Обучение СБО
методическая разработка на тему

Морозова Галина Геннадьевна

Социально-бытовая ориентировка умственно-отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделитьи освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_sbo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение социально-бытовой ориентировке

детей с интеллектуальными нарущениями

1. Понятие предмета СБО (социально-бытовая ориентировка)

«Через активную организацию жизни

в школе ученик придет к умению

войти в жизнь».                                                                

Л.С.Выготский

Социально-бытовая ориентировка умственно-отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделитьи освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили введение в учебно-воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО. В 1980г. Главное управление школ и Институт дефектологии АПН СССР разработали новые учебные планы всех типов специальных образовательных школ (школ-интернатов) для детей с дефектами физического и умственного развития. Изменения, внесенные в учебный план, позволили вводить специальные коррекционные занятия по СБО.

Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли ( магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры ( библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому  дети должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.

Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия: целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка; дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.

Идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:

- знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

- умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений            (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

- экономико-бытовых умений;

- умений организовать свой досуг;

- умений общения;

- волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

- познавательной деятельности;

- эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.

Социально бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.

2. Основные требования к уроку СБО.

Каждый урок СБО представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:

- содержания, проявляющегося через различные источники- слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, художественную литературу, средства наглядности и т.п

- различных звеньев обучения- формирование новых знаний (усвоение нового материала); закрепление, упражнения, проверка усвоения учебного материала; повторение; использование усвоенных знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения.

Уроки СБО как и все учебные занятия в коррекционной школе, имеют коррекционно-развивающую направленность.

На каждом уроке решаются три задачи- обучающая, воспитательная и коррекционно-развивающая. Постановка этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

  1. При разработке тематического планирования учителю необходимо правильно определить место данного урока в системе уроков по определенной теме или разделу. На уроке должна быть обеспечена связь изучаемого материала с ранее усвоенными сведениями, а также проведена подготовка к изучению последующих тем. Например, урок по теме «правила личной гигиены» относятся к программному разделу «Личная гигиена», В 5 классе учащиеся получают представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления темы «Личная гигиена» в 6,7,8,9,10,11,12 классах учитель непосредственно обращается к тем знаниям и умениям, которые ученики уже имеют.
  2. В процессе подготовки к уроку учитель должен ясно представлять цель урока и точно сформулировать ее в плане или конспекте урока. Цель реализуется в комплексном решении трех задач. Решая коррекционно- развивающую задачу на уроке СБО, учитель стремиться на основе реального жизненного материала формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей. Например, анализируя свертывание белка в горячей воде, учащиеся делают выводы о том, что при отваривании яйца белок будет изменять консистенцию от жидкой к твердой в зависимости от времени варки.
  3. Необходимо продумывать оптимальную организацию труда учащихся и отбирать приемы и методы, адекватные поставленным на уроке задачам. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию отвлеченного учебного материала. При построении урока это необходимо учитывать и не допускать слишком длительных периодов на уроке, когда учебный материал воспринимается только со слов учителя. Например, при изучении темы «Виды писем» учитель сообщает, что письма могут быть разными (закрытые, открытые, простые, заказные). Далее учитель вовлекает детей в беседу, он задает вопросы, выявляет знания учащихся по этой теме, демонстрирует виды этих писем. Учащиеся находят их особенности, различия.
  4. Оборудование, используемое на уроке, включая средства наглядности и технические средства обучения, должно соответствовать его целям и задачам.
  5. Следует использовать любой урок для активного содействия формированию положительных качеств личности учащегося. В зависимости от содержания урока учитель определяет конкретные воспитательные задачи.

- формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

- воспитывать чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

- способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.

3. Методы и приемы обучения на уроках СБО.

Метод обучения - это «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Прием обучения - это «деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков».    

На уроках по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, устный рассказ учителя, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, задания соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображении, решение логических задач, рисование, чтение и обсуждение художественной литературы (объяснительное чтение), просмотр и обсуждение кинофильмов и т.д

Следует обратить особое внимание на следующие методы:

 Демонстрация. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения.

На уроках используется различного вида наглядность: натуральные предметы, реальные объекты (помещения, предприятия, учреждения); муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии; учебные фильмы, технологические карты и т.д

Рассказ учителя. Устное изложение материала- самый удобный и совершенный метод обучения. Правда, умственно отсталые дети испытывают затруднения в восприятии устной речи, так как внимание  у них неустойчивое, через небольшой промежуток времени они отвлекаются и теряют смысловую нить рассказа учителя. Тем не менее, в коррекционной школе этот метод занимает ведущее место в обучении, что вполне оправдано практикой. Устное изложение может иметь несколько форм:

- без использования наглядных пособий;

- с использованием наглядных пособий;

- с использование различных технических средств обучения.

Беседа. Этот метод предполагает вопросно-ответную форму обучения. Учитывая ряд особенностей умственно отсталых учащихся , требующих частой проверки правильности восприятия материала, создания условий для активной мыслительной работы и т.д., педагог в процессе обучения чаще всего применяет метод беседы. Путем умело поставленных вопросов учитель побуждает учащихся к самостоятельным выводам. Кроме того метод беседы способствует развитию у умственно отсталых школьников умение выражать свои мысли в устной речи, что также следует признать важным и необходимым.

Успешному применению метода беседы способствуют:

- хорошо продуманная система вопросов, которые учитель предлагает ученикам в ходе беседы. С целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи следует варьировать формы вопросов;

- предъявление требований к ответам учащихся. Ответы и по существу, и по форме должны быть правильными, полными. В ответах следует исправлять в речи учащихся аграмматизмы, неправильное ударение, просить повторить фразу грамотно.

Метод объяснительного чтения. Научить умственно отсталого ученика работать с книгой, текстом чрезвычайно важно. Книга, учебник, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим накапливают запас слов, развивают словесно- логическую речь и мышление.

Экскурсии. Трудно переоценить значение экскурсий в обучении социально-бытовой ориентировке умственно отсталых учащихся. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Правда, проведение экскурсий с учащимися коррекционной школы представляет значительные трудности. Учителю во время экскурсии достаточно сложно вести объяснение, поддерживать контакт с учащимися, так как они часто отвлекаются, их внимание трудно сосредоточить. Поэтому учителю необходимо:

- тщательно готовиться к экскурсии, определив ее цель, содержание, мнтоды объяснения;

- подготовить учащихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, о формах работы на экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии;

- при проведении экскурсии не упускать из виду ни одного из учеников, стремясь к тому, чтобы все учащиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;

- обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.

Лабораторный метод.  Укоренилось неправильное представление, что лабораторный метод обучения во вспомогательной школе почти невозможно применить. Сторонники такого мнения полагают, что этот метод требует специальных условий. На самом деле, организовать лабораторную работу в обычном кабинете СБО совсем не трудно. Такими работами могут быть, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т.д.

Упражнения в применении полученных знаний. Всем хорошо известно, что знания, умения и навыки должны быть неотделимы друг от друга. Умственно отсталые учащиеся могут знать таблицу умножения, но не уметь применять ее на практике, или знать правила грамматики, но не соблюдать их на письме, могут знать, что 1л равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же  объем воды стаканами емкостью 250 мл. Необходимо на специально организованных занятиях в процессе многократных повторений формировать умение применять полученные знания на практике.

Упражнения в виде записей и графических работ. В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый материал. Для правильного ведения записи, умственно отсталые дети нуждаются в руководстве учителя. Следует учить их записывать основные положения для памяти, на будущее. Для этого учитель предлагает учащимся выделить основную мысль из текста, написанного на доске, в книге, в газете и др., и записать ее в тетрадь.

4. Формы организации обучения.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е предусматривается планирование различных типов уроков. При этом необходимо учитывать, что в школе для детей с недоразвитием интеллекта часто не представляется возможным выдержать «в чистом виде» тот или иной тип урока. На одном и том же уроке педагог повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т.п. Все же необходимо выделить основные типы уроков.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания. Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

- вводный урок- подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;

- урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

- урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

- обобщающий ( повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется  материал, изученный по определенным темам и разделам;

- контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы;

- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.

Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется соотношением и последовательностью частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

Общими элементами урока являются:

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания;

- подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;

- постановка цели и задачи урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление;

- повторение изученного;

- подведение итогов урока, оценка знаний;

-сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Литература:

1. Вахрамеева С.В. Социально-бытовая ориентировка. Волгоград, «Учитель», 2016 г.

2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентпировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, 5-9 кл. М.: Владос, 2014 г.

3. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград, «Учитель», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...