Главные вкладки

    "Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
    учебно-методический материал (1 класс) на тему

    Захарова Анна Модестовна

    В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfel_dostizheniy_uchenika_nachalnoy_shkoly.rar2.69 МБ

    Подписи к слайдам:

    «Портфель достижений» -системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
    Захарова Анна Модестовна, учитель начальных классовМОБУ «Руэмская СОШ»Медведевский р-нРеспублика Марий Эл
    «Портфель достижений»-
    обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.
    Цель создания Портфеля:
    собрать работы и результаты обучающегося, которые показывают усилия, прогресс и достижения обучающегося в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.),мотивировать обучающегося на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
    Задачи создания Портфеля:
    сохранять результаты ВСЕХ достижений обучающегося − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы; сохранить информацию о процессе решения задач обучающимся, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;развивать у обучающегося умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат; подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс обучающегося через сравнение исходных и конечных результатов.
    Задачи участников образовательного процесса:
    обучающихся:научиться пополнять и оценивать материалы своего «Портфеля достижений»
    Задачи участников образовательного процесса:
    учителя:обучать ученика порядку пополнения «Портфеля достижений» основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»;использовать таблицы результатов после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (один раз в год), вести «Журнал достижений и развития обучающихся».
    Задачи участников образовательного процесса:
    родителей:помочь ребёнку в сборе и оформлении материалов «Портфеля достижений»;помочь ребёнку в анализе и самооценке своих достижений;помочь ребёнку в обдумывании мотивов своих действий, учить ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат.
    Содержание «Портфеля достижений»:
    показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);показатели метапредметных результатов;показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
    Названия разделов Портфеля:
    1) «Кто я и чего хочу».Этот раздел содержит личностную рефлексию обучающегося, в том числе и по материалам самого «Портфеля достижений», это часть его личностных результатов.2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах» (метапредметные результаты)3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах» (предметные результаты)4) «Достижения ВНЕ учёбы» (личностные результаты).5) «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов»Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.
    Форма представления «Портфеля достижений»
    папка с файлами, хранящая материалы на бумаге (или на электронных носителях).
    Порядок и сроки пополнения «Портфеля достижений»
    Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
    Начиная со 2-го класса обучающийся (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору обучающегося в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
    Порядок и сроки пополнения «Портфеля достижений»
    Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку обучающегося предметные контрольные работыВ конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.
    Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений»
    Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим обучающимся.
    Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы листа - опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений обучающегося»
    Критерии оценивания «Портфеля достижений»
    По признакам трёх уровней успешностиНеобходимый уровень (базовый)Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень (НЕобязательный)
    Необходимый уровень (базовый)
    требовались отработанные действия (раздел «Выпускник научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо» (от 20 до 40 баллов), но не отлично или «нормально» (от 40 до 60 баллов)
    Повышенный уровень (программный)
    потребовалось:либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Выпускник может научиться» примерной программы);либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» (от 80 до 100 баллов) или «почти отлично» (от 60 до 80 баллов)
    Максимальный уровень (НЕобязательный)
    потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных обучающихся по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно» ( от 100 баллов и выше)
    Возможные материалы «Портфеля достижений»
    по разделам
    1) «Кто я и чего хочу»
    (рефлексия по материалам «Портфеля достижений» – часть личностных результатов) Краткая информация обучающегося о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями). Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья … Больше всего я люблю (дела, занятия)… До школы у меня было много успехов, например: …
    В начале каждого учебного года обучающийся с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы». Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что: мои главные достижения сейчас – это … мне хочется добиться …, стать … мне нужно научиться делать лучше …. в этом году я постараюсь научиться прежде всего: … этого я смогу добиться, если буду делать так: «1.. … 2. … 3. …». В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» обучающийся (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.
    Начиная с 3-го класса, может по решению педагогического коллектива и с согласия родителей появиться такой раздел:«Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать другим»Мои предки – это…. Вспоминая о них, я испытываю чувства …, потому что …Мой народ – это …Ощущая свою связь с ним, я испытываю чувства…, потому что ...Я живу в России, и меня связывает с моей страной то, что Помня о том, что я из России, я испытываю чувства…, потому что…Со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что...
    2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»
    Обязательная часть раздела (пополняется педагогами): а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы обучающегося и их систематизированные результаты – Таблицы результатов); б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД: учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов); школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию); любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).
    Часть, пополняемая обучающимся в разделе «Чему я научился на всех предметах».
    а) самооценка обучающимся развития своих УУД: избранные страницы недельных (месячных) разворотов: «Мои успехи на этой неделе (в четверти) и т.п.». страница «Чему я научился на всех предметах в этом году»;  б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД). Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что обучающийся САМ посчитает нужным сюда включить.Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать обучающимся: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи»
    3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»
    Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов). Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»: стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года); Таблицы предметных результатов с ответами обучающегося по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках; итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).
    Примеры материалов по предметам:
    Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения, диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные творческие работы детей и т.п.Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, мини-исследования и т.п.Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных ответов, предметные мини-проекты, результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологов-описаний и т.д.Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений и т.п.
    4) «Достижения ВНЕ учебы»(личностные результаты)
    Это могут быть:любые творческие работы обучающегося, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».Пример листа «Самооценка творческого дела»:1. В начале этого дела у меня была цель ….2. Особенно хорошо мне удалось …3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …4. Свой результат могу оценить так …
    ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ И «ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ»
    Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Журнал достижений и развития обучающихся»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами Отметки в таблицы результатов выставляются: в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено), в 2-4 классах отметки ставятся по 5-ти балльной шкале . Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные обучающиеся справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений». Остальные материалы портфеля достижений обучающийся пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
    Благодаря этим усилиям, обучающиеся приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого обучающегося, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки.
    Использованные источники:
    http://www.school2100.ru http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_ocenivaniya.pdf

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов

    Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...

    Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»

    Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»...

    Оценка личностных, метапредметных, предметных результатов обучающихся 1 класса

    Оценка образовательных личностных, метапредметных, предметных достижений...

    Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ

    Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ...

    «Проектные задачи в начальной школе, как средства достижения личностных метапредметных и предметных результатов ФГОС»

    Выступление учителя начальных классов Ежовой Натальи Александровны на городском семинаре в МОУ «Гимназия № 34» Заводского района города Саратова...