Главные вкладки

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
    статья на тему

    Бурмистрова Татьяна Николаевна

    Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

    Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

    а всегда опирается на определенную стадию развития,

    проделанную ребенком.

    Л. С. Выготский

     

    Эпоха человеческого развития, именуемая «детством»,  считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному.  Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

    Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

    На дошкольной ступени:

    • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
    • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
    • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
    • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
    • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

    На ступени начальной школы:

    • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
    • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
    • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
    • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
    • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
    • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

    Сегодня главный вопрос: меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

    Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

    Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Анализ образовательных областей ФГОС и ФГОС начальной школы  выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

    только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

    Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей).  Требования к результатам освоения  образовательных  программ в ФГОС и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада. Как говорилось ранее, портрет выпускника детского сада по  основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

     В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

    Согласно ФГОС,  УУД -  совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.  Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса,  и выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности  -  к самостоятельной.  В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться.  Всё это касается начального общего образования.

    А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

    У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.  Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

    • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
    • умение сохранять заданную цель;
    • умение находить ошибки и исправлять их;
    • умение контролировать свою деятельность по результату;
    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

    • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
    • владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;
    • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
    • ориентация на партнера по общению,
    • умение слушать собеседника.

    В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

    Сопоставим интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

    Предпосылки УУД у детей

    при поступлении в школу

    Планируемые результаты

    на конец 1 класса

    - умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

    - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей,  умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

    - положительно относится к школе

    -умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

    - умеет уважать достоинство других

    -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

    - умеет уважительно относиться к чужому мнению

    - умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

    - умеет беречь свои вещи

    - умеет бережно относиться к материальным ценностям

    -уважает и принимает ценности семьи и общества

    - любит свою Родину и свой край

    -умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

    - в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

    - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

    - умеет выбирать себе род занятий и партнёров

     

    -умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

    - может поддержать разговор на интересную для него тему

    -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

    - может поддержать разговор на интересную тему

    - умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

    - умеет делать самооценку  себе и своим действиям

    -умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

    - умеет делать самооценку себе и своим поступкам

    - умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

    -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

     

    Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

    Таким образом,  обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ,  четко вырисовывается  преемственная связь.

    С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС.  Вместе с тем,  нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым  процессом.  Все мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

    Основные выводы:

    • С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы  программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
    • Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
    • Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования,  заявленные  в проекте ФГОС  и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.
    • Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
    • Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся

    В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....

    Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

    Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

    Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»

    Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...

    Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

    21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

    «Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

    Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...