеурочной деятельности

Название модели

Участники организации  и проведения внеурочной  деятельности

Механизм координации

Формы реализации внеурочной деятельности

Источники финансирования

Модель до-

Педагоги  дополнительного

План  внеурочной

Соответствуют фор-

В  пределах фон-

полнительно-

образования общеобра-

деятельности, про-

мам,  представленным

да  оплаты  труда

го  образова-

зовательного  учреждения,

граммы  внеурочной

в  программах вне-

общеобразова-

ния

реализующие,  помимо

деятельности, обра-

урочной  деятельности

тельного учреж-

программ  дополнительного

зовательные  програм-

согласно  требованиям

дения

образования, программы

мы дополнительного

ФГОС НОО

внеурочной  деятельности

образования

Модель шко-

Педагогические работни-

Программа  школы

Сочетание  в рамках

В  пределах фон-

лы полного

ки  общеобразовательного

полного  дня,  режим

программы  школы

да  оплаты  труда

дня

учреждения,  привлечённые

работы

полного   дня  внеуроч-

общеобразова-

для образовательного про-

ных занятий, занятий

тельного учреж-

цесса в рамках  программы

объединений дополни-

дения

школы  полного  дня

тельного   образования,

режимных  мероприятий

Оптимизаци-

Все педагогические работ-

Деятельность тьютора,

Соответствуют  формам

В  пределах фон-

онная  модель

ники  данного  учреждения

классный руководи-

деятельности  педа-

да  оплаты  труда

(учителя, педагог-органи-

тель  по  координации

гогов, реализующих

общеобразова-

затор, социальный педагог,

работы  педагогов  по

определённую часть

тельного учреж-

педагог-психолог, учитель-

реализации  программ

программы внеуроч-

дения

дефектолог, учитель-лого-

внеурочной  деятель-

ной деятельности

13

        

пед,  воспитатель,  старший

вожатый  и  др.)  в  рамках своих  должностных  обя- занностей

ности  в  конкретном

классе

Инноваци- онно-обра- зовательная модель

Педагогические  работни- ки  общеобразовательного учреждения  совместно  с учёными,  специалистами муниципальных  методи- ческих  служб,  привле- чёнными  для  разработки программ  внеурочной деятельности

Договоры  о  со- вместной  деятель- ности  между  ОУ  и учреждениями  науки, профессионального образования,  муници- пальными  органами управления  образо- ванием;  технические задания  на  разра- ботку  и  реализацию совместных  проектов

Соответствуют  фор- мам,  представленным в  программах  вне- урочной  деятельности согласно  требованиям ФГОС  НОО

В  пределах  фонда оплаты  труда  об- щеобразователь- ного  учреждения, дополнительное финансирование

в  рамках  иннова- ционных  проектов

Модель  вза-

Педагогические  работни-

План  внеурочной  дея-

Соответствуют  фор-

В  пределах  фон-

имодействия

ки  общеобразовательного

тельности,  программы

мам,  представленным

да  оплаты  труда

с  учреждени-

учреждения,  педагоги  уч-

внеурочной  деятель-

в  программах  вне-

общеобразова-

ями  допол-

реждений  дополнительного

ности,  договоры  о

урочной  деятельности

тельного  учреж-

нительного

образования

сотрудничестве  между

согласно  требованиям

дения  в  рамках

образования

образовательными

ФГОС  НОО

муниципальных

учреждениями

заданий,  форми-

руемых  учредите-

лем  учреждения

дополнительного

образования

Модель школы полного дня основывается на реализации внеурочной деятельности в условиях группы продлённого дня, организованной в общеобразовательном учреждении в полном соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими требова- ниями.  Данную  модель  характеризует   следующее:

6  создание   условий   для   полноценного   пребывания    ребёнка в общеобразовательном учреждении в течение дня, в том  числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных  пространств;

6 содержательное единство учебного, воспитательного, разви- вающего  процессов  в  рамках   Программы;

6 создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей со- блюдение санитарно-эпидемиологических правил  и  нормативов и включающей рациональную организацию образовательного про- цесса, оптимизацию двигательной активности, организацию ра- ционального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа  жизни;

6 создание условий для самовыражения, самореализации и са- моорганизации детей с активной поддержкой детских обществен- ных  объединений  и  органов  ученического   самоуправления;

6 построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в общеобразова- тельном  учреждении.

Преимущества модели школы полного дня — создание  комплек- са условий  для  успешной  реализации  образовательного   процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоро- вьесберегающие условия, сложившуюся практику финансирования групп  продлённого  дня.

Оптимизационная модель основана на реализации программ внеурочной деятельности без целевого их финансирования в об- щеобразовательном учреждении. Такая модель предполагает,  что в реализации каждой программы принимают участие все педаго- гические работники данного учреждения (учителя, педагог-органи- затор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый и др.) в рамках своих должностных обязанностей. Координацию деятельности пе- дагогов по реализации программ внеурочной деятельности в кон- кретном классе выполняет, как правило, классный руководитель (или тьютор), который осуществляет следующие  функции:

6  взаимодействует   с   педагогическими   работниками,   а   также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного уч- реждения;

6 организует в классе образовательный процесс,  оптимальный для  развития  положительного  потенциала  личности  обучающегося в  рамках  деятельности  общешкольного  коллектива;

6 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы  самоуправления;

6 организует социально значимую, творческую деятельность об- учающихся.

Преимущества оптимизационной модели — в минимизации фи- нансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в общеобразова- тельном учреждении, содержательном и  организационном един- стве  всех  его  структурных  подразделений.

Инновационно-образовательная модель опирается на де- ятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, базо- вой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, развёрнутую в общеобразо- вательном  учреждении  по  направлениям  введения  ФГОС  НОО. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедре- ние инновационных образовательных проектов, для чего обще- образовательное учреждение тесно взаимодействует с учреж- дениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального обра- зования, научными организациями, муниципальными методиче- скими службами.

Преимущества   данной   модели   —   возможность    привлечения в общеобразовательное учреждение дополнительных ресурсов для создания, например, ресурсных центров, для научно-технического творчества, организации сетевого взаимодействия общеобразова- тельных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учёта индивидуальных особенностей  и потребно- стей  обучающихся.

Модель взаимодействия с учреждениями дополнительно- го образования предусмотрена в ФГОС  НОО,  в  котором  сказано, что общеобразовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учреди- телем, может использовать возможности образовательных учреж- дений   дополнительного   образования   культуры    и   спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно- методического пространства внеурочной деятельности и допол- нительного образования, осуществление перехода от управления общеобразовательными    учреждениями    к    управлению  образова-

тельными программами. Она ориентирована на обеспечение го- товности к территориальной, социальной и академической мо- бильности детей.

В  рамках  проектирования   взаимодействия   учреждений   общего и дополнительного образования в условиях введения и реализации ФГОС НОО можно предложить вариативные модели этого взаимо- действия, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необхо- димости корректировалась бы) исходя  из  реально  складывающих- ся  условий  взаимодействия  общеобразовательных  учреждений. Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и допол- нительного образования должно быть создано совместное про- граммно-методическое пространство, а целевые ориентиры ре- ализуемых программ внеурочной деятельности в рамках такого взаимодействия должны быть сориентированы на планируемые результаты Программы конкретного общеобразовательного уч- реждения.

Организационные модели внеурочной деятельности, представ- ленные в Письме «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стан- дарта общего образования», могут быть использованы для конкре- тизации содержания модели, выбранной общеобразовательным учреждением в соответствии с условиями организации образова- тельного процесса, согласно целям внеурочной деятельности (вну- тришкольной,   внешней,  смешанной).

Важную роль при разработке и описании общеобразовательным учреждением модели внеурочной деятельности играет планирова- ние содержания внеурочной деятельности. При отборе содержания внеурочной деятельности целесообразно учитывать методические рекомендации по организации различных типов соответствующих программ:

6  комплексных  образовательных  программ;

6  тематических  образовательных  программ;

6 образовательных программ, ориентированных на достижение результатов   определённого уровня;

6 образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности;

6  возрастных  образовательных  программ;

6 индивидуальных программ для учащихся [8, с. 115—116]. Ведущим принципом, лежащим в основе предлагаемых    вари-

антов проектирования содержательного наполнения внеурочной деятельности, является направленность содержания и организации внеурочной  деятельности,  отвечающая  образовательным   запросам

родителей обучающихся. Это именно та часть основной образова- тельной программы, которая должна формироваться всеми участ- никами  образовательного  процесса.

Одним из предлагаемых вариантов содержательного наполнения внеурочной деятельности можно рассматривать модель площадок, которая предполагает формирование индивидуальных образова- тельных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельно- сти, в том числе на основе принципа проектирования комфортной развивающей образовательной среды. В рамках данного варианта специалистами общеобразовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности по направлениям раз- вития личности, обозначенным в ФГОС НОО. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школь- ников. Программы следует разрабатывать с  учётом  их  пролонгации на  каждый  год  первой  ступени  общего   образования.

Программы внеурочной деятельности обучающихся в рамках данного  варианта  проектирования  могут   также   разрабатывать- ся по всем направлениям развития личности с учётом наличия площадок для их реализации. При этом площадками могут быть специализированные кабинеты, библиотека (библиотечно-ин- формационный  центр),  спортивные   залы   (спортивные   площадки и комплексы), музей, игровые  комнаты,  актовый  зал,  лабора- тории  и   другие   помещения   общеобразовательного   учреждения, а также учреждения культуры, спорта, искусства города (посёлка), промышленные, производственные и другие учреждения и орга- низации.

В данном случае площадки определяются наличием элементов комфортной развивающей образовательной среды, обеспечиваю- щей  следующее:

6 выявление и развитие способностей обучающихся через си- стему клубов, секций, студий  и  кружков,  организацию  обществен- но   полезной   деятельности,   в   том   числе   социальной    практики, с использованием возможностей общеобразовательных  учрежде- ний  дополнительного  образования  детей;

6 работу с  одарёнными  детьми,  организацию  интеллектуаль- ных  и  творческих   соревнований,   научно-технического  творчества и  проектно-исследовательской  деятельности;

6 участие обучающихся и их родителей (законных представи- телей), педагогических работников и общественности в разработке Программы, проектировании и развитии внутришкольной социаль- ной среды, а также в формировании и реализации индивидуаль- ных образовательных маршрутов обучающихся;

6 эффективное использование времени, отведённого на реали- зацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами об- учающихся и их родителей (законных представителей), спецификой общеобразовательного учреждения, с учётом особенностей субъек- та   Российской  Федерации;

6 использование во внеурочной деятельности современных образовательных и воспитательных технологий деятельностного типа;

6 эффективную самостоятельную работу обучающихся при под- держке  педагогических  работников;

6 включение обучающихся в процессы понимания и преоб- разования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района,  города)  для   приобретения   опыта   реального  управления и  действия.

Таким образом,  комфортная  развивающая  образовательная среда  является,  по  сути,   воспитательной   средой   школы   и зада- ёт специально организованное предметно-пространственное, по- веденческое, событийное, информационное, культурное и соци- альное окружение субъектов внеурочной деятельности. При этом воспитательная среда создаёт оптимальные возможности для обе- спечения того или  иного  результата  внеурочной  деятельности за счёт эффективности использования всех воспитывающих ресурсов каждой площадки; направленности содержания и форм организа- ции деятельности на достижение результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, пред- метных); способности этой среды удовлетворить весь комплекс по- требностей ребёнка и сформировать у него систему социальных ценностей,  которые   смогут   обеспечить   его   успешную  адаптацию к  современной  жизни.

В данном  аспекте  акцентируется  социальная  направленность всех программ, освоение ребёнком среды жизнедеятельности  че- рез  собственную  практику  и  восприятие.

Программы внеурочной деятельности в  рамках данного вари- анта проектирования содержательного наполнения внеурочной деятельности следует формировать по модульному принципу (на один год обучения или более), что обеспечит  возможность  пере- хода школьников от одной программы к другой на разных этапах обучения.

Последовательность модулей целесообразно построить  так, чтобы они независимо от  направления  деятельности  обучающих- ся   отражали   логику   предлагаемого   образовательного маршрута.



Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока

Что такое урок , знает каждый.  

Урок – это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

 Специфические признаки урока:    

- постоянная группа учащихся;

- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;

- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Что же такое современный урок?

В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:

  • современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
  • современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –

изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения

усиление личностной ориентации образования

индивидуализация образовательных траекторий учащихся

творческая и развивающая направленность базового обучения

технологизация и компьютеризация учебного процесса.

Три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  2. 2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
  3. Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи  иникогда не выступая в роли средства.

Урок как система

  1. Урок как система состоит из элементов (этапов):

  1. Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:

  1. Урок как любая система должен иметь цель.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Педагогические цели и задачи урока

образуют многоуровневую систему, включающую:

ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему
  • очевидны
  • с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Основными характеристиками целей сегодня являются

конкретность

               привлекательность / побудительность

                               достижимость

Вариантов определений понятия «цель» не так много. Основные могут быть сведены к таким:

  • планируемый результат
  • ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то
  • образ будущего результата

М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения…

Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину

Целеполагание – главная функция деятельности учителя, возникающая на стадии замысла проекта урока. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения

  1. Целеполагание –

то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть:

  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
  • соотносимы с типом и содержанием урока
  • личностно ориентированы

 (слайд №10)    

Традиционный

подход  

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

  • воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

Главная дидактическая цель урока может быть сформулирована следующим образом

Тип урока

Главная дидактическая цель урока

Вводный урок

Дать общее представление о…

Урок изучения новых знаний

Изучить…

Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков

Закрепить…знания, сформировать…умения…, навыки…

Урок применения знаний

Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить единичные знания, привести в систему

Урок проверки, оценки и

Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения.

Обучающие цели:

  • Обеспечить понимание содержания учебного материала
  • Обеспечить уровень его усвоения
  • Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;
  • Добиться…
  • Сформировать и продолжить формирование общеучебного или специального…умения,…навыка,
  • Актуализировать…
  • Обобщить…
  • Систематизировать…

Воспитывающие цели:

  • Создать условия для…
  • Способствовать выявлению, раскрытию…способностей,
  • Возбудить интерес…
  • Прививать, укреплять навыки…
  • Убедить в целесообразности…, значимости…

Развивающие цели:

  • Способствовать становлению или развитию,,,
  • Содействовать развитию…
  • Помочь…

Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи.

Элементы    урока    (этапы),     взаимосвязанные    между    собой, образуют целостную структуру урока

В свою очередь, элемент урока – это часть урока, обладающая свойствами единственности и  целостности. «Единственность» - невозможность дальнейшего расчленения элемента на логически целостные и завершенные части.

В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных  условий обучения» (по В.В.Краевскому)

Примерная структура современного урока

Название этапа

Содержание этапа

Организация деятельности

Мотивация, целеполагание, планирование

Повторение

(актуализация опорных знаний)

  • Определение    уже    имеющихся    у      учащихся

   знаний    и    представлений   по  изучаемой    теме

  • Активизация     элементов    ранее        изученного

    содержания, чтобы облегчить изучение нового      материала

Изучение нового материала

Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися

Закрепление

Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое.

Контроль

Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами.

По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль.

Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная.

Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик.

Коррекция

Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения:

1  –   анализ  допущенных  ошибок  и  их   исправление

2 – анализ, развитие и распространение успешных решений

Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм.

 «Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)

Последовательная (простая; линейная) структура урока

Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока

В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д.

В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока.

Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются.

Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя.

Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности.

Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся.

Традиционная система обучения

Инновационные педагогические технологии

Требования к современному уроку.

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.  

6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·      четко определить и сформулировать для себя его тему;

·      определить место темы в учебном курсе;

·      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·      узнавание нового материала;

·      воспроизведение;

·      применение знаний в новой ситуации;

·      применение знаний в незнакомой ситуации;

·      творческий подход к знаниям.

            Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·      задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

·      что контролировать;

·      как контролировать;

·      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:

  1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;
  2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;
  3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;
  4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;
  5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

·      формальную;

·      содержательную;

·      аналитическую.

Литература:

  1. Л.М.Плахова «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.
  2. М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
  3. М.В.Кларин «Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения», ж. «Школьные технологии», 2004г., №6



Предварительный просмотр:

Реализация ОС и УМК на территории РФ

29 апреля 2014 г. опубликован приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 548 «О федеральном перечне учебников».

В федеральный перечень учебников (далее - Перечень) включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям. Перечень утверждается не реже чем один раз в три года.

Данный перечень учебников сформирован в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047. В федеральный перечень включены учебники:

  • принадлежащие к завершенной предметной линии,
  • имеющие электронное приложение (или учебник в электронной форме),
  • имеющие методическое пособие для учителя.

На основании пункта 3 приказа Министерства образования и науки РФ от  31 марта 2014 года № 253, а также письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 548 учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета в рамках одной ступени обучения по учебникам из предыдущего федерального перечня (на 2013/2014 учебный год), приобретенным до вступления в силу данного приказа, в течение 5 лет.

В федеральный перечень учебников включены завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов (программ) для начальной школы:

"Школа России" 
"Перспектива" 
"Начальная школа XXI века"
"Гармония" 
"Перспективная начальная школа"
"Планета знаний" 
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
"Начальная инновационная школа"
"РИТМ"
"Диалог"

Система Л.В.Занкова представлена в Перечне только учебниками по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. Учебники УМК "Школа 2100" и УМК "Школа 2000..." (математика Л.Г. Петерсон) в Перечень не вошли.

№ п/п

Образовательные системы,

учебно-методические комплексы

Издательства,

издательские центры

1

I:\ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ\Мастер-класс  Реализация ФГОС НОО\Картинки\i (33).jpg

"Школа России" 

Просвещение

2

"Начальная школа XXI века"

Вентана-Граф

3

gar1

"Гармония"  

«Ассоциация XXI век»

4

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 

«Вита – Пресс»

5

I:\ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ\Мастер-класс  Реализация ФГОС НОО\Картинки\i (55).jpg

"Перспективная начальная школа" 

«Академкнига/Учебник»

6

sun1

PERSPEKTIVA_LOGO

"Перспектива" 

Просвещение

7

Logo-3 

"РИТМ"

«Дрофа»

8

logo

"Планета  знаний"  

«Астрель»

9

"Начальная инновационная школа" 

«Русское слово»

10

I:\ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ\Мастер-класс  Реализация ФГОС НОО\Картинки\1204894033.gif

 

Открываю мир

«Мнемозина»

11

I:\ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ\Мастер-класс  Реализация ФГОС НОО\Картинки\dialog.jpg

"Диалог" 

«Дрофа»



Предварительный просмотр:

Рекомендации по выбору УМК для внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

Традиционными называют программы:

  • «Начальная школа 21 века»,
  • «Школа 2100»,
  • «Школа России»,
  • «Гармония»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива».

К развивающим системам отосятся программы:

  • Л.В. Занкова
  • Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Вне зависимости от системы и учебно методического комплекта ученик должен получить знания, определяемые государственным стандартом. А возможно и это?

Давайте еще раз внимательно прочитаем фрагменты Закона «Об образовании в Российской Федерации».

«К компетенции образовательного учреждения относятся определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

«Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ».

 Закон  «Об образовании в Российской Федерации» даёт образовательным учреждениям достаточную свободу в определении учебно-методического комплекса для использования его в работе с детьми.

Критерии, которые важны для выбора учебников

А сейчас познакомим вас с критериями, на которые обычно ориентируются учитель, общеобразовательное учреждение, определяющиеся в выборе УМК.

По содержанию. Уровень соответствия базового учебного материала должен отвечать требованиям «Примерных основных образовательных программ начального общего образования». Этот материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой (иначе программа будет не выполнена). Важно, чтобы присутствовал материал на расширение представлений детей о культурологическом аспекте человеческого знания, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры.

Учебники должны содержать систему учебных заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.

По технологиям (содействию данного учебника реализации межпредметных, метапредметных, надпредметных программ). Все учебники из УМК способны реализовать деятельностный подход в обучении, а также оптимизировать реализацию программы «Чтение. Работа с информацией».

По композиции учебной книги. Методический аппарат учебника позволяет учащимся ориентироваться в его содержании. В нем разработана система условных знаков, пиктограмм, навигаторов – специальных обозначений по организации учебной деятельности; наличие справочного материала и форма его предъявления. Данный аспект будет способствовать формированию универсальных учебных действий.

Задания в учебниках предполагают многофункциональность. Необходимо, чтобы любое задание в учебной книге или рабочей тетради на печатной основе позволяло и учителю, и ученику увидеть и осознать потенциал для личностного роста обучающегося.

Организация материала в учебнике и рабочей тетради должна быть нацелена формирование действий контроля, оценки у учащихся.

Должна быть выстроена система оценивания достигаемых учащимися результатов обучения, скорее всего, в специальной тетради для самостоятельных и контрольных работ.

Начиная наш разговор о выборе УМК, следует сказать, что для реализации концепции определенного УМК важно, кто будет тем педагогом, который сможет донести авторские идеи, замыслы до учеников. Очень бы хотелось, чтобы это был компетентный, думающий, мобильный учитель, сознательно сделавший выбор УМК, понимающий, что он берет на себя серьезные обязательства перед учениками и родителями. Такой учитель точно сумеет средствами УМК достичь максимально возможных результатов, опираясь на свои профессиональные умения, способности и опыт.

Хотелось бы надеяться на то, что все УМК имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Хотелось бы верить в то, что каждый учебник откроет для ребенка путь к самопознанию, научит действовать в новых ситуациях, мотивирует его к самостоятельному поиску знаний, открытию новых способов работы с учебным материалом, поможет стать успешным, заинтересованным не только результатами своего труда, но и процессом обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...